Система охлаждения

Записаться на ремонт

Система охлаждения

Ремонт системы охлаждения в Казани
Система охлаждения современного автомобиля проходит ремонт и обслуживание на СТО оснащенных профессиональным оборудованием и специальным инструментом.
Узнать больше
Радиатор печки: назначение, принцип работы, устройство, замена печки в Казани
Система отопления и вентиляции воздуха представляет собой единый комплекс, предназначенный для обеспечения максимально комфортных условий в салоне автомобиля в любое время года.
Узнать больше
Ремонт системы охлаждения двигателя

Основной принцип работы двигателя внутреннего сгорания основан на получении тепловой энергии и преобразовании ее в механическую. Выделение тепловой энергии приводит к нагреванию конструкционных элементов двигателя, что обуславливает необходимость поддержания их заданной, оптимальной температуры при работе силового агрегата. С этой целью на любом автомобиле с ДВС предусмотрена установка системы охлаждения, которая требует периодического обслуживания, ремонта и замены поврежденных или изношенных узлов, деталей, агрегатов, в большинстве случаев жидкостей.

Технический центр «Гвардейский» в Казани оказывает широкий спектр услуг, связанных с поддержанием системы охлаждения двигателя в исправном, работоспособном состоянии. Все работы выполняют профессиональные автослесари высокой квалификации, с большим опытом практической работы.

На территории техцентра находится автомагазин, где по доступным ценам можно купить все необходимое для качественного и оперативного восстановления работоспособности системы охлаждения.

Предназначение

Как отмечалось выше, главное предназначение системы охлаждения – поддержание на нужном уровне рабочей оптимальной температуры силового агрегата. В зависимости от конструкционных особенностей определенной модели и марки автомобиля существует целый ряд дополнительных функций, отметим следующие:

  • поддержание в салоне заданной температуры при эксплуатации в холодное время года путем подачи нагретого воздуха в салон, во многих случаях ставится радиатор печки, такое решение очень часто применяется в системе отопления автомобиля;
  • охлаждение до рабочей температуры моторного масла в системе смазки силового агрегата, с этой целью ставится масляный радиатор, правда, далеко не на всех моделях;
  • понижение температуры выхлопных (отработавших) газов в выхлопной системе, точнее говоря системе, обеспечивающей рециркуляцию выпускных газов, также нестандартное решение;
  • снижение температуры наддувочного воздуха, если мотор турбированный и оборудован турбонаддувом;
  • остужение трансмиссионного масла (жидкости ATF) в АКПП (автоматической коробке переключения передач), не во всех случаях.

Система охлаждения зачастую применяется и для решения широкого спектра других задач, все напрямую зависит от конструкционных особенностей двигателя, систем, обеспечивающих его бесперебойную работу.

Принцип работы системы охлаждения двигателя

Рабочая схема системы охлаждения напрямую зависит от используемого принципа охлаждения, вида промежуточного теплоносителя. То есть избыточная тепловая энергия может забираться по-разному, основные варианты с помощью:

  • жидкости, используется специальная охлаждающая жидкость (антифриз);
  • обычного атмосферного воздуха;
  • комбинации двух вышеперечисленных способов.

Если заливается охлаждающая жидкость, циркулирующая самотеком (естественным путем) или в принудительном порядке под давлением по контуру (контурам), то такая система охлаждения называется жидкостной. Принцип работы простой. Охлаждающая жидкость, в преобладающем большинстве случаев, принудительно циркулирует по открытому контуру, забирает от двигателя избыточную тепловую энергию, нагревается. Затем эта тепловая энергия передается другим элементам системы и температура промежуточного теплоносителя (сейчас это антифриз, ранее еще использовали воду) снижается. И так по замкнутому кругу. В чистом виде жидкостное охлаждение используется очень редко (речь идет о легковых машинах). Силовые агрегаты с такой системой охлаждения ставятся, как правило, на суда.

В случае использования для охлаждения ДВС воздуха речь идет о воздушной системе охлаждения. Принципиальная схема работы достаточно простая. Из атмосферы при помощи вентилятора, дефлекторов и других приспособлений (иногда на блоке цилиндров и головке блока цилиндров конструкционно предусмотрены ребра охлаждения, применяются и иные решения) забирается атмосферный воздух. Он направляется на двигатель принудительно и с использованием определенных аэродинамических схем, забирает избыточную тепловую энергию и отводится обратно в атмосферу, при работающем двигателе это непрерывный процесс. Воздушная система охлаждения более простая в конструкционном плане и при обслуживании, но менее эффективная. Причем степень эффективности повышается пропорционально росту скорости. Чем выше скорость автомобиля, тем эффективнее воздушная система охлаждения. Поэтому такой вариант используется очень и очень редко, как правило, на спортивных автомобилях, классический пример Porsche. На отечественных автомобилях практически не ставится. Можно вспомнить легендарные ЗАЗ -968 и его предшественников ЗАЗ-966 и ЗАЗ-965. Но это дела давно минувших дней. Последний 968 покинул конвейер в 1994 году.

На сегодняшний день самой живучей схемой оказалась комбинированная, она используется на преобладающем большинстве легковых машин. В данной схеме жидкостная система сочетается с воздушной, предусматривает установку таких узлов, как радиатор охлаждения и работающий с ним в паре вентилятор радиатора. Принцип тот же. Охлаждающая жидкость, как правило, циркулирует по контуру (в данном случае контур замкнутый, герметичный), в большинстве случаев принудительно, для этого ставится насос водяной, забирает тепло от мотора и передает в радиатор охлаждения. Если необходимо, включается вентилятор радиатора и нагнетает атмосферный воздух, обеспечивая тем самым дополнительное охлаждение антифриза. И так по замкнутому контуру. Чтобы понять как работает комбинированная (по сути гибридная жидкостно-воздушная) система охлаждения и какие виды услуг предлагает наш автосервис, необходимо конструкционную схему рассмотреть более подробно.

Основные узлы

Итак, комбинированная система охлаждения, ее обслуживание – основное направления предоставления услуг мастерами технического центра «Гвардейский» в Казани. По согласованию с автовладельцем наши специалисты, конечно же, могут заняться и воздушной системой охлаждения, хотя таких автомобилей и единицы. Не будем об экзотике. Наиболее часто встречается схема, которая подразумевает использование таких компонентов как:

  • вентилятор радиатора, дополнительный элемент, включается только тогда, когда срабатывает термостат, дает возможность экстренно снизить температуру антифриза при критичных условиях работы силового агрегата, это связано либо с режимом использования, либо еще и с температурой воздуха за бортом, то есть если на улице жарко, машина стоит с работающиммотором, передвигается по пересеченной местности или в транспортных заторах, в других подобных ситуациях;
  • охлаждающая жидкость, как отмечалось выше, это промежуточный теплоноситель, он забирает тепло от ДВС и передает другим элементам системы, движется по замкнутому контуру (патрубкам), если раньше заливалась вода, то сейчас специальная жидкость – антифриз;
  • радиатор охлаждения мотора, именно он позволяет антифризу передать избыточную тепловую энергию и снизить свою температуру, мы уже отмечали, что охлаждение ДВС – основная функция, если еще предполагаются и дополнительные, то ставится, в полной зависимости от конфигурации системы, радиатор охлаждения систем отвода отработавших газов (понижает температуру выхлопных газов), смазки (снижает температуру моторного масла), коробка передач (служит для охлаждения трансмиссионного масла (точнее жидкости ATF));
  • радиатор печки, функция та же что и радиатора охлаждения мотора, только тепловая энергия применяется по уму, с целью поддержания заданной температуры салона при эксплуатации легковой машины в условиях низких плюсовых и минусовых температур окружающего воздуха;
  • расширительный бачок, основная его функция – обеспечить условия, при которых определенная охлаждающая жидкость сможет заливаться по востребованности в замкнутый контур (контуры) охлаждения, еще расширительный бачок необходим для компенсации увеличения объема антифриза за счет теплового расширения;
  • термостат, очень важный агрегат, устройство управляющего типа, в полной зависимости от текущей температуры промежуточного теплоносителя направляет его по малому (при пуске мотора) или большому контуру, то есть через радиатор охлаждения или обходя его, тем самым обеспечивается оптимальный рабочий температурный режим эксплуатации ДВС, причем термостат бывает и с подогревом, отличается функциональностью и конструкционными особенностями;
  • насос водяной (также используется термин помпа) – это узел, который обеспечивает принудительное движение воды или антифриза в замкнутом контуре системы охлаждения (таких контуров иногда несколько), насос водяной бывает не один, например, на автомобилях, где установлен турбированный силовой агрегат;
  • патрубки (изготавливаются из металлов, сплавов, резины, полимерных материалов), именно они объединяют все элементы системы охлаждения и формируют замкнутый контур (иногда несколько контуров, зачастую два), в котором принудительно циркулирует антифриз;
  • рубашка охлаждения, по сути это разветвленная сеть каналов определенной конфигурации, размещенных на блоке цилиндров и ГБЦ, по которым циркулирует, как правило, принудительно, охлаждающая жидкость.

В современных легковых машинах работой силового агрегата, а значит и системы охлаждения управляет электроника. Поэтому в большинстве случаев ставятся такие дополнительные элементы как электронный блок управления (в данном случае ЭБУ силового агрегата), датчики (включая датчики, определяющие температуру антифриза, и целый ряд иных) и другие управляющие устройства, тот же термостат, реле и прочие.

Специфика работ, которые выполняются в нашем автосервисе, предопределена именно конфигурацией системы охлаждения и взаимосвязанных с ней систем, а также конструкционными особенностями установленных агрегатов.

Вернемся немножко назад и на основании рассмотренных выше элементов охарактеризуем классическую схему работы, которую имеет комбинированная, гибридная система охлаждения.

Итак. Охлаждающая жидкость (вода или антифриз) заливается в расширительный бачок. Когда включается мотор, насос водяной подает антифриз в рубашку охлаждения силового агрегата. Этот промежуточный теплоноситель забирает избыточное тепло от мотора и следовательно нагревается, попадает на термостат. Термостат, исходя из температуры, направляет антифриз по малому контуру, когда двигатель недостаточно нагрелся, то есть прямо насос водяной, или по большому контуру, тут уже задействуется радиатор охлаждения. Если для понижения температуры антифриза встречного, набегающего потока атмосферного воздуха, проходящего непосредственно через соты, недостаточно, включается вентилятор радиатора и выполняется дополнительное охлаждение. Температура антифриза снижается, он подается на насос водяной и дальше обратно в рубашку силового агрегата, цикл затем повторяется. Когда включается система отопления, то нагретый антифриз дополнительно может подаваться и на радиатор печки. Это лишь базовая схема. Если охлаждающая жидкость применяется для снижения температуры используемого моторного масла, трансмиссионной жидкости или наддувочного воздуха, то существуют различия. Например, в случае установки турбированного мотора система охлаждения, как правило, имеет два контура и две помпы.

Причины износа и неисправности

Когда речь идет о комбинированных системах охлаждения, то существует несколько характерных поломок, свойственных данной конструкционной схеме. Отметим следующие:

  • разгерметизация замкнутого контура (контуров);
  • завоздушивание;
  • попадание посторонних примесей;
  • отсутствие принудительной циркуляции промежуточного теплоносителя.

Основной признак неисправности – нарушение температурного режима силового агрегата. Зачастую это перегрев, после которого, если недосмотреть, может понадобиться дорогостоящий капитальный ремонт двигателя. Иногда, особенно если вышел из строя термостат, мотор не может нагреться до заданной температуры и снижается эффективность его работы. Второй признак – при включенной системе отопления не работает отопитель, если, конечно, он не индивидуальный. То есть обращайте внимание, прежде всего, на приборную панель, в большинстве случаев индикатор температуры двигателя именно там.

Причин неисправностей существует огромное количество, среди основных отметим такие как:

  • неправильно подобранная охлаждающая жидкость;
  • естественный износ, особенно это касается патрубков и таких деталей как термостат, насос водяной;
  • механические повреждения, особо достается при этом таким узлам, как радиатор охлаждения, вентилятор радиатора и ряду других деталей;
  • некачественное, неквалифицированное или отсутствие технического обслуживания (например, охлаждающую жидкость требуется менять вовремя);
  • использование некачественных, контрафактных комплектующих;
  • нарушение правил эксплуатации;
  • стиль вождения;
  • условия эксплуатации.

Существует огромное количество и других причин, приводящих к поломке системы охлаждения и ее элементов. В любом случае в Казани обращайтесь к механикам технического центра «Гвардейский», которые выполняют диагностику, плановое и внеплановое обслуживание системы охлаждения, ее восстановление и замену неисправных агрегатов, расходных материалов и жидкостей.

Предлагаемые услуги

В рамках обслуживания системы охлаждения в нашем автосервисе выполняется комплексная диагностика, а также такие разновидности работ как замена:

  • охлаждающей жидкости (антифриза);
  • радиатора охлаждения (мотора, АКПП, системы смазки);
  • вентилятора радиатора (в полной зависимости от вида конструкции, типа и количества);
  • термостата;
  • радиатора печки;
  • расширительного бачка;
  • датчиков, включая температурные;
  • патрубков.

В рамках технического обслуживания с целью очистки от примесей выполняется промывка системы охлаждения. Это далеко не полный перечень оказываемых услуг. Нужна дополнительная информация? Обращайтесь! Можно приехать лично, если это возможно, или воспользуйтесь контактными данными на сайте.

Охлаждающая жидкость (в большинстве случаев антифриз) меняется планово и внепланово с учетом особенностей конструкции, которые имеет система охлаждения в целом и расширительный бачок в частности. Плановая замена проводится согласно регламенту автопроизводителя после определенного срока эксплуатации или пройденного километража. Внеплановая замена антифриза необходима при ремонте системы охлаждения, снижении уровня и/или характеристик охлаждающей жидкости.

В ходе замены наши мастера учитывают химический состав жидкости, то есть тип используемой основы и комплекса присадок.

Радиатор охлаждения меняется по целому ряду причин, главное это критические механические повреждения и нарушение герметичности, а также засорение примесями и отложениями. Замена производится только в том случае, если другие методы не помогают. В рамках обслуживания могут выполняться промывка (продувка) радиатора, очистка сот от загрязнения. Если это возможно, производится сварка бачков и пайка трубок. Тут все зависит от формы, материала изготовления, места установки, экономической целесообразности и еще учитывается не приведет ли ремонт к снижению эксплуатационных, рабочих параметров системы охлаждения.

При поломке вентилятора радиатора антифриз зачастую охлаждается недостаточно, что приводит к снижению эффективности использования системы охлаждения. Поэтому производится замена поврежденного агрегата. В ходе работ учитывается место и способ установки вентилятора, их количество, тип привода (механический, гидравлический, электрический, комбинированный, включая электромеханический и гидроэлектрический), а также целый ряд других параметров.

Без исправного термостата система охлаждения или не будет работать, или будет, но крайне неэффективно. Тут все зависит от характера повреждений, при возникновении которых специалистами нашего техцентра осуществляется замена термостата. В данном случае учитывается его место установки, количество (может быть и два – один для ГБЦ, другой для блока цилиндров), конструкционные особенности, тип управления (механический, электронный). Главное правильно подобрать термостат, в этом помогут наши квалифицированные автослесари.

Одна из классических схем отопления салона, которая активно используется на современных легковых машинах, предполагает использование для обогрева промежуточного теплоносителя. В таком случае ставится радиатор печки. Сразу оговоримся, что есть схемы с печкой обособленной, она может работать от аккумулятора или путем сжигания топлива, речь идет об автономных отопителях. В большинстве случаев все же используется разогретый антифриз, который проходит через теплообменник радиатора. Проблемы и пути решения все те же что и в случае с радиатором охлаждения.

В случае разгерметизации под воздействием механической деформации, естественного износа в нашем автосервисе меняется расширительный бачок. Большое внимание уделяется его крышке, которая зачастую оборудуется впускным и выпускным перепускными клапанами. Также при работе учитывается наличие или отсутствие датчиков. В частности, сейчас наметилась тенденция, когда в расширительный бачок ставится датчик уровня охлаждающей жидкости.

Замена датчиков

Работа современного силового агрегата в целом и его системы охлаждения в частности во многом зависит от работы электроники и чем новее легковая машина, тем больше электронных устройств,управляющих устройств, связанных с электронным блоком управления (ЭБУ двигателя). Автоэлектрики нашего техцентра проводят в большинстве случаев замену датчиков температуры охлаждающей жидкости с учетом их функционального предназначения (одни просто оценивают температуру антифриза, другие дают возможность еще запускать вентилятор радиатора). В ряде случаев при наличии проводится замена датчиков уровня охлаждающей жидкости (они ставятся в расширительный бачок) и целого ряда других датчиков.

Замена патрубков

Патрубки, особенно резиновые, подвержены воздействию различных внутренних (состояние охлаждающей жидкости) и внешних (механическая деформация) факторов, что зачастую приводит к разгерметизации замкнутого контура. Это расходный материал. Поэтому проводится замена патрубков с дальнейшей проверкой герметичности системы и оценкой отсутствия следов подтекания.

В ходе эксплуатации в системе охлаждения могут появиться посторонние примеси, что обуславливает необходимость ее промывки и последующей заливки новой охлаждающей жидкости. Все работы оперативно и качественно, с использованием современного оборудования выполняют наши мастера.

Требуется ремонт системы охлаждения, ее восстановление или замена поврежденных узлов, агрегатов, деталей и расходных материалов в Казани? Нужна консультация опытных, квалифицированных специалистов?

Обращайтесь в технический центр «Гвардейский». 

Режим работы – 7 дней в неделю.

Наши контакты
ул. Гвардейская, д 53К

Подпишитесь на наши рассылки