На мировой карте автомобилей первое поколение Рио располагалось где-то в мрачной серой зоне. Невзрачный пятидверный компакт с экзотическим названием ассоциировался больше с горящим предложением туроператора, чем с серьёзным соперником Гольфа. Киа в отчаянной попытке повысить продажи предложила клиентам небывало низкую цену и длинную комплексную гарантию. Пять лет ни налогов, ни затрат на техническое обслуживание - дешевле только на автобусе. Но, делая ставку на доступность и пакет «всё включено» (налоги, сервис и т.д.), корейцы забыли, что на самом деле хотели создать себе репутацию солидного автопроизводителя, а не мелкого поставщика услуг. "Это было ошибкой, - подтвердил один из региональных директоров по маркетингу Юрген Санс. - Следующий Рио должен всех убедить в качестве самой машины, а не только её сопровождения". Что корейцы и попытались сделать, выпустив на рынок второе поколение Kia Rio - в Европе с 2005 модельного года, в Америке с 2006-го.
Особенности поколения
Ориентированный на покупателя с минимальным бюджетом, оригинальный Kia Rio (2001-2005) мало что мог предложить, кроме приличной гарантии. Он доставлял владельца на работу и домой с минимальными расходами, но из-за скромного вида, неуклюжих дорожных манер и отсутствия удобств был основным транспортом и не больше.
Критики были резки в высказываниях, но что касается владельцев первых Рио, их отзывы разнились. Одни проклинали тот день, когда сели за баранку этого драндулета: "Худшая машина из всех! Мы радовались, что сэкономили кучу денег, купив дешёвый Rio, но по прошествии трёх месяцев проблемы посыпались одна за другой. Отвратительное качество отделки и сборки, интерьер буквально разваливается, шестерни хрустят, кузов как будто из жести - вмятины образуются слишком легко, краска облазит, шины стираются на глазах. Нам пришлось исправлять и менять так много деталей, что трудно говорить о какой-либо экономии. Очень ненадежный автомобиль - сделайте себе одолжение, даже не рассматривайте эту покупку!".
Другие, наоборот, казались вполне довольными «маленьким снаружи, но большим внутри» автомобилем, доставшимся по очень низкой цене и дешёвым в эксплуатации. Некоторые используют старые версии до сих пор, отмечая, что они по-прежнему хорошо ездят и чувствуют себя как новые, без каких-либо серьёзных механических проблем. Возможно, это счастливчики, которым повезло заполучить одну из удачных версий. Но скорее всего, они просто понимали, что получили то, за что платили (дешёвый автомобиль = дешёвая начинка), и не жаловались.
Забудьте всё, что знали о первых моделях - в 2005-м ситуация кардинально изменилась. Компактный Rio II остался бюджетным автомобилем, предлагающим мало изысков, но существенно улучшил производительность, экономию топлива, надёжность и практичность. И по-прежнему радовал превосходной гарантией. Киа вознаграждала своих покупателей, беря на себя львиную долю текущих расходов: оплачивала налоги в течение нескольких лет, проводила регулярные проверки и заменяла все быстро изнашиваемые детали, такие как тормозные колодки, свечи зажигания, щётки и моторное масло. Частью бонусного пакета был даже новый набор летних шин. Владельцы мало на что тратились помимо страхования и топлива. В некоторых регионах схема обслуживания охватывала пять лет, а где-то даже семь в качестве стандарта (как, например, в Великобритании с 2010-го).
Стремясь по-новому определить понятие «начального уровня» с точки зрения 21-го века, второе поколение поддерживало доступную ценовую политику своего предшественника, но выросло почти во всех других областях, которые имеют значение. Длиннее, шире и выше, с увеличенной колёсной базой и колеёй, новый седан с четырьмя дверями и его укороченный пятидверный вариант пришли с крупнейшими пассажирскими кабинами в своём секторе, гораздо более солидным внешним видом и ранее недоступным уровнем сложности в этой ценовой категории. Фастбэкообразная версия «мини-универсала» была отброшена в этом поколении, заменившись нормальным 5-дверным хэтчбеком, известным также как Rio5. Намного короче предшественника (3,99 метра длиной), он расположился в классе Polo, освобождая место для Cerato и его последователей.
Внешний вид и интерьер
Новая металлическая кожа отражает утончённый характер Рио: гладкий рельеф без резких рывков, с плотно натянутым контуром, сглаженным в динамически важных местах. Даже базовый седан имеет высококлассные детали наподобие крупных головных фар с кристально чистыми линзами, опрятной ячеистой решётки с хромированным обрамлением, окрашенных в цвет кузова бамперов, массивных корпусов зеркал и дверных ручек. Стандартный Рио носит шины 175/70HR14 на стальных колёсах, а верхний уровень обновляет их до 185/60 с легкосплавными дисками.
Хэтчбек Rio5 снабжается резиной 195/55 на 15-дюймовых легкосплавных колёсных дисках. Он короче седана - 3990 мм против 4240 (или 4250 с 2010 модельного года). Ширина у обеих версий одинакова - 1,695 м. Полностью модифицирована передняя часть и оптика, появились более широкие крылья, делающие модель мускулистой, похожей на кроссовер. Новый Рио сидит на переработанной платформе, используемой совместно с Hyundai Accent, и это хорошо - щедрая колёсная база (2,50 метра) сделала его устойчивее на дороге и просторнее внутри.
В преддверии 2010 модельного года и седан, и хэтчбек прошли рестайлинг под пристальным надзором Питера Шрайера, сделавшего себе имя на продуктах VW и Audi. Во внешнем облике осталось мало корейского: подвергшийся европейскому влиянию дизайн, по описанию производителя, стал «излучать спортивность и молодость через смелый взгляд и динамичный профиль». Были изменены передние и задние фары, габаритные огни, наружные зеркала и гриль (так называемый «нос тигра»), боковые молдинги стали более узкими и окрасились в цвет кузова. Кроме того, рулевое колесо получило ту же конструкцию, что в Kia Soul и Forte, появился Bluetooth для громкой связи по телефону, приборный кластер украсился новым красным дизайном с подсветкой, а 270-литровый багажник «чисто случайно» достиг размера конкурентов из Вольфсбурга. Для сравнения, у Hyundai Getz (02-09) он 288 литров, у Chevrolet Kalos (05-08) - 220, у Citroen C3 (02-10) - 139 л. Кстати, это минимальный объём у седана - хэтчбек намного практичнее в этом плане со своим грузовым отсеком, вмещающим как минимум 336 литров багажа. Корейские ребята знают, чем приманить семейных клиентов.
Комфорт и практичность
Наиболее очевидный прогресс заметен в интерьере. Здесь низкий уровень шума и более удобные, чем прежде, места. У мягких сидений стало больше боковой поддержки - на извилистой дороге вы больше не ёрзаете, как на табурете. Обзорность отличная, кнопки логически сгруппированы, передние кресла можно регулировать по высоте и наклону, появились новые панели, чехлы для сидений и удобное в захвате рулевое колесо. Отделочные материалы по-прежнему дешёвые, но качество заметно выше, а дизайн симпатичнее - никакого сходства с унылым предшественником. Если искать «за кулисами», кое-где ещё можно встретить плохо зачищенные заусенцы на пластике и непокрытые винты, так что ещё есть место для совершенствования.
В целом Рио-2 стал выглядеть намного опрятнее и гостеприимнее. Задок достаточно широк для загрузки больших объектов (хотя довольно высокая губа немного усложняет процесс), задние сиденья складываются (правда, не в абсолютную плоскость), а каморки для хранения мелочей включают в себя бардачок, карманы, подстаканники и лоток в передней части рычага переключения передач. Всё небольшое, зато полезное в повседневной жизни.
Визуально это не роскошное авто (а Polo?), но пропорции правильны, а дизайн приятен. Если и можно в чём-то винить стилистов Kia, так это в непоследовательном образе бренда - каждый новый автомобиль приходит с другим лицом. Но ведь это здорово, не так ли? Та же история внутри. Машина стала удивительно удобной и просторной для своего размера, хотя задние сиденья, как и раньше, тесноваты для взрослых, а багажник не вмещает тонну снаряжения для большой компании. Это формат Polo - людям европейского телосложения предоставили достаточно места, но с некоторыми ограничениями: автомобиль рассчитан на двух взрослых впереди и троих детей сзади или четырёх среднестатистических граждан невысокого роста и умеренной комплекции. Если вы и ваши спутники подходите под эти критерии, будете чувствовать себя вполне комфортно.
Двигатели и вождение
Корейцы быстро учатся и постоянно улучшают свои продукты. Это касается и поведения машин на дороге. С точки зрения общей настройки Рио стал совершеннее и приятнее в обращении. Конечно, не настолько, как Polo, но по сравнению с первым поколением явный прогресс. Модернизированные тормоза и полностью переработанное шасси привели к улучшению управляемости: машина движется прямее и глаже, поворачивает увереннее, останавливается резче.
Кое-какие недочёты, к сожалению, просочились из старых машин в новые. Например, при агрессивном вождении двигатель всё так же быстро достигает предела своих возможностей, а рулевому управлению по-прежнему не хватает тонкой настройки - оно слишком лёгкое и не даёт водителю много информации о том, что происходит с колёсами. Слабину показывает и неуравновешенная подвеска, допускающая чрезмерное раскачивание тела из стороны в сторону при быстром прохождении ряда поворотов. Она неплохо гасит удары от трещин и лежачих полицейских, но плохие городские дороги, как и раньше, являются тяжёлым испытанием. Все эти недостатки, однако, находятся в допустимых пределах - обработка уже не такая сырая, как раньше.
Свой тур по миру Rio второго поколения начал с двумя бензиновыми двигателями на выбор - четырёхцилиндровым 1.6L DOHC серии Alpha II с изменяемыми фазами впускных клапанов (111 л.с. 190 км/ч) и меньшим 1,4-литровиком (97 л.с., 177 км/ч) в сопровождении 5-скоростной МКП или четырёхступенчатого автомата. Они работали грубовато, но не доставляли неудобств в повседневной жизни. К ним присоединился 110-сильный 1,5-литровый дизельный CRDi, экономичный и удивительно гладкий. Максимальная скорость с ним доходила лишь до 176 км/ч, но он хорошо тянул с низких оборотов и имел достаточную мощность для круиза с комфортом, а разгон 0-100 км/ч занимал адекватные для городского трафика 11,5 секунды. В июле 2008 года этот агрегат был немного переделан для снижения выбросов CO2, доведя их до 119 г/км и удешевив налог. На разных рынках автомобили комплектовались по-своему. Например, в Штатах и для седана, и для хэтчбека официально предлагался только бензиновый двигатель 1.6L, а в России только 1.4L.
Цены и конкуренты
II поколение Kia Rio стало намного симпатичнее и комфортнее, но стоило по-прежнему мало - от 9880 евро. Правда, базовая версия приходила с минимумом технологий - шестью подушками безопасности, ABS, электрическими стеклоподъёмниками и центральным замком, но без кондиционера, круиз-контроля и ESP. Зато другие варианты имели почти полный спектр оборудования, а стоили ненамного дороже - от € 12 600 с 1,6-литровым двигателем и от € 13 000 с дизелем. Низкая цена Рио делала его необычайно привлекательным, однако покупатели рассматривали и другие модели, в том числе Hyundai Accent, i20 и Getz, Honda Civic, Kia Picanto и Cerato, Ford Focus и Mazda3.
в 2011 году на смену пришло третье поколение
П— проверка (диагностика), при необходимости замена, смазка или регулировка
З— замена
Р— рекомендованные работы
Наименование работы | Пробег тыс. км | |||||||||||
15000 | 30000 | 45000 | 60000 | 75000 | 90000 | 105000 | 120000 | 135000 | 150000 | 165000 | ||
Время (месяцев) | ||||||||||||
12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 | 84 | 96 | 108 | 120 | 132 | ||
Двигатель | ||||||||||||
Приводные ремни | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Вакуумные трубки и шланги | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Шланги системы вентиляции картера двигателя | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Радиаторы охлаждения двигателя, кондиционера | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Система вентиляции топливного бака и крышка заливной горловины | П | П | П | П | П | |||||||
Топливопроводы, шланги и соединения | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Герметичность системы выпуска | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Фильтр топливный (Прим.2) | З | З | ||||||||||
Фильтр воздушный системы вентиляции топливного бака (при наличии) | З | З | З | |||||||||
Свечи зажигания | З | З | З | З | З | |||||||
Жидкость системы охлаждения двигателя | П | П | З | П | П | З | П | П | З | П | П | |
Масло в двигателе и масляный фильтр (Прим.1) | З | З | З | З | З | З | З | З | З | З | З | |
Фильтр воздушный двигателя | П | П | З | П | П | З | П | П | З | П | П | |
Фильтр вентиляции салона | З | З | З | З | З | З | З | З | З | З | З | |
Ремень газораспределительного механизма | П | З | П | |||||||||
Ролики, натяжитель ремня газораспределительного механизма | П | |||||||||||
Трансмиссия | ||||||||||||
Жидкость в автоматической коробке передач (Прим.1) | П | П | З | П | П | |||||||
Ходовая | ||||||||||||
Компоненты передней и задней подвески | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Валы приводов колес, ступичные подшипники, ШРУС | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Шины (не включая запасное колесо) | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Кузов | ||||||||||||
Лакокрасочное покрытие кузова и элементы декора | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Крепление узлов и агрегатов к кузову и к подвеске | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Система управления | ||||||||||||
Компоненты рулевого управления | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Система гидроусилителя рулевого управления (если оборудовано) | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Тормозная система | ||||||||||||
Педаль тормоза | П | П | П | П | П | |||||||
Стояночный тормоз | П | П | П | П | П | |||||||
Трубки, шланги и соединения тормозной системы | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Дисковые тормоза, диски и колодки | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Барабанные тормоза, барабаны и колодки (при наличии) | П | П | П | П | П | |||||||
Жидкость тормозная (Прим.4) | П | З | П | З | П | З | П | З | П | З | П | |
Электрооборудование | ||||||||||||
Компьютерная диагностика электронных систем | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Наружные световые приборы и индикаторы | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Аккумуляторная батарея | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | |
Система кондиционирования, компрессор | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П | П |