Система охлаждения двигателя – это один из наиболее важных элементов, необходимых любому автомобилю. Охлаждающая система предназначена для отвода тепла, вырабатываемого двигателем в процессе работы. Полученное системой тепло выводится в атмосферу или подается в салон автомобиля для его обогрева.
Большая часть современных автомобилей оборудована жидкостной системой охлаждения, поэтому разговор пойдет именно о таком типе системы. Воздушное охлаждение в настоящее время практически не используется, но знать и помнить о его существовании желательно.
Двигатели, оборудованные воздушной системой охлаждения, появились довольно давно. Собственно, даже самые первые автомобили имели в арсенале именно эту систему. Воздушное охлаждение пользовалось спросом на протяжении довольно большого периода времени, несмотря на слабую эффективность: «воздушные» двигатели охлаждались за счет потоков встречного воздуха, обдувающих систему. Для улучшения теплоотдачи «воздушников» использовались ребристые поверхности стенок цилиндров, что увеличивало площадь рассеивания тепла и общую эффективность системы. Все профилактические работы, необходимые воздушной системы охлаждения, сводились к периодической прочистке рассеивающих поверхностей и обеспечению системы достаточным притоком воздуха. Неудивительно, что при появлении жидкостного охлаждения воздушное сразу же уступило ему место.
А вот жидкостную систему обслуживать гораздо сложнее. Устройство этого типа системы и принципы его работы существенно отличаются от предшествующего воздушного охлаждения. В жидкостной системе охлаждения для отвода излишков тепла используется жидкость, которая проходит насквозь практически через весь силовой агрегат.
В «жидкостниках», двигателях с жидкостным типом охлаждения, находится большое количество дополнительных устройств и элементов, необходимых для работы системы. Элементы, используемые в жидкостной системе охлаждения:
Наиболее распространенным видом охлаждающей жидкости на сегодняшний день является антифриз. Для изготовления антифриза используются этиленгликоль и дистиллированная вода, смешиваемые в определенном соотношении. В самых первых «жидкостных» двигателях для охлаждения использовалась вода, но ее эффективность была значительно ниже. Один из самых очевидных плюсов антифриза заключается в довольно низком пороговом значении точки замерзания – около -50 градусов Цельсия. Кроме того, точка кипения антифриза тоже значительно выше, что дает возможность использовать его практически в любых температурных условиях. Антифриз хорош еще и тем, что при его использовании в системе не будет образовываться накипь, а результат воздействия коррозии будет приуменьшаться.
Жидкость в охлаждающей системе циркулирует по двум кругам. Первый из них – большой, при котором жидкость циркулирует по всем деталям и элементам, входящим в состав системы. При движении антифриза по малому кругу из этого списка вычитается радиатор. Как это выглядит на практике? Охлаждающая жидкость проходит через все выделенные ей полости. При этом ее температура повышается за счет работающих элементов двигателя. Дальше жидкость попадает в насос, откуда идет в малый круг. При увеличении температуры жидкости выше нормы открывается клапан термостата, после чего антифриз попадает в радиатор, тем самым циркулируя по большому кругу обращения. В радиаторе лишнее тепло отводится в окружающую среду. Если температура жидкости в системе продолжает расти, то датчик запуска вентилятора срабатывает, и радиатор начинает охлаждаться за счет потока воздуха, поданного вентилятором, что снижает температуру жидкости.
Для нормальной работы системы охлаждения ее необходимо периодически проверять на работоспособность, а при необходимости – осуществлять ремонт.
Ремонт жидкостной системы охлаждения зачастую оказывается довольно сложным, и для проведения качественной диагностики и ремонтных работ лучше всего обращаться к профессионалам. Принцип действия охлаждающей системы практически во всех автомобилях одинаков, но всегда существуют нюансы, которые могут отличаться.
Эти неисправности встречаются чаще всего, но на деле их может быть гораздо больше. В каждом автомобиле свое устройство системы охлаждения, и для действительно качественного обследования необходимо обращаться к специалистам. Только в этом случае можно гарантировать, что автомобиль будет должным образом осмотрен и отремонтирован. В любом случае, окончательное решение должен принимать автовладелец, но заботиться о здоровье своего «коня» нужно качественно.
В автосервисе "Гвардейский" проводятся работы по ремонту системы охлаждения автомобилей марок: