Когда появился оригинальный Ford Focus, он подчеркнул юношеский дух автомобиля, отличаясь весёлым характером от тусклого предшественника Escort. Новоявленная жизнерадостность, безусловно, способствовала быстрому продвижению модели в чартах продаж. В Европе она стабильно входила в десятку самых продаваемых. СМИ и общественность полюбили эту машину, но, как выяснилось, целевую аудиторию Фокуса не впечатлил причудливый косой дизайн «New Edge». Это были взрослые люди со взрослыми проблемами, отдающими предпочтение практичным семейным авто.
Проанализировав критику и предложения, Форд сделал второе поколение Focus значительно более консервативным, особенно не оправдавшую надежд в первоначальном виде версию седана, которая должна была сражаться с такими героями, как Toyota Corolla, Volkswagen Jetta, Honda Ballade и родственной Mazda3. Единственным недостатком такого подхода стало то, что тем, кто хотел автомобиль с уникальной внешностью, пришлось искать в другом месте.
2-е поколение европейской версии Фокуса производитель показал на Парижском автосалоне осенью 2004 года. Оно по-прежнему было представлено в виде пары хэтчбеков с тремя и пятью дверями и универсала-комби. Чуть позже к ним добавился кабриолет. Что касается 4-дверного седана, он анонсировался в Пекине в середине 2004-го как разработанный Ford Europe «Focus Concept», но на рынке не появлялся до середины 2005 года.
Способствовавшая успеху первого поколения конструкция шасси была перенесена из предшественника практически неизменной. В сочетании с более жёстким кузовом (на 10 процентов) она обеспечивала отличное качество езды, хотя и без прежней точности. Второе издание стало значительно тяжелее и больше, растянув на 25 мм колёсную базу и обзаведясь более длинным, высоким и широким кузовом. Это не сильно повлияло на ходовые характеристики, но внутреннее пространство возросло.
Новый автомобиль не так сексуален, но по-прежнему невероятно привлекателен. Оригинальный Ford Focus, прибывший в 1998 году, называли смелым и радикальным. Последующие модели, утратив «вау-фактор» первой конструкции, эволюционировали в утилитарные компакты, но это всё ещё одни из самых красивых представителей своего класса. Подогреть интерес покупателей в немалой степени помог фейслифтинг 2008 года, сделавший общий вид гораздо аккуратнее. Конкуренция с каждым годом росла, и обновление в середине цикла позволило Фокусу не отстать от Honda Civic, Opel Astra и прочих соперников с Volkswagen Golf во главе.
Эстетические изменения особенно заметны спереди. Focus приобрёл агрессивный новый фронт, скорректированный переделанными фарами, капотом с большим количеством складок и крупной трапециевидной нижней решёткой. Добавились иные диски из лёгкого сплава, более элегантные колёсные арки и изящный задний спойлер, исчезли молдинги вдоль дверей и по бокам, обновились задние фонари и некоторые другие детали. Базовая конструкция смотрелась неплохо, но изменения, отражающие новую философию Форда «Kinetic Design», добавили ей привлекательности - автомобиль стал выглядеть солиднее и спортивнее.
Стилистически он остался узнаваем, хотя использовал тот же язык дизайна, что Mondeo и Fiesta, а также некоторые штрихи из заброшенных эскизов первого Фокуса. Все модели второго издания построены красиво, однако критики до сих пор сетуют, что им не хватает «чутья и оригинальности» первых версий.
Модель для североамериканского рынка прошла иной путь. Дебютировав в 2007-м на North American International Auto Show, рестайлинговое поколение (2008-2011) было доступно как двухдверное купе и четырехдверный седан; оба хэтчбека и универсал исчезли. Интерьер модернизировали, изменив среди прочего кресла, дизайн приборной панели и окружающее освещение, добавив имитирующие шлифованный алюминий декорации и расширив функционал голосовым управлением. Кроме того, американские модели получили конструктивные изменения, повысив структурную жёсткость для лучшей защиты при аварии. Но их платформа не изменилась, и хотя в обиходе они считались вторым поколением, официально таковыми не являлись.
Новый автомобиль сохранил вместительное для своего компактного размера внутреннее пространство и достаточно высокую крышу. В предыдущем издании рабочая область красовалась набором асимметрично изогнутых дуг и резких складок. Теперь же причудливые формы ушли, сменившись более традиционными. К сожалению, попытка улучшить общую атмосферу не удалась из-за невысокого качества материалов. Golf и Astra в этом плане намного приятнее. Липкая псевдоуглеродная чёрно-серая отделка с печатным рисунком легко царапалась и уродовала большую часть приборной доски, а большой кусок серебристого пластика в верхней части казался бельмом на глазу. Но главная область, находящаяся в центре внимания, была оформлена аккуратно, а для главных секций использовались вполне симпатичные материалы.
Центральная консоль глубока, хотя не особенно широкая. Средства управления понятно промаркированы и расположены так, чтобы не пришлось их искать. С ними удобно работать на ходу. Здесь больше элементов, чем можно ожидать найти в типичной малолитражке, и вообще в Фокусе много стандартного оборудования, так что вы не будете чувствовать себя неполноценным.
После рестайлинга 2008 года каюта Фокуса стала лучше с точки зрения качества и эстетики, и хотя в кабине продолжал доминировать жёсткий пластик, он обзавёлся приятной для глаз и пальцев текстурой. Форд упорно трудился, чтобы повысить качество в попытке подняться до уровня лидера сегмента Volkswagen Golf.
Четыре цвета предлагается для оформления интерьера, от монохромного «угля» до симпатичной двухцветной отделки, при которой нижние части приборной панели и дверей окрашиваются в более светлый оттенок, создавая более открытую атмосферу. Для обивки сидений имеется ткань, кожа или замшево-кожаная комбинация - каждый может выбрать то, что ему нравится, исходя из своих предпочтений и финансовых возможностей.
Одной из наиболее сильных сторон Фокуса остаётся его практичность, особенно в виде универсала. Кабина имеет достаточно места для двоих в передней части и еще двоих в тылу. Там могут поместиться и трое, но тому, кто будет зажат в середине, не очень понравится его положение. В короткой поездке он вряд ли будет жаловаться, но долгое путешествие для него превратится в пытку.
Вместимость багажника зависит от типа кузова, который вы выберете, так что хотите максимальные удобства - берите пятидверный хэтч или комби. У вас будет больше 1500 литров с опущенными сиденьями или порядка 500 со стоящими на своих местах. Это сопоставимо с 534 литрами в универсале Kia Ceed SW (хотя после сложения кресел там образуется до 1664 литров для багажа) или Volkswagen Golf (505/1495 литров). Опустить спинки сидений не составляет труда, притом они разделяются в пропорции 60/40, позволяя корректировать количество пассажиров и груза так, как вам нужно. Пол багажника широкий и практически плоский, а большое отверстие, образуемое высоко поднимающейся задней дверью, позволяет легко впихивать внутрь громоздкие элементы.
Что до мелких отсеков для хранения личных вещей, задние пассажиры обделены удобствами. Зато впереди есть хорошо сформированные держатели чашек и бутылок, отдельная область для телефона и ключей, подлокотник с ящичком для хранения, вместительный бардачок и потолочная консоль с держателем очков.
Фокус-2 был доступен с кучей двигателей на выбор - бензиновых мощностью 80-350 лошадиных сил и дизельных (90 -136 л.с.), сопровождаемых механическими коробками передач с пятью или шестью скоростями, 4-ступенчатым автоматом или 6-скоростным роботом Powershift. Кроме того, имелся электрический Focus (145 л.с.), питающийся сжиженным газом 117-сильный вариант и битопливная Flexifuel-версия (в основном для американского рынка), допускающая использование бензина и биоэтанола.
Помимо обычных вариантов предлагались «горячие». Шустрый Focus ST со своим 2,5-литровым двигателем мощностью 225 л.с., который также можно найти в некоторых моделях Volvo, и 305-сильный RS давали возможность конкурировать с Golf GTI. Но самой интересной была наиболее мощная модель RS500, чей турбированный агрегат обеспечивал 350 лошадиных сил и внушительный крутящий момент в 470 ньютон-метров, начиная всего с 2000 об/мин. Её производительность была сравнима с истинным спортивным автомобилем, о чем свидетельствовали 4,7 секунды, требующиеся для спринта от нуля до 100 км/ч, и пиковая скорость в 268 км/ч.
Самым дешёвым был бензиновый Duratec начального уровня - 1.4L с 80 лошадиными силами и максимальным крутящим моментом в 124 Нм. Он добирался до отметки 100 км/ч только через 14 секунд после старта и не мог выжать больше 164 км/ч. Куда популярнее был 1,6-литровик, генерирующий в самом слабом виде 100 л.с./150 Нм и расходующий 6,7 л/100 км. Он разгонялся до сотни за 11,9 секунды, достигая максимума в 180 км/ч (с автоматом 13,6 секунды и 172 км/ч).
Что касается поведения на дороге, надо отметить, что Фокус входит в число самых приятных автомобилей в своём классе. При резком перестроении машина не нервничает, хорошо держит дорогу, не раскачивается на скоростных поворотах, ловко маневрирует и охотно подчиняется любым командам водителя. Даже скромные модели с маломощными двигателями обеспечивают приятный опыт вождения благодаря плавному ходу, чувствительному рулевому управлению и ловкости в сложных условиях. Ходовые качества выигрывают и от сложной подвески (независимой многорычажной сзади, макферсоновской спереди), которая обеспечивает уравновешенную и плавную езду даже в спортивных моделях.
Многие соперники пытались переиграть Форда, но мало кто преуспел. Фокус считался одним из лучших автомобилей как для водителя, так и для пассажиров, особенно после рестайлинга в 2008-м. Стиль, возможно, стал более прозаичным, но в большинстве ключевых областей машина заметно улучшилась и представлялась достойным вложением.
Если проверить рейтинги европейских моделей, список автомобильных хитов этого сегмента столь же однообразен, как вид на море: месяц за месяцем в нём лидировал Volkswagen Golf. Но некоторые не находили в нём ничего интересного, кроме цены. Этот бестселлер встречался на каждом углу, так что даже его сторонникам приходилось искать в других местах, чтобы как-то выделиться из толпы.
Ford Focus 2 поколения пожертвовал оригинальностью упаковки, потеряв часть любителей всего необычного, но не прогадал, ибо взамен приобрёл массу поклонников традиционного стиля. Он сохранил свои динамические качества, при этом стал тише и экономичнее, обзавёлся более качественной отделкой и начинкой. Смотрелся он чудесно, ездил отлично, стоил недорого (от 15 750 евро за обычный пятидверный хэтчбек) и предлагал разные варианты кузова, двигателей и уровней оборудования. Чего ещё желать?
Но и у этого «мастера на все руки» имелись альтернативы - успешные компакты на любой вкус, предлагающие свои услуги по разумной цене. Opel Astra, к примеру, люди выбирали за элегантный стиль, Hyundai i30 - за хорошее соотношение качества и цены, Honda Civic - за провокационный внешний вид, а Toyota Auris - за комфорт. Каждый из этих скромных героев может порадовать, предложив что-то особенное.
Третий Фокус предстал в 2011 году