Ford Focus 1 поколение (1998-2004)

Записаться на ремонт

Ford Focus 1 поколение (1998-2004)

Классическим представителем компактного класса является Ford Focus. Он стал настоящим откровением в 1998 году, предложив превосходное сочетание практичности, комфорта и острой управляемости, и до сих пор остаётся популярным независимо от того, какой у него тип кузова. Пользовался спросом и хэтчбек с тремя или пятью дверями, и классический четырёхдверный седан, и практичный универсал (комби). Все Фокусы заработали репутацию просторных, удобных и хорошо спроектированных автомобилей. У каждого было что-то особенное, и, предлагая массу вариантов оборудования и оформления, Форд мог удовлетворить если не всех, то многих. Фокус на долгие годы стал примером семейного компакта, с которым легко жить.

Немного истории

Автомобиль имеет интересные корни. После того как Opel представил седан Kadett-1962 как современную альтернативу Beetle от Volkswagen, Ford вознамерился принять участие в борьбе за лидерство в сегменте, и в 1967-м продемонстрировал первый Escort. Почти четыре метра длиной, этот двухдверный седан превзошёл все ожидания производителя, всего за пять месяцев получившего первые 100 000 клиентов. Успех крылся в союзе прекрасных для того времени динамики и внешнего вида. В 1980-м Форд завершил преобразование Эскорта переходом от заднего к переднему приводу, после чего особых реорганизаций не было вплоть до конца последнего, пятого поколения. Разве что в период с 1983 по 1993 год модельный ряд пополнялся четырёхдверным вариантом, но его было решено продавать как самостоятельную серийную модель под названием Orion.

Старые продукты Форда были далеко не совершенными. Долгое время тот боролся с проблемами качества, поэтому решил преподать следующее, усовершенствованное поколение моделей 1998 года под новым названием. Так в 1998 году на европейском рынке появился Focus. В последнюю минуту возникла проблема, когда Кельнский суд, отвечая на дело, возбужденное издателем Burda, приказал Форду отказаться от имени «Фокус» на немецком рынке, ибо оно было занято одним из известных журналов. Одиннадцатичасовой спор, однако, был разрешён в пользу автопроизводителя, и модель была запущена с именем Focus.

Первое поколение было названо в 1999 году Европейским Автомобилем Года. На другом крупнейшем рынке, в Северной Америке, версии с небольшими отличиями от европейских запустили в продажу в октябре 99-го - в качестве рождественского подарка генеральному директору Форда Жаку Нассеру. Автомобиль предлагался как трёхдверный хэтчбек, четырёхдверный седан и пятидверный универсал; пятидверный хэтч дебютировал в 2001 году. В Европе, Северной и Южной Америке, Южной Африке, Азии, Австралии и Океании Фокус заменил различные версии Ford Escort и Laser, продающиеся на местных рынках.

Новое семейство сразу получило массу похвал за чёткий стиль «New Edge», симпатичный интерьер, продвинутые двигатели «Zetec» и, в первую очередь, за управляемость и качество езды. На тот момент ни один конкурент не мог похвастаться тем же. Фокус быстро взлетел на вершину чартов продаж и оставался там достаточно долго, чтобы войти в список бестселлеров. На протяжении своей жизни хэтчи, универсалы и седаны с этим именем сходили с конвейеров по всему миру - в Германии, Испании, России, Аргентине, Мексике и Соединенных Штатах. Кроме того, появились минивэны C-Max и Grand C-Max на базе платформы Фокуса, а также спортивные модели ST (Sport Technology) и RS (Rally Sport), дизельные, электрические и flexfuel-версии (на гибком топливе - смеси бензина с этанолом). Не менее 15 различных вариантов со специфическим оснащением и дизайнерскими особенностями вошли в модельный прайс-лист, и все были очень хорошо оборудованы для своего времени.

Особенности дизайна

В течение многих лет Форд изучал потребности пассажиров и спроектировал Фокус сообразно им. Думая, как комфортно разместить пятерых в обычной малолитражке, он приподнял крышу, установил сиденья на удобной высоте и выкроил место для всех. Чтобы произвести нужные изменения, Ford использовал краеугольный стиль (как у Mercury Cougar), сочетающий плавные дуги, острые углы и аккуратные складки. В результате Focus выделился из толпы, попутно улучшив динамику и экономию топлива.

Стиль New Edge распространился и на интерьер. Центральная панель представляла собой набор изогнутых дуг с резкими складками и ободками. Циферблаты имели круглую форму, маркируясь легко читающимися белыми цифрами на чёрном фоне. Центр рабочей зоны образован перевернутой параболой. Отверстия вентиляции, декорации и кнопки - всё стилизовано в теме New Edge. Общая асимметрия придала визуальный простор салону. Кнопки и ручки получили разную форму для лёгкой идентификации; вращающиеся регуляторы прорезинены для удобной работы, толстое рулевое колесо приятно на ощупь, а пластмассы, используемые повсеместно, выглядят симпатично.

Комфорт и практичность

Этот небольшой автомобиль вмещает и семью, и кучу пакетов из супермаркета. Неудивительно, что он по-прежнему пользуется спросом. Какой бы стиль тела вы ни выбрали, Фокус порадует превосходными дорожными манерами и уютным интерьером. По сравнению с текущими предложениями оригинальная версия была намного примитивнее, но это означало и меньший риск, что что-то пойдёт не так. Те, кто был не прочь раскошелиться, получали чудесные вещи вроде электрических стеклоподъёмников, кондиционера, антиобледенителя, регулируемого руля и подогрева сидений.

Приличный размер багажника казался идеальным для ежедневных закупок и семейных выходных на природе: в седане, к примеру, он составлял 490 литров, в хэтче от 350 до 1261 л, в универсале - от 413. В салоне имелось достаточно укромных местечек для разного хлама.

Кресла удобные, с исключительно высокой «точкой бедра» для лучшей поддержки, хорошего обзора и лёгкого входа/выхода. Ручная регулировка высоты позволяет найти удобное положение за рулём. Задние места трёхдверного хэтча даже при том, что оба передних сиденья скользят вперёд, больше подходят для молодых и проворных. Можно спорить об удобстве той или иной модели, но конструкция хэтчбеков и универсалов с пятью дверями однозначно сподручнее.

Двигатели и вождение

На дороге Фокус такой, как мы ожидаем от Форда - бодрый и простой в обращении. Больше всего машина вас порадует, когда в ней нет никого, кроме вас. Там множество инженерных трюков, создающих условия для удовлетворения как спокойного, так и азартного водителя. Тело новичка было на 100% жёстче, чем у Escort (и минимум на 15%, чем у любого конкурента), коробка передач достаточно гладко переключалась, а подвеска достигла неслыханного в этом классе уровня сложности. Инженеры настроили всё так, чтобы максимально обострить реакции автомобиля без урона общему комфорту. Результат получился хорошим: компакт шустр и отзывчив, не суетится, не тупит, не создаёт проблем. Производительность разумная, хотя и не исключительная - с наиболее популярным 1,6-литровым бензиновым двигателем машина разгоняется до 100 км/ч за 11,5 секунды на пути к максимуму в 183 км/ч.

Ford Focus первого поколения стал сенсацией 1998 года по уважительной причине: выделяющаяся внешность и прекрасные ездовые качества не ограничивались топовыми или спортивными версиями - все модели были гибкими и весёлыми. Будучи опытным продавцом, Форд учёл желания покупателей и предложил им кучу двигателей на выбор - 1,4, 1,6, 1,8 и 2,0-литровые бензиновые варианты (от 75 до 130 л.с.) вплоть до супербыстрой модели RS. Но чтобы стать успешным, требовалось иметь хороший дизель в программе - так появилась пара 1,8-литровых «Duratorq» (100 и 115 л.с.).

Комфорт при движении почти безупречен. Ход машины плавный, салон неплохо изолирован от посторонних звуков, кренов почти нет, и высокие скорости не влекут за собой пытку для ушей и желудка. За безопасностью следили электронные помощники вроде ABS с ASR (за дополнительную плату) и так называемый интеллектуальный комплекс IPS, способный минимизировать последствия дорожных столкновений. Он включал в себя «умную» регулировку ремней, контроль зоны ухода двигателя при ударе, набор воздушных подушек и шторок, помогающие избежать травм водителя педали, жёсткую конструкцию кузова с усиленной защитой области ног, шеи и грудной клетки, автоматическую аварийную сигнализацию и прочее.

Повседневный ансамбль дополнился «горячими» версиями. Например, быстрой ST170, чей 173-сильный 2,0-литровый четырёхцилиндровик благодаря лёгким поршням и изменению фаз газораспределения позволял спорить с Golf GTI и Escort XR3. Внушительного размера передние воздухозаборники, специфические боковые пороги и юбки указывали на дополнительные 43 л.с. по сравнению со стандартной моделью. Спортивные сиденья Recaro крепко держали на поворотах, а образцово настроенная подвеска, цепкие передние колёса и высокочувствительное рулевое управление обеспечивали волнующее вождение. Машина достигала 100 км/ч за 8,2 секунды, разгоняясь до 215 км/ч.

Чуть позже появилась 215-сильная турбоверсия RS. Её скорость доходила до 232 км/ч, спринт 0-100 км/ч занимал 6,7 секунды, а крутящий момент достигал максимума в 310 Нм при 3500 об/мин, постоянно и плавно распределяясь между колёсами в зависимости от ситуации. Силовой агрегат объёмом 1988 см3 и степенью сжатия 8,0:1 генерировал 158 кВт при 5500 об/мин. Его сопровождали пятиступенчатая коробка передач, автоматически блокируемый дифференциал фирмы Quaife, привод на передние колёса, независимая подвеска, дисковые Brembo-тормоза (вентилируемые спереди), ABS и шокирующий ценник.

Цены и конкуренты

Презентации новых автомобилей часто напоминают новогодние вечеринки - все выражают глубокое убеждение в том, что в будущем всё наладится и ошибки не повторятся. В 1998-м у Форда было так же. Но слова подкрепились делом: пришедшие к дилерам автомобили действительно были лучше предшественника Escort.

Форд был горд и благодарен покупателям за верность бренду. Он наградил их низкими ценами: простейшая модель с тремя дверями на старте была доступна от 6125 евро (75 л.с., 1998 г.в.) - самая дешёвая комбинация для компактного класса с таким двигателем. Правда, уже через год она стоила около 9 тысяч, подстраиваясь под лидера сегмента Golf. Стартовая цена других варьировалась от 12 до 23 тысяч евро, и покупатели получали довольно солидные автомобили, если соглашались растянуть свой бюджет.

Сегодня раритетный Focus можно купить дешевле, чем модный телефон. Вы вряд ли заплатите больше € 1500 за любого представителя первого поколения, за исключением разве что RS и ST170. Универсал нынче стоит не дороже других моделей, и нет разницы между хэтчами с 3 и 5-ю дверями. Надёжен ли подержаный Ford Focus? Не меньше других автомобилей этого возраста и цены. Их сотни тысяч вокруг, и почти все неплохо сохранились.

Какие альтернативы стоит рассмотреть? Ну, в этом секторе рынка VW Golf уже давно главное действующее лицо. У Форда острее динамика и лучше оснащение в стандартной комплектации, но он отстаёт от Volkswagen по качеству сборки. Opel Astra делает всё то, что и Ford Focus, но с меньшим воодушевлением. Там чуть лучше интерьер и столь же низкая цена при покупке и обслуживании. Nissan Almera не так хорош с виду, но приятнее в управлении,

Второе поколение пришло на смену в 2004 году

Наши контакты

Всё о FORD Focus

Подпишитесь на наши рассылки