Головка блока цилиндров

Записаться на ремонт

Головка блока цилиндров

В любом поршневом силовом агрегате внутреннего сгорания есть газораспределительный механизм (сокращенно ГРМ), который включает такой важный узел как головка блока цилиндров (сокращенно ГБЦ). Сразу отметим, что головок бывает несколько.

В процессе эксплуатации как сама ГБЦ, так и ее основные компоненты, а также установленные в нее элементы других систем подвержены естественному износу, повышенным нагрузкам, в том числе воздействию высоких температур, ряду других факторов. Они обуславливают потребность периодического технического обслуживания, при необходимости ремонта или полной замены ГБЦ, ее элементов.

Все работы, связанные с плановым и внеплановым техническим обслуживанием ГБЦ двигателей в Казани, выполняют мотористы технического центра «Гвардейский». У наших специалистов достаточно богатый практический опыт, есть навыки ремонта различных типов ГБЦ и соответствующая высокая квалификация. Услуги оказываются с активным использованием нужных инструментов, специальных приборов и определенного оборудования в соответствии с конструкционными особенностями как мотора, так и ГРМ, а также его ГБЦ. Благодаря этому ремонт двигателя выполняется в максимально сжатые сроки, качественно, с гарантией надежной, полнофункциональной его работы.

Чтобы было понятно, сначала необходимо рассмотреть конструкцию головки блока цилиндров, ее базовые компоненты (компоненты других систем, которые в нее установлены) и разновидности.

Конструкция и разновидности ГБЦ

Начнем с главного. Дадим определение, что такое ГБЦ. В целом ГБЦ – это часть ГРМ, она крепится непосредственно к блоку цилиндров с использованием направляющих шпилек, болтов.

Место установки – над блоком цилиндров параллельно горизонтальной плоскости или под определенным углом. Второй вариант – боковое расположение, но только в оппозитных двигателях, встречается не очень часто, преимущественно на автомобилях Subaru и еще у Porsche остались такие моторы на ряде моделей.

Второй важный момент – количество ГБЦ, вариантов несколько:

  • одна на все цилиндры (моноголовка);
  • одна на группу цилиндров, она же групповая;
  • на каждый цилиндр своя, она называется индивидуальной или раздельной.

Если говорить о группах цилиндров, то все зависит от того, какова компоновка двигателя. В качестве примера приведем основные схемы. Рядные силовые агрегаты, а также R-образные и VR-образные идут с одной ГБЦ, у V-образных, U-образных, оппозитных силовых агрегатов головок блоков цилиндров две, у W-образных – три, на других, более экзотических схемах, останавливаться не будем.

Конструкция ГБЦ во многом предопределяется размещением клапанной группы ГРМ. Большинство современных двигателей имеет верхнее расположение клапанной группы, нижнеклапанные двигатели на легковых автомобилях встречаются достаточно редко, а оппозитные моторы – тема для отдельного разговора.

Также конструкционные особенности предопределяют и вид используемого топлива, тип системы впрыска, другие параметры.

В целом основные элементы ГБЦ с верхним расположением клапанной группы в преобладающем большинстве случаев это:

  • корпус (литой, получается литьем под давлением (с последующей обработкой каналов фрезерованием и сверлением) или в кокиль, изготавливается либо из серого легированного чугуна, либо из сплавов алюминия, это напрямую предопределяет специфику обслуживания и ремонта ГБЦ, которые проводят мотористы техцентра «Гвардейский»);
  • крышка, она же клапанная крышка или крышка ГБЦ, изготавливается, как правило, из сплавов алюминия или листовой стали, защищает компоненты ГРМ от воздействия посторонних факторов, крепится к ГБЦ с использованием специальной уплотнительной детали, ее называют прокладка клапанной крышки;
  • прокладка ГБЦ, ставится в месте (местах) соединения ГБЦ и блока цилиндров, периодически производится замена прокладки ГБЦ, а иногда еще и шлифовка плоскости головки(привалочной плоскости) для обеспечения плотности прилегания, герметичности подсоединения таких сопряженных деталей как блок цилиндров и ГБЦ;
  • посадочные места, предназначенные для крепления коллекторов (как правило, впускного и зачастую выпускного, между коллекторами и ГБЦ устанавливаются уплотнительные элементы, соответственно прокладки выпускного и впускного коллекторов).

На корпусе нужно остановиться подробнее. Деталь достаточно вариативная в конструкционном плане. Самый простой вариант – нижнее расположение клапанов. Тогда в корпусе обязательнопредусмотрены каналы системы охлаждения, иногда еще смазки, отверстия под шпильки, резьба под свечи зажигания и в принципе все или почти все. Об особенностях определенных нижнеклапанных двигателей можно спросить у наших мотористов. Но такие моторы на современные легковые машины, как уже отмечали выше, не ставятся.

Теперь классическое верхнеклапанное размещение. Помимо тех элементов, которые мы уже обозначили для ГБЦ с нижнеклапанным размещением клапанной группы, есть:

  • каналы для смазки (обеспечивают циркуляцию в системе моторного масла, например, смазки требует распредвал);
  • каналы охлаждения, только в двигателях с жидкостным или комбинированным жидкостно-воздушным охлаждением силового агрегата (через них принудительно циркулирует определенная охлаждающая жидкость, зачастую антифриз, обеспечивая охлаждение элементов ГРМ, система этих каналов называется рубашка охлаждения);
  • каналы для подачи топлива, воздуха, иногда топливно-воздушной смеси, и отвода отработавших газов;
  • камеры сгорания цилиндров (не всегда, это утверждение касается больше бензиновых моторов, где камера сгорания либо полностью в ГБЦ, либо частично, у дизельных силовых агрегатов камера сгорания, как правило, в поршне, существуют и иные варианты);
  • седла для клапанов (сопряженная деталь с такими важными элементами ГРМ в общем и клапанной группы в частности как клапана, речь идет о впускных и выпускных, соответственно количество седел равняется общему количеству клапанов, то есть два, три, четыре, сейчас есть вариант даже пять, к седлам плотно прилегает головка (тарелка) клапанов);
  • направляющие втулки (еще один компонент клапанной группы, работают в паре с таким элементом как стержень, он же шток клапана, зачастую на направляющие втулки ставятся маслосъемные колпачки, зачастую их даже уместно назвать сальниками);
  • постель, это место, в котором распредвал крепится к ГБЦ, зачастую при помощи подшипников скольжения.

Это основные элементы, которые встречаются на ГБЦ с верхним размещением клапанной группы в двигателе.

В преобладающем числе случаев существуют монтажные отверстия и посадочные места под установку других узлов газораспределительного механизма (в частности, речь идет об элементах привода ГРМ и механизмах клапанной группы), выхлопной, впускной и ряда других систем (свечи зажигания, топливные форсунки (не всегда)), иногда датчиков и прочего навесного электрооборудования. Тут все напрямую зависит от конструкционных особенностей отдельно взятого силового агрегата. Более подробная информация о ГБЦ определенного двигателя у мотористов техцентра «Гвардейский». Контактная информация размещена на сайте. Не сомневайтесь, не бойтесь. Звоните! В Казани приезжайте!

Теперь немного о материалах. Мы уже отмечали выше, что ГБЦ изготавливается либо из легированного серого чугуна, либо из алюминиевых сплавов. Это напрямую определяет то, как будет проводиться ремонт ГБЦ, какая прокладка ГБЦ используется, какие особенности имеют постели, на которые ставится распредвал, и многое иное. Учитывайте, что в головке блока цилиндров из чугуна, как правило, седла и зачастую еще направляющие втулки вытачиваются, заменить их невозможно. А вот в ГБЦ из сплавов алюминия они ремонтируются, как и чугунные аналоги, но при критическом износе их можно заменить. Нашими мотористами производится операция, которая называется выпрессовкой.

В целом о конструкции и разновидностях рассказали. Нужна более подробная информация в общем или по отдельно взятому двигателю? Обращайтесь!

С целью того, чтобы понять для чего необходимо техническое обслуживание и ремонт ГБЦ в техническом центре «Гвардейский», необходимо рассмотреть предназначение и принцип работы данного узла ГРМ.

Предназначение и принцип работы

Предназначение головки блока цилиндров определяется ее конструкционными особенностями. О них мы указали выше. В целом не будем углубляться в теорию и рассматривать экзотические схемы, а возьмем вариант с верхним расположением клапанной группы в двигателе. Из основных функций выделим те, которые характерны ГРМ преобладающего числа силовых агрегатов:

  • обеспечение установки компонентов газораспределительного механизма, выхлопной, впускной, зажигания и других систем, отвечающих за работоспособность двигателя;
  • формирование условий для контролируемого поступления топлива, воздуха или топливно-воздушной смеси, воспламенения и сгорания ТВС;
  • создание условий для эффективного, контролируемого отвода отработавших газов и работы целого ряда других систем при их наличии, например, турбонаддува, рекуперации отработавших газов;
  • снижение температуры компонентов ГРМ, других систем при наличии рубашки охлаждения и принудительной циркуляции антифриза по специальным каналам;
  • способствование смазке деталей ГРМ при работе, особенно если это распредвал и его кулачки.

Принцип работы ГБЦ довольно разносторонний и зависит от принципа работы узлов и механизмов, которые в ней установлены. Каналы дают возможность циркулировать моторному маслу и жидкости, подавать топливо и отводить отработавшие газы. Наличие резьбы, посадочных отверстий, постели обеспечивает надежное крепление элементов ГРМ и других систем.

Особенности обслуживания, ремонта и замены

Исходя из предназначения ГБЦ, ее техническое обслуживание занимает важное место среди услуг, которые предоставляют мотористы технического центра «Гвардейский» в Казани.

Все начинается с комплексной диагностики (визуальной, инструментальной и других видов), иногда требуется дефектовка, приходится ГБЦ или ее крышку снимать, и опрессовка с целью проверки степени герметичности соединения ГБЦ и блока цилиндров.

Один из наиболее распространенных видов работ – плановая, а иногда и внеплановая замена уплотнительных элементов, манжет (как простых, так и армированных (сальников)). Речь о таких видах услуг как замена прокладки ГБЦ, впускного и выпускного (при наличии) коллекторов, клапанной крышки, замена сальников распределительного вала и клапанной группы (клапанов, они же маслосъемные колпачки).

Среди основных разновидностей работ, выполняемых в нашем автосервисе, когда проводится ремонт двигателя и его ГБЦ, такие:

  • фрезеровка (шлифовка плоскости головки, привалочная плоскость ГБЦ очень важный параметр);
  • выпрессовка седел и направляющих втулок на алюминиевых ГБЦ;
  • напыление с целью устранения различных дефектов деталей;
  • расточка, в том числе каналов ГБЦ;
  • регулировка работы компонентов, которые устанавливаются в ГБЦ, например, восстановление соосности направляющих втулок и седел клапана, регулировка теплового зазора между штоком и втулками (при необходимости), целый ряд других;
  • мойка (очистка) ГБЦ, в том числе многоэтапная при капитальном ремонте с использованием различных методик;
  • правка фасок седла и клапана;
  • притирка клапанов если потребуется, стараемся этого избежать.

Также когда нужно выполняется и широкий спектр других работ, вплоть до замены ГБЦ, установленных в нее отдельно взятых компонентов, если их восстановление невозможно. Тут как говорится: «вскрытие покажет». После выполнения работ обязательно осуществляются замеры, проводится настройка работы компонентов ГБЦ, проверяется их работоспособность и герметичность соединения ГБЦ с блоком цилиндров, если снималась, то и с клапанной крышкой. Особое внимание уделяется обратной сборке ГБЦ. Она выполняется по определенному алгоритму, с соблюдением момента затяжки и других важных параметров. Если сборку и монтаж на блок цилиндров провести неправильно, то будут большие проблемы и нарушение компрессии – это не самая большая беда.

Купить ГБЦ, детали, узлы и механизмы, которые в нее устанавливаются, и все необходимое, чтобы провести ремонт двигателя быстро и качественно, можно также у нас. При техцентре работает автомагазин, где представлен широкий ассортимент расходных материалов, жидкостей, комплектующих деталей, как оригинальных, так и неоригинальных, необходимых для поддержания всех систем автомобиля, не только мотора, в исправном состоянии. Автовладельцам предлагаются доступные цены, возможность доставки «под заказ», консультации, помощь в выборе, прочие выгодные условия покупки.

Неисправен силовой агрегат, ГРМ, в том числе такой его узел как ГБЦ? Необходим ремонт двигателя, его систем и механизмов, включая ремонт ГБЦ? Требуется замена прокладки ГБЦ, клапана, других деталей? Необходимо купить такие узлы как прокладка ГБЦ, клапанной крышки, сальники распредвала, маслосъемные колпачки, распредвал и другие комплектующие в Казани? Нужна помощь в выборе?

Звоните! Если можете – приезжайте!

Режим работы техцентра «Гвардейский» – семь дней в неделю, начинаем работать в 9:00, заканчиваем в 21:00.

Наши контакты


Действующие акции

Обслуживаемые марки

Подпишитесь на наши рассылки