Ford Focus остаётся важной моделью в линейке Ford и одним из бестселлеров компактного класса во всём мире. Впервые он появился в 1998 году, и это был преобразованный Ford Escort. Второе поколение, предложенное европейцам в 2004-м, на некоторых рынках осталось прежним, представляя собой слегка модернизированный первоначальный вариант. В 2010 году Форд решил воссоединить европейские и североамериканские модели, выпустив единую международную версию третьего поколения, представленную в виде пятидверного хэтчбека и универсала - из линейки ушли медленно продающийся трёхдверный хэтч и инфантильное купе-кабриолет, а с большинства рынков исчез и не слишком популярный седан.
Особенности поколения
Глобальный вариант Фокуса Форд представил в 2011 году на North American International Auto Show-2010. Дебютанты с новыми двухлитровыми двигателями с непосредственным впрыском предстали перед публикой в виде 5-дверного хэтчбека и универсала-комби. Третье поколение одновременно запустили в Северной Америке и Европе в начале 2011 года (производство началось в конце 2010-го). Производство в Азии, Африке, Австралии и Южной Америке должно было стартовать позже, но планы изменились, и в Австралию наряду с Новой Зеландией и Азией машины поставлялись с нового завода в Таиланде, где строительство началось в июне 2012 года.
Новое поколение пришло с переработанной кабиной, улучшенными материалами и новыми развлекательно-информационными технологиями, а в 2014-м получило всестороннюю реконструкцию. Шасси походило на версию 2013 года, но удлинённый фронт обновился затемнёнными фарами Slimline и решёткой в стиле Fusion или C-Max. Ford Focus-3 позиционировался как классический компакт, ориентированный на широкий круг покупателей. Он действительно хорошо подходит как для семей, так и для одиночек. Это недорогая и вполне достойная альтернатива продуктам VW и Opel.
На выставке Consumer Electronics Show в 2011 году дебютировал полностью электрический Ford Focus Electric, призванный конкурировать с Nissan Leaf и Chevrolet Volt. Поставки в Соединенных Штатах начались в декабре 2011 года, но только для Калифорнии, Нью-Йорка и Нью-Джерси, и то в ограниченном количестве. Европейский релиз отложили на конец 2012 года.
Летом 2012-го Форд запустил обновлённые спортивные версии - ST с 2,0-литровым турбонаддувным EcoBoost и RS с мощным 2,3-литровым двигателем от Ford Mustang. Европейцы смогли ознакомиться с ними на Женевском автосалоне-2014. В августе 2014-го Ford объявил об отзыве хэтчбеков Focus ST, проданных в Соединенных Штатах, Канаде и Мексике, из-за проблем подключения. Кроме того, производитель дополнительно попросил дилеров прекратить дорожное тестирование и продажу автомобилей Focus и C-Max - в некоторых машинах обнаружилась потенциальная проблема, связанная с рулевыми узлами, но превентивные меры позволили избежать несчастных случаев и широкой огласки, подрывающей репутацию производителя.
Новый Ford Focus должен был помериться силами с лидерами сегмента в вопросах вождения, качества и цены. Смог ли он это сделать? "Конечно, мы очень внимательно следили за VW и Opel, ориентируясь на лучших в компактном классе, задающих тон в этом важном сегменте. Результат? Во многих областях мы не только догнали их, но и превзошли," - хвастался инженер Стефан Прессер из проектной группы Focus четыре года назад, когда Форд обновил третье поколение. Бравада не случайна, ибо не VW Golf и даже не Toyota Corolla, а именно Ford Focus (по данным исследования Polk Consulting) стал самым продаваемым синглом в мире с ежегодными продажами около 1 200 000 единиц. К тому же Форд никогда не заходил в фейслифтинге так далеко. "Мы оставили совсем немного от прежнего листового металла, пересмотрели старые и ввели новые двигатели, добавили лучшие системы помощи, модернизировали трансмиссию и кабину," - говорит начальник разработки Джо Бакай. - "Другие производители в таком случае говорят о совершенно новом автомобиле".
Особенности внешнего вида
Для таких «народных» авто, как Focus, недостаточно быть просто практичными, даже если это утилитарный комби. Они также должны быть стильными, что объясняет прибытие новых Opel Astra Sport Tourer и Volvo V60 Cross Country. Ford не использует новомодный маркетинговый жаргон для повышения продаж - универсал называется просто Focus Estate, хотя язык «кинетического дизайна», превращающий обычную легковушку в изящный полуспортивный компакт, и здесь был использован для максимального эффекта. С большой трапециевидной передней решёткой и аэродинамичным профилем он кажется более зрелым, и со своим аккуратным тылом вызывает меньше споров, чем более агрессивный собрат-хэтчбек.
В ходе «подтяжки лица» 2014 года передняя часть машины была сформирована так, чтобы больше походить на свежие фирменные модели Fusion и Fiesta с их характерными особенностями - сильно профилированным капотом и более высокой решёткой. О красоте можно спорить, но даже спустя десяток лет Фокус с таким «лицом» наверняка не будет выглядеть старым. Это, по крайней мере, гарантирует производитель, попутно делая акцент на долгосрочном качестве, поставленном в 3-м поколении в центр внимания.
В любом виде Фокус хорошо выглядит, особенно на солидных 18-дюймовых пятиспицевых колёсах. Визуально он гораздо более смелый, чем раньше, с гигантским грилем, расклешёнными крыльями и круто поднимающейся талией. Даже когда автомобиль стоит, создаётся впечатление движения. Более гибкий, более спортивный. "И более комфортный," - подчёркивает Форд.
Интерьер и технологии
Девизом этого поколения стало выражение «меньше значит лучше». Форд, хвала небесам, ответил на жёсткую критику центральной консоли и положил конец войне кнопок. Многочисленные переключатели исчезли, освободив место для большого сенсорного экрана, дополненного лишь необходимыми кнопками и распознаванием голосовых команд. Вместо того чтобы хаотично искать «точки интереса», система научилась понимать человеческий язык, и вам просто нужно сказать «Я голоден», чтобы увидеть список ближайших ресторанов и подсказки, как к ним проехать.
Избавившись от лишних кнопок, Фокус не ограничил свои возможности. Напротив, он обзавёлся продвинутыми электронными помощниками и расширил информационно-развлекательные услуги. Машина может автоматически заводиться, контролировать пространство вокруг себя, следить за правильным размещением на дороге при обычном движении, маневрировании и парковке, автоматически останавливаться в экстренной ситуации и адаптировать интеллектуальное освещение сообразно маршруту и ситуации.
Внутреннее оформление по сравнению с моделью предыдущего поколения кажется лучше в плане визуального восприятия и качества. Касаясь рулевого колеса, вы сразу чувствуете новую, толстую мягкую кожу. Высококачественными материалами Форд покрыл всё, с чем часто контактирует водитель: руль, рычаг передач, ручной тормоз и подлокотник. Сиденья, завёрнутые в новую обивку, тоже стали уютнее. Многое напоминает Fiesta, и если вам по душе всё современное, интерьер вам понравится. Тут богатая смесь материалов и текстур, уверенно контрастирующая со стойким консерватизмом Volkswagen Golf.
Двигатели и вождение
Девиз «меньше значит лучше» перенёсся и на двигатели. Меньше объёма и расхода топлива, больше производительности и удовольствия от вождения - это обещали новые силовые агрегаты с турбонаддувом, в т.ч. недавно разработанный бензиновый EcoBoost, выдающий 148 или 177 л.с. в при своём объёме в 1,5 литра. После 2016 года он заменил старые 1,6- и 2,0-литровые варианты. Кроме того, в центре внимания находился дизель (тоже 1,5-литровый), генерирующий 95, 105 или 120 л.с. От предшественника были взяты только трёхцилиндровый бензиновый агрегат (100 или 125 л.с.) и двухлитровый турбодизель TDCi со 150 л.с., но и те были улучшены, снизив на 14 процентов расход топлива. В общей сложности предлагалось восемь двигателей мощностью от 95 до 185 л.с., а также новые роботизированные КПП, способные экономить почти 20% топлива.
Любителей экзотики Форд порадовал 250-сильным ST (а в 2014-м и с дизелем мощностью 180 л.с.) и 350-сильным спортивным RS, а экономным покупателям предложил двухтопливную и электрическую версии. Последняя, правда, стоила больше 30 тысяч евро, но в жизни была суперэкономичной. В 2012-м она покатилась к первым клиентам (сначала в Америке, потом в Европе), накапливая энергию в 300-килограммовом литий-ионном аккумуляторе (23 кВт), заряжаясь с помощью прилагаемого кабеля, проезжая на электричестве до 160 км и развивая максимальную скорость в 137 км/ч.
Вместо того чтобы почивать на лаврах, Форд постоянно оттачивает Focus. Ключ к успеху - не только визуальная красота и хорошее соотношение цены и качества. У этой машины острое рулевое управление, и азартным водителям кажется, что этот автомобиль разработан специально для них. Фокус ведёт себя спокойно, стабильно и уверенно даже в неблагоприятных условиях - давно стало традицией, что у этого компакта одно из лучших шасси в своём классе. После успешного рестайлинга 2014 года некоторые сетовали, что вождение перестало приносить острые ощущения, как было во втором поколении, зато другие радовались, что автомобиль стал более утончённым, эффективным и безопасным.
На борту есть все технологии, характеризующие современный автомобиль, включая интерактивные возможности, предоставляемые мультимедийной системой (SYNC2 первоначально, SYNC3 с 2017 г). "SYNC пользуется огромным успехом в мире и сопровождает более трёх миллионов автомобилей Ford Motor Company. Это умная, но простая технология, обеспечивающая безопасное и приятное вождение Focus," - говорит Гэвин Голлайли, менеджер по маркетингу Ford. Базовое оснащение довольно скудное, но за доплату доступно множество вспомогательных средств, от самостоятельной парковки до City Safety и контроля усталости, способных предотвратить несчастные случаи.
Цены и конкуренты
Ford Focus 3 поколения остаётся одним из лучших компактов. В рейтинге сравнительных испытаний Гольф мог набрать несколько лишних очков, но это не снижало глобальную популярность Фокуса: уже на третий год после запуска по земному шару разошлось около 1,1 миллиона копий, и практически никто не жаловался, учитывая соотношение цены и качества.
Весной 2011 года европейские клиенты смогли, наконец, получить новый Ford Focus-3: 17 850 евро стоил базовый пятидверный хэтчбек мощностью в 105 л.с. За седан с таким же двигателем и идентичным оборудованием просили от 18 350 евро, комби начинался с 18 600. Тем, кто брал дизельные версии, приходилось раскошелиться на 19 600 евро за базу с 95 л.с., но, по крайней мере, в качестве стандарта они получали шестиступенчатую МКП вместо 5-скоростного аналога. Как обычно, Форд сопроводил три основных уровня оснащения незначительным ценовым разрывом, чтобы сделать топ-модели аппетитнее.
Фокус разместился в высококонкурентном секторе, где буквально каждый производитель предлагает компетентные альтернативы. Opel Astra, Volkswagen Golf, SEAT Leon и Skoda Octavia, Honda Civic, Hyundai i30, Kia Ceed, Peugeot 308 и Renault Megane - лишь некоторые из соперников, вызывающих у Форда головную боль. Ряд дополняют Hyundai Elantra и Mazda3, Volkswagen Jetta, Chevrolet Cruze, Toyota Corolla, Subaru Impreza, Mitsubishi Lancer и знаменитая Kia Forte.
Форд Фокус 4 дебютировал в 2018 году