Большинство современных автомобилей, включая гибридные модификации, оборудуется двигателями внутреннего сгорания (используется сокращенно наименование ДВС). Доля автомобилей с электродвигателями, особенно в России, невелика.
В ходе ремонта двигателя нередко можно услышать от мастеров что нужна, например, замена цепи ГРМ Хендай Солярис или замена цепи ГРМ КИА Рио, потребна замена цепи ГРМ Форд Фокус или замена цепи ГРМ Мазда 6, надобна замена цепи ГРМ Опель Астра или замена цепи ГРМ Шевроле Авео, иных моделей и марок легковых машин. О таком понятии как соответственно цепь ГРМ КИА, цепь ГРМ Хендай, цепь ГРМ Мазда, цепь ГРМ Форд, цепь ГРМ Опель, цепь ГРМ Шевроле, цепь ГРМ прочих марок и моделей легкового автотранспорта, как ее подобрать правильно и поговорим в нашем обзоре.
Сразу отметим что если будет нужно ремонт либо техобслуживание двигателя, в том числе привода ГРМ, технический центр «Гвардейский» в Казани предлагает комплексные услуги в этом направлении. С этой целью у нас образован собственный моторный центр с современной производственно-технической базой, в котором трудятся опытные и квалифицированные мотористы. Мы предлагаем такие услуги как:
У нас можете купить цепь ГРМ Мазда 6, цепь ГРМ Фокус, цепь ГРМ Опель Корса и цепи ГРМ к другим маркам и моделям автомобилей. Предлагаем воспользоваться подбором по VIN-коду, выполняем поставку под заказ. А еще в ассортименте другие элементы цепного привода ГРМ и комплекты в сборе.
Помимо этого предлагаем такие услуги как технический осмотр и страхование, в том числе у нас можно оформить ОСАГО, ДСАГО, Зеленую карту, КАСКО и иные страховые полисы. Но вернемся к приводу ГРМ.
Принцип функционирования ДВС базируется на передаче крутящего момента (вращательного движения) от коленчатого (коленвала) на распределительный (распредвал) вал (зачастую таких валов больше одного). То есть обеспечивается взаимодействие кривошипно-шатунного (используется аббревиатура КШМ) и газораспределительного (сокращенно ГРМ) механизмов.
Многое зависит от расположения коленвала и распредвала по отношению друг к другу, размещения цилиндров (вертикальное, горизонтальное (его еще называют оппозитным)) и клапанов (при вертикально размещенных цилиндрах верхнее или нижнее).
На двигателях легковых автомобилей ранее распредвал размещался возле коленвала, такая схема называется OHV (Over Head Valves). Это так называемая нижневальная компоновка, при которой усилия на клапаны передавались либо непосредственно (при нижнем расположении клапанов), либо через промежуточные компоненты (штангу и толкатели, при верхнем размещении клапанной группы). Такая компоновка позволяла ставить зубчатую шестерню на коленвал и вторую на распредвал, использовалась шестеренчатая передача. Иногда устанавливались и промежуточные шестерни, одна-две, не более.
Схема простая и «неубиваемая», но шло время, росла мощность моторов, увеличивались требования по топливной эффективности, нижневальная компоновка утрачивала свою актуальность, такие двигатели остались, но их единицы. Отметим легендарную V-образную американскую восьмерку Hemi, сейчас ставятся модификации Hellcat (адский кот) и Demon. В 2019 году прекратили комплектовать Rolls-Royce и Bentley другой легендарной V-образной восьмеркой L410. Уходят легенды, а новых моторов с нижневальной компоновкой практически нет.
Вернемся к теме нашего разговора. Распредвал (валы) и коленвал развели. Коленвал так и остался внизу, а распредвал стали ставить вверху. Такая схема именуется OHC (Over Head Camshaft) , а распредвалов на ряд цилиндров либо один (SOHC (Single Overhead Camshaft)), либо два DOHC (Double Overhead Camshaft), бывает и больше. Возникла необходимость обеспечить связь между распредвалом и коленвалом. В этом и заключается актуальность установки привода ГРМ.
Использовать шестеренчатую передачу, как и ранее, пытались. Но это уже была группа шестерен. Отметим такие дизельные моторы как Volkswagen модификаций BLJ, AXE и AXD (только на Volkswagen Transporter T5), Toyota модификации 3В (на Toyota Land Cruiser). Выделим и линейку дизельных моторов Nissan TD.
В основном же чтобы обеспечить постоянную связь между валами, задействуется либо гибкий многослойный ремень, либо металлическая (стальная) цепь. Разговор о приводе ГРМ, ранее он был цепным, потом настала эра моторов с ременным ГРМ, на текущий момент цепь вернулась. Еще используются и комбинированные варианты, где цепной ГРМ сочетается с ременным, а иногда и шестеренчатым. Это как частный случай.
Сразу отметим. Цепь ГРМ – это лишь часть цепного ГРМ, промежуточное звено, объединяющее шкивы валов (коленчатого и распределительного(ых) валов, о других схемах поговорим чуть ниже). Главная, ключевая задача, которую выполняет привод, – передача определенного крутящего момента (вращательного движения) от коленвала прямо к распредвалу. Это нужно для обеспечения синхронизации, слаженной работы поршневой (цилиндропоршневой, шатунно-поршневой, шатунов и поршней, расположенных в цилиндрах) и клапанной (ее клапанов и иных компонентов) групп.
Коленвал обеспечивает работу поршневой группы и распредвала(валов), а они(он) уже обеспечивают(ет) работу узлов и механизмов клапанной группы. На валах предусмотрена возможность установки шкивов с зубчатыми шестернями, они и объединяются с использованием цепи. Крутится звездочка коленчатого вала, заставляет крутиться цепь, а та приводит в действие звездочку распредвала. Тем самым обеспечивается синхронизация работы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Все просто. Это общая схема, не важно цепь ГРМ КИА Рио перед нами или цепь ГРМ Солярис.
В ходе работы та же цепь ГРМ Фокус или другого автомобиля подвержена инерции, чтобы ее гасить устанавливается успокоитель. Так как цепи свойственно растягиваться и менять свое положение, то предусмотрена установка натяжителя, регулирующего тем либо иным способом степень натяжения. Натяжитель не позволяет перескакивать цепи на один или несколько зубьев. Иначе сдвинутся фазы газораспределения (изменится работа распредвала), а «сдвиг по фазе» сказывается не в лучшую сторону на работе двигателя.
Теперь о различных вариантах. Цепной привод ГРМ – достаточно вариативное в конструкционном плане решение. Основную классическую схему назвали, но их десятки. В качестве примера назовем несколько:
Есть и смешанные схемы, где сочетается ременной привод ГРМ (одну указали уже) либо шестеренчатый привод ГРМ с цепным. Поэтому подбирая, например, цепь ГРМ Шевроле Авео или цепь ГРМ Нива, другой модели, надо учитывать конструкционные особенности двигателя. Они же влияют непосредственным образом и на специфику проведения обслуживания, ремонта цепного привода ГРМ.
Неоднократно нам доводилось слышать доводы владельцев автомобилей, которые комплектуются двигателями с цепным приводом ГРМ, что цепь «неубиваемая», «бессмертная» и это не ремень, который обрывается и повреждается. Поэтому обслуживание цепи не нужно, тем более ремонт. Отчасти с этим можно согласиться, но только отчасти. Учитывайте несколько важных моментов.
Первый – рано или поздно любой цепи свойственно растягиваться, это естественный и закономерный ход вещей, основная проблема, с которой необходимо бороться. Критическое растяжение цепи один из двух поводов ее замены.
Второй – цепь в приводе ГРМ всегда действует в паре с другими деталями. В минимальной конфигурации это успокоители (башмаки) и шестерни зубчатые (они же звездочки) валов (в общей схеме), а еще и натяжители. Этим компонентам свойственно ломаться по разным причинам, что сказывается на функционировании цепи и в общем цепного типа привода, мотора. Плюс к этому берите во внимание и такое понятие как износ, ему подвержены все компоненты цепного привода ГРМ, в том числе и цепь.
Третий – времена надежных двигателей «миллионников» ушли по самым разным причинам. Откроем Вам секрет Полишинеля. Сейчас работает правило что чем архаичнее установленный двигатель, тем надежнее на нем привод ГРМ, в том числе цепной. В качестве примера, двигатель Mitsubishi 4B11, практически он же Theta G4KD. На таких моторах цепь ГРМ КИА (Magentis, Optima, Sportage, Forte) или цепь ГРМ Хендай (Sonata, Tucson) четырехрядная роликовая. Практически «неубиваемый» вариант. А вот некоторые современные двигатели ряда немецких премиальных автопроизводителей, не будем портить им репутацию, с цепным приводом ГРМ оборудуются однорядной цепью. Она даже не соскакивает, а обрывается как ремень со всеми вытекающими последствиями, через первые 30 тысяч пробега или может растягиваться к первым 40 тысячам. Этим грешат и некоторые моторы уважаемых японских автопроизводителей.
Исходя из выше сказанного каждый автовладелец должен понимать что цепному приводу ГРМ требуется периодическое обслуживание, и чем новее двигатель, тем это надо делать чаще. Что будет если этого не делать?
Существует две основные проблемы, мы их уже обозначили. Проблема первая – цепь растягивается. По этой причине она либо соскакивает с шестерен, либо перескакивает на несколько подряд зубьев (в зависимости от текущей конструкции силового агрегата, привода ГРМ и компоновки подкапотного пространства). К чему это ведет?
Ситуация первая, самая «безобидная» – цепь перескочила на несколько зубьев. Что делается? Расстраиваются (сдвигаются) фазы газораспределения, проистекает частичная рассинхронизация совместной работы КШМ и ГРМ. Это приводит неизменно к повреждению их компонентов, а порой и весьма дорогостоящему капитальному ремонту мотора. Даже если этого не произойдет, то снижаются в любом случае эксплуатационные параметры двигателя, падает динамика, снижается мощность, повышается, что немаловажно, порой существенно, расход топлива. Помимо этого учитывайте что существует целый ряд систем, обеспечивающих работу двигателя и тесно с ним взаимосвязанных. Растягивание цепи может привести к поломкам этих систем, в том числе системы охлаждения, смазки, питания, зажигания, запуска двигателя и выхлопной. Это как минимум. Одна цепь ГРМ, за которой не следят и столько проблем с дорогостоящим решением.
Ситуация малоприятная, при разработке двигателей стараются ее предотвратить, но иногда цепь соскакивает. А это двойная беда. В таком случае происходит полная рассинхронизация работы КШМ и ГРМ. Если в поршнях не предусмотрены цековки (безвтыковые поршни) и нет технологических зазоров, то вполне вероятна поршней встреча с клапанами. Последствия зависят от того насколько вовремя среагирует водитель, каковы текущий такт в определенном цилиндре (отношение поршня к клапану), конструкционные особенности двигателя и привода ГРМ. В лучшем случае отделаетесь испугом и эвакуатором, последующим ремонтом, весьма затратным. В худшем придется ставить контрактный двигатель или продавать автомобиль на запчасти. Поршни натыкаются на клапаны, это еще хорошо если погнет клапаны и пробьет поршни, полбеды. Беда это когда пробивает стенки цилиндров и повреждается блок. Особенно если мотор современный из алюминия и других сплавов да еще стенки цилиндров ультратонкие, не проточить, не заварить, только новый блок ставить. А это очень большие деньги и капремонт двигателя. Еще может погнуть распределительный вал, лопается порой его пастель, а это зачастую замена ГБЦ (головки блока цилиндров), выходят из строя другие компоненты КШМ и ГРМ. Это то что происходит внутри двигателя.
Но когда цепь сходит в некоторых моторах, все зависит от компоновки подкапотного пространства, расположения, конструкции защитного кожуха привода ГРМ, извините за выражение, в подкапотном пространстве может начаться «кровавая бойня». Цепь металлическая, да еще с высокой инерцией, крушит все что попадается на ее пути, достается всем, особенно навесному оборудованию. Если ремень ГРМ умирает тихо и незаметно, то цепь ГРМ очень шумно, с песнями и плясками, словами «Гвардия умирает, но не сдается» и как террорист-смертник, унося с собой в Хельгард не только двигатель, но и всех кто окажется рядом. Хотя если это цепь Морзе, то смерть двигателю может прийти и тихо.
То же самое происходит и в случае обрыва цепи ГРМ, это вторая проблема. Последствия всегда тяжелые, а степень тяжести зависит от конфигурации подкапотного пространства, особенностей двигателя и его привода ГРМ, совокупности ряда факторов, отмеченных выше. В любом случае это дорогостоящий ремонт. Поэтому если поймете что в двигателе цепь ГРМ Мазда 6, цепь ГРМ Опель Корса либо другой марки и модели легковой машины ведет себя не так как обычно, в Казани рекомендуем сразу обращаться к нам в технический центр «Гвардейский». Проведем диагностику и посмотрим все ли в порядке. Самостоятельно сделать это сложно, в некоторых автомобилях, чтобы добраться до цепи ГРМ, нужно в подкапотном пространстве снять половину деталей и с кузова тоже. Например, чтобы добраться у Nissan Patrol к цепи ГРМ двигателя VK56VD приходится демонтировать переднюю облицовку, разбирать подвеску и снимать редуктор. Порой встречается и задняя компоновка цепного ГРМ, это когда цепь ГРМ со стороны маховика. Да еще и с продольным размещением двигателя, что предполагает при диагностике и замене цепи выполнение обязательной цирковой программы с акробатическими элементами. Всякое бывает.
Рекомендуем придерживаться регламента ТО и проходить техническое обслуживание вовремя. В ходе ТО наши мастера по необходимости проверят состояние цепного привода ГРМ и по согласованию с владельцем выполнят соответствующие работы, например, такие как замена цепи ГРМ КИА либо замена цепи ГРМ Хендай, другой модели. Если будет нужно, сможем заменить и другие детали цепного привода ГРМ или все в комплекте.
Подобные работы могут проводиться и во время сезонного ТО, но этот вид техобслуживания не обязательный, а рекомендованный. Хотя советуем придерживаться такого порядка. Но главное – обращайте внимание на характерные признаки неисправности цепного привода ГРМ, к ним относятся:
Эти признаки, конечно, могут указывать и на неисправности прочих систем, поэтому требуется комплексная диагностика. Она же дает возможность определять неисправности цепи ГРМ путем использования разнообразных диагностических методик проверки. Путем визуального осмотра, после демонтажа кожуха, можно определить максимальный выход натяжителя, износ зубьев зубчатых шкивов распредвала и коленвала. Путем компьютерной диагностики по информации с датчиков по соответствующим параметрам тоже выявляются поломки цепи ГРМ.
Оттого при первых же признаках неисправности цепи сразу обращайтесь к нам. Механики нашего автосервиса проведут диагностику и посмотрят все ли в порядке или потребуются какие-то дополнительные операции. И обязательно проходите плановое ТО, предлагаем весь комплекс работ в нашем техцентре.
Если вести речь о причинах неисправностей цепи ГРМ, из-за которых может потребоваться, например, замена цепи ГРМ Мазда или замена цепи ГРМ Форд, то это в первую очередь износ, обычный естественный износ. Среди других факторов:
Среди характерных поломок износ шарниров (из-за этого цепь и растягивается), усталостная деформация, свойственная пластинам, проворачивание валиков, выкрашивание и деформация роликов (если цепь роликовая, о конструкции ниже).
Насчет моторного масла. Его всегда нужно менять своевременно, выбирать в соответствии с допусками автопроизводителя и покупать оригинальное. В этом мы окажем полноценную помощь. Продавцы нашего магазина помогут правильно выбрать масло, причем предлагаем действительно качественные товары, никакой подделки, только оригинал и по выгодным ценам. А наши мастера готовы выполнить полноценный масляный сервис, который включает помимо замены масла еще и замену предназначенного для его очистки масляного фильтра, порой маслоналивной/сливной пробки или ее прокладки.
Почему такое внимание моторному маслу? Расскажем о наиболее распространенной схеме. Не всегда, но в преобладающем числе случаев цепь работает в масляной ванне или на нее подается масло. То есть предусмотрена ее смазка моторным маслом, чтобы при взаимодействии с зубьями звездочек (шестерен) валов уменьшить силу трения и снизить износ путем формирования устойчивой пленки из масла. Вот как раз качество этой пленки и зависит от состава масла, состояния присадок и основы, содержания в нем инородных примесей. Это первое. Второе. В ряде конструкционных схем натяжители ставятся гидравлические. Их принцип функционирования базируется как раз на использовании моторного масла. Сами понимаете, плохое масло, недостаточное натяжение цепи и далее нарушение работы двигателя. Обо всех неприятностях уже рассказали выше.
Оттого качество моторного масла, его состав, своевременная замена – ключевые параметры для обеспечения надежной работы цепного ГРМ в преобладающем числе используемых схем.
Запомните, когда осуществляется замена цепи ГРМ Опель или замена цепи ГРМ Шевроле, любой другой модели, важно выбрать цепь правильно. Уже отмечали выше что они имеют отличия по длине и месту установки, в одном моторе их бывает и одна, и две, и даже три.
Это, думаем, понятно. Момент второй. Любая цепь состоит из набора фрагментов, эти фрагменты производятся из стали марок высокопрочных, предварительно закаленных, отличаются между собой по конструкции, предназначению и способу присоединения друг к другу. На легковых автомобилях используются различные цепи, выделим три наиболее распространенных их типа:
Выбирая, например, цепь ГРМ Опель, обращайте внимание на то какая она используется на двигателях германского автопроизводителя, а то они ранее ставились американские GM, а теперь французские PSA.
Еще один критерий ключевой, который необходимо брать во внимание, покупая ту же цепь ГРМ Форд или другой модели – количество рядов. Выше заикнулись об однорядных и четырехрядных цепях, бывают еще двухрядные и трехрядные.
Так как каждый тип обозначенных цепей имеет свои особенности, расскажем на что обращать внимание при их покупке в автомагазине, работающем при нашем техцентре, немного детальней. Актуальность покупки обусловлена тем, что цепь ГРМ – компонент неремонтопригодный и ремонту не подлежит, в большинстве случаев (есть варианты, но встречаются редко).
Роликовая цепь, именуемая еще цепью Галля (это не в честь подружки или соседки Гали, а по имени французского медальера Андре Галля), задействовалась еще с позапрошлого века и прижилась в цепном типе привода ГРМ автомобильных двигателей. Такая цепь включает:
Это общая конструкция, но бывают и особенности. О некоторых кратко. Внутреннее звено иногда без втулки, тогда есть механическая перфорация, пуклевки. Внешнее звено бывает и разборным (разборные внешние звенья именуются «замком»). Звенья могут быть изогнутыми, тогда их именуют «елочками» и они равны между собой (недостаток такой схемы в том, что такие цепи расположены к растягиванию). Суммарное число звеньев внешних и внутренних всегда равно между собой и зачастую это четное число, если нечетное, то задействуются промежуточные звенья «елочки».
Когда используется такая цепь, то зубья звездочек (шестерен) валов находятся в непосредственном сцеплении с роликами. В итоге вращаются шкивы валов, следом цепь и сами ролики. В местах соприкосновения роликов и валиков, а еще роликов и зубьев применяется смазка, чтобы уменьшить трение и износ.
Когда, например, понадобится такая роликовая цепь ГРМ Мазда либо другой марки, то нужно учитывать такие параметры как:
Преимущество многорядных роликовых цепей ГРМ ведь в чем. Порвется, допустим, один ряд, второй (как минимум, а то и третий с четвертым) будут работать. Оттого такой привод ГРМ устанавливается на моторах, которыми комплектуются внедорожники, кроссоверы и пикапы.
Втулочная цепь – одна из разновидностей роликовой цепи. На ней подробно останавливаться не будем. Отметим ключевые отличия – нет роликов, цепь работает в масляной ванне (оттого так важно качество масла, о чем говорили выше), количество рядов один или два (в продаже двух-, однорядные цепи). Сейчас такие цепи используются достаточно широко.
Роликовая цепь при всех ее достоинствах отличалась высокой шумностью в работе, а ремень ГРМ работал бесшумно, да и проще в обслуживании. Но инженеры не сдавались и была разработана так называемая цепь Рейнольдса, она же зубчатая либо пластинчатая, бесшумная. Затем конструкцию усовершенствовали и начали использовать цепь Морзе. По конструкции все выглядит следующим образом:
Как правило, зубчатые цепи однорядные, но бывают и варианты.
Кроме того что, например, та же цепь ГРМ Шевроле нуждается в замене, изнашиваются и нуждаются порой в обслуживании и замене другие детали цепного привода. Работы можно выполнять по отдельности или в комплексе, с учетом труднодоступности узлов. Весь спектр работ проводят механики нашего автосервиса, а требуемые запчасти можете купить в нашем автомагазине. Что может потребоваться? Различные детали и расходные материалы, включая:
Потребуется замена цепи ГРМ, компонентов привода по отдельности или комплексная замена – обращайтесь. Подводя итог вышесказанному, в заключение обзора наши рекомендации:
Потребуется в Казани обслуживание или ремонт цепного ГРМ мотора, замена цепи ГРМ, купить все требуемые для этих работ запчасти – обращайтесь к нам в технический центр «Гвардейский»! Обязательно поможем!