Mazda поздно вошла в растущий сегмент компактных внедорожников. Toyota там пребывала уже почти двадцать лет, имея в программе несколько поколений RAV4, да и Honda со своим CR-V отстала ненамного. В 2006-м их догнал Nissan, приведя в эту компанию Qashqai, большинство прочих производителей тоже времени не теряло... Но не Mazda. Японский бренд дотянул до 2011 года, прежде чем показал во Франкфурте первое поколение CX-5 (внутреннее обозначение «KE»). Однако хорошо спроектированный небольшой 4x4 со спортивным внешним видом, впечатляющей производительностью и низкими эксплуатационными расходами быстро вырвался в ряды лучших в этом важном классе.
Проект был основан на Mazda Minagi. CX-5 создавали, чтобы заменить как Tribute, так и CX-7. Данный компактный внедорожник был первым автомобилем, явившим миру новое лицо японского бренда. Позже подобный дизайн получили Mazda6, Mazda2, Mazda3, родстер MX-5 и все новые CX-3. Производитель назвал новый стиль «KODO – Soul of Motion» («дух движения» в вольном переводе), впервые показав его в концепт-каре Shinari в мае 2011 года.
Это также первый автомобиль с полным комплектом фирменных технологий Skyactiv, включая жёсткую и лёгкую платформу в сочетании с новой серией эффективных двигателей и трансмиссий, что позволило существенно снизить выбросы и потребление топлива.
Японскую модель представили в 2011 году на автосалоне в Токио. Строительство CX-5 началось на заводе Ujina возле штаб-квартиры Mazda в Хиросиме. В 2012-м производство расширилось, ибо на внутреннем рынке модель достигла невероятных ежемесячных продаж - в целых 8 раз выше, чем прогнозировали эксперты сразу после запуска. Причём на модели с высокоэффективным 2,2-литровым дизельным двигателем SKYACTIV-D ("чистый дизель" - так его называли в Японии) приходилось 73% проданных машин.
Австралийское производство началось в 2012 году. Покупателям предложили версии Maxx, Maxx Sport, Grand Touring и Akera. Дешёвые варианты были доступны с 2,0-литровым бензиновым двигателем или дизелем, совмещённым с передним приводом (стандартно) или полным (в качестве опции). АКП устанавливалась во все полноприводные модели, версию Maxx FWD 2,0 бензин сопровождала механика.
Ранние европейские модели тоже включали в себя выбор из двух двигателей - SkyActiv-G 2.0L и SkyActiv-D 2.2L.
Американская версия дебютировала в ноябре 2012-го на Los Angeles Auto Show, выйдя в продажу с единственным 2,0 - литровым бензиновым четырехцилиндровиком SkyActiv-G, выдававшим 155 л.с. - меньше, чем изначально заявленные 165 л.с. Он сопровождался как автоматической коробкой передач, так и механической. К 2014-му модельному году для решения главной критики касательно производительности был введён 2,5-литровый бензиновый SkyActiv, рассчитанный на 184 л.с., в паре с шестиступенчатым автоматом. Это сочетание было стандартным в версиях Touring и Grand Touring, тогда как в базовой модели Sport остался двухлитровый агрегат. Передний и полный привод предлагались на выбор для всех моделей. CX-5 стал одним из пяти финалистов конкурса «Зелёный автомобиль года», проведённого Green Journal Car на 2012 Los Angeles Auto Show.
В 2014-м прошёл рестайлинг. Изменения включили в себя обновление внешнего вида, снижение дорожного шума, улучшенную развлекательную систему и спортивный режим для шестиступенчатой автоматической коробки передач. Были пересмотрены пакеты технологий, добавились новые функции безопасности, стало больше стандартного оборудования. Интерьер тоже значительно улучшился - Mazda чётко выразила свои амбиции, двигаясь в сторону премиального качества. Модель продавалась, пока не была заменена новым, вторым поколением в середине 2017 года.
Так что же это? Мягкий внедорожник типа RAV4 или Freelander, способный справиться по крайней мере с небольшим бездорожьем? Или некий вид «хэтчбека-на-ходулях» вроде Qashqai или Peugeot 3008, который промышленность называет модным словом «кроссовер»? Возможно, определение не имеет значения. В зависимости от своих предпочтений можете классифицировать CX-5 как угодно. Именно этого хотела Mazda, создавая скромные 2WD-версии начального уровня для домохозяек с детьми и жёсткие полноприводные варианты для суровых мужчин с тягой к странствиям. Бренд воспользовался преимуществами позднего прибытия на вечеринку, дав себе время внимательно изучить то, что было доступно, что покупатели хотели и что им на самом деле нужно.
Новое направление дизайна «KODO» принесло с собой объёмную решетку красивой пятиугольной формы и «сигнатурное крыло» - изогнутую линию, уходящую назад от носа, которая, по заверениям стилистов, придаёт лицевой части автомобиля сходство с мордой гепарда, когда он готовится атаковать. Дизайн в целом неплохой - аккуратный и симпатичный. Многие считают модель одной из самых красивых в классе, но в то же время она не выделяется настолько, чтобы создавать вокруг себя волнение и споры, как это обычно делают те, кто является на банкет позже других.
Правильные пропорции, немного японского изящества, чуток атлетизма: в конечном итоге получается умный современный кроссовер - гладкий, компактный, динамичный. Даже если форма не особенно запоминающаяся, аэродинамика впечатляет: добиться отличного коэффициента сопротивления (всего 0,33 cd) помогли и искусные складки листового металла, и грамотно спланированные боковые зеркала, и профильные линии, оптимизирующие поток воздуха, обтекающего автомобиль при движении.
Конструкторы приложили много усилий, обеспечивая водителя отличной позицией. Расположение рычага переключения передач, педалей и сиденья продумано до мелочей, чтобы пилот мог с лёгкостью контролировать машину и чувствовать себя действительно комфортно. Хорошему обзору немало способствует приподнятое положение вождения, хотя и не такое высокое, как предлагают некоторые соперники: Mazda черпает вдохновение в собственном MX-5 и считает себя спортивным брендом независимо от того, разрабатывает ли кабриолет, внедорожник или MPV.
Кабина не «очевидно стильная», как у некоторых конкурентов. Разработчики CX-5 сосредоточились на простоте использования, а потому здесь не так роскошно, как в премиальных продуктах от Audi или BMW, но сидеть за рулём удобно и приятно. Аналоговые приборы и компьютерный ЖК-экран расскажут вам всё, что нужно знать в поездке. Есть и небольшой цветной мультимедийный дисплей (5,8 или 7 дюймов), но не обязательно тянуться к нему - многим можно управлять с помощью кнопок рулевого колеса и «командирского модуля», представляющего собой вращающуюся ручку и набор кнопок позади рычага переключения передач.
Чёрный лак, имитирующие углеволокно вставки и хромированные брызги создают хорошее впечатление - приятно видеть какие-то изысканные декорации в недорогом секторе. Качество материалов разное: верхняя часть приборной панели радует на вид и на ощупь, тогда как по низу видим море дешёвого пластика. Mazda оправдывает его применение, упоминая в числе мер по снижению общего веса автомобиля. Вам не дадут изменить цвет и фактуру рабочих панелей, но можно заказать более красивую обивку, сменив традиционную ткань на песочную или чёрную кожу.
Будучи одним из самых длинных автомобилей в своём классе, CX-5 очень удобен если не для пяти, то для четырёх взрослых точно. Его 4,5-метровый кузов предлагает превосходное пространство для передних и задних пассажиров, дополняя его приличным грузовым отсеком (503 литра - это больше, чем 470 в VW Tiguan или 410 в Ford Kuga). Тем более, область для груза легко расширяется до 1620 литров путем сложения задних сидений (40:20:40). Они могут трансформироваться с помощью ручки внутри багажника и укладываются почти плоско, тем не менее им не хватает откидывающихся для отдыха спинок и умения скользить вперёд/назад, как в Tiguan.
Звуки, распространяющиеся по салону CX-5, вряд ли вас потревожат, хотя Мазда, любящая ломать традиции, решила не делать модель последним словом в бесшумном автомобилизме. Японцы считают, что вы должны слышать двигатель, поэтому спроектировали звукопоглощение таким образом, чтобы позволять его рокоту приникать в кабину, тогда как другие шумы (от дороги, шин и ветра) надёжно отсекаются.
Первое, что стоит отметить - это лёгкий автомобиль по сравнению с конкурентами, что положительно повлияло на расход топлива и динамику без снижения устойчивости, безопасности и удовольствия от вождения, которыми фирма так гордится. Конструкторы использовали массу очень прочных, но лёгких материалов, в результате чего машина весит только 1400 кг с бензиновым двигателем. Чтобы представить это в перспективе, такого же размера Land Rover Freelander весит более 1700 кг, так что вы могли бы усадить двух взрослых с сумками и парой детей в Mazda CX-5, и машина по-прежнему была бы легче, чем пустой Freelander.
Даже если игнорировать менее высокое ведущее положение, чем в типичных кроссоверах, этот ориентированный на семью компакт не чувствует себя жёстким внедорожником. Здесь в меру мягкая подвеска (но достаточно упругая, чтобы не допускать чрезмерного раскачивания кузова) и острое рулевое управление с прогрессивной электронной помощью. Оно не может обеспечить максимальную обратную связь с водителем, как лучшие из гидравлических систем, но, безусловно, вселяет уверенность на сложных поворотах и извилистых участках - машина обрабатывает их с завидной точностью и реальным хладнокровием. Полноприводные модели цепко держат дорогу, но даже с приводом на два колеса вы вряд ли окажетесь в проблемной ситуации, если не станете покидать цивилизованную местность.
Базовая версия приходит с двухлитровым бензиновым двигателем SkyActiv (165 лошадиных сил) и передним приводом. В силовой линейке присутствовали и 2,2-литровые дизели со 150 или 175 л.с. - даже на старте было из чего выбрать. Правда, не на всех рынках было доступно подобное разнообразие. Ранее введённый в Mazda6 2,5-литровый бензиновый двигатель (192 л.с.) добавился после рестайлинга 2014 года, став самым мощным для компактного SUV. Клиенты смогли выбирать между несколькими уровнями отделки и оборудования, передним и полным приводом, ручной и автоматической шестиступенчатой коробкой передач.
Тем, кто подыскивает прочный кроссовер с прекрасными ездовыми качествами, низкими эксплуатационными расходами, практичным пространством и достойным оснащением, Mazda CX-5 1 поколения трудно игнорировать. Не единственный автомобиль такого рода, скажете вы? Да, но масса талантов и прайс-лист на свежевышедшие европейские версии, начинавшийся чуть выше 20 000 евро, позволили этому компакту успешно конкурировать на быстрорастущем рынке с Tiguan & Co - Nissan Qashqai, Ford Kuga, Hyundai ix35, Kia Sportage, даже с Land Rover Freelander, BMW X3 и Audi Q5.
Это не один из тех автомобилей, в которые влюбляешься с первого взгляда, однако при более близком знакомстве он полон приятных сюрпризов. Под скромной упаковкой скрывается качественный продукт - надёжный, динамичный, с инновационными технологиями, удобный в повседневной жизни и хорошо сохраняющий стоимость после многих лет эксплуатации. Добавьте к списку конкурентоспособные цены, и перед вами будет весьма привлекательное предложение. Ищете машину такого рода? Начните с CX-5.
В Техническом центре "Гвардейский" проводится техническое обслуживае Мазда СХ-5 первого поколения.
Второе поколение Мазда СХ-5 пришло в 2017 году