Южнокорейская Hyundai Motor Company - одна из крупнейших автомобильных корпораций в мире. Своим успехом она обязана не только низкой стоимости транспортных средств, но и их доработке для различных рынков. Хорошим примером является Hyundai Solaris, предназначенный в первую очередь для российских заказчиков.
Первое поколение, собираемое в Санкт-Петербурге, было представлено в конце 2010 года и появилось на дороге в начале 2011-го. Россияне высоко оценили Solaris. Ещё до фейслифтинга в 2014-м автожурналы назвали его российским автомобилем года (2012) и присудили сразу два приза - один в категории новинок, второй в среднем классе. Этой машине удалось в течение короткого промежутка времени стать любимицей российских автомобилистов. Hyundai имел оглушительный успех, ибо создал автомобиль, практически идеально подходящий для местных условий - уже через три месяца после запуска продажи достигли 30 000 единиц.
Hyundai запустил эту модель в Индии под названием Verna, а остальной мир знает её под именем Accent. Впечатлившись удачной конструкцией и технической сложностью машины, многие поклонники корейских авто сожалели, что она появлялась в России только в качестве импорта. И вот, наконец, они получили новый субкомпактный четырёхдверный седан, а чуть позже и пятидверный хэтчбек. Обе модели строились на HMMR - Hyundai Motor Manufacturing Rus, шестой производственной базе компании за границей (Санкт-Петербург) и перенастраивались под местные вкусы.
Завоевание рынка началось с показа в Москве концепт-кара RB, выставленного на международном автосалоне-2010 (MIMS). Имя производственной версии было выбрано из 27000 предложений: производитель объявил конкурс, и россияне со всех концов страны предлагали свои варианты. «Solaris» - производная от латинского названия солнца. Hyundai понравилось это слово - он увидел в нём отражение своих амбиций и сияние бренда в лучах славы на просторах Российской Федерации.
Купеподобный профиль, перенятый от последней Сонаты, украсился сложными графическими элементами, фарами с двухцветным обрамлением, уникальными L-образными противотуманками, большой шестиугольной решёткой и непрерывными линиями, начинающимися на фронте и уходящими к задним лампам.
Новые машины привёли почитателей в восторг спортивным видом, универсальностью и пропорциями, удобными в стеснённых городских условиях. Длина седана составляла 4,37 м, хэтча - немногим более 4,08 м (после рестайлинга в 2014-м - 4,12) при одинаковых ширине и высоте (1,7 м и 1,47 соответственно). Их можно было использовать и как семейные автомобили, и как служебные. Динамичная форма кузова напоминала гладкое купе, а высокая компактная «морда» - кроссовер, в то время как короткий косой «хвост» подчеркивал спортивный характер Соляриса. Это отличало модель, позволяя идентифицировать её издалека.
Фейслифтинг 2014 года помимо технических модернизаций принёс с собой крупные вытянутые передние фары, обеспечивающие не только современный вид, но и более яркое освещение при движении в темноте. Решётка, состоящая из двух частей, тоже претерпела изменения, придавая машине привлекательный вид спереди. Не осталась без внимания и задняя часть. Опять же, специалисты по оптике изменили форму фар и поработали со светодиодными огнями. Кроме того, машина украсилась широким спойлером для более динамичного внешнего вида.
В салоне пятиместного седана или хэтча вполне уютно, несмотря на простоту макета и материалы не слишком высокого качества. В целях экономии производителю пришлось использовать недорогую отделку, но мало кто из покупателей на это жаловался. Те, кто приобретает бюджетные авто, всегда готовы к компромиссам ради низкой стоимости. Впрочем, не всё так плохо - южнокорейская «иномарка» получила все жизненно важные удобства и более-менее сложную электронную начинку, а также достаточно внутреннего пространства для пяти взрослых человек среднего размера, чтобы они могли легко освоиться в передней или задней части.
Y-образная рабочая панель с двухсторонней симметрией аккуратна и проста в обращении. Всё необходимое находится под рукой. Это, а также кондиционер, CD-проигрыватель, электростеклоподъёмники и порядочный объём грузового пространства, впечатляющий для городского компакта, делает Solaris необыкновенно привлекательным в глазах покупателей бюджетных авто.
Сиденья не отличаются особым рельефом, но неплохо держат тело и вполне комфортны в дальних поездках. Покрывающая их ткань прочная, не маркая и легко чистится. Багажник даже в базовом виде довольно вместительный - вмещает порядка 370 литров груза, чего вполне достаточно для повседневных потребностей. Задние сиденья при надобности разделяются и откидываются вперёд, увеличивая площадь для багажа. Бардачок весьма мал, но дверные бункеры щедрые и хорошо сформированы для размещения банок и бутылок.
Hyundai Solaris первого поколения не предлагает ничего особенного на эмоциональном уровне, сидите ли вы за рулём или наслаждаетесь окружающим пейзажем из заднего окна, но достаточно плавный ход машины порадует всех. Передняя/боковая видимость хорошая, сиденье водителя регулируется по высоте, как и рулевое колесо, так пилот может неплохо устроиться и не испытывать неудобств от долгого вождения. В кабине тихо, однако если выехать на трассу, шум двигателя на высоких оборотах становится навязчивым. К нему добавляется неприятная смесь свиста ветра, дорожный гул от колёс и расходящаяся по салону вибрация на скорости свыше 70 км/ч.
Машина плохо переносит разбитый асфальт - подвеску «пробивает» даже на небольших ямах; автомобиль трясёт на крупной ряби, шатает на извилистых участках и заносит на поворотах. Многие водители отмечают, что было бы разумным усилить пружины и поднять подвеску немного повыше, как и передний бампер, сгребающий снег и не дающий чувствовать себя спокойно на сложных дорогах. Кроме того, не мешало бы обеспечить автомобиль хорошей антикоррозийной защитой - большинство владельцев недовольно тем, как быстро ржавеет нижняя часть кузова, несмотря на оцинковку. После обновления в 2012-м, а потом и в 2014 году ситуация немного улучшилась, но не настолько, чтобы порадовать любителей высоких скоростей. Обновлённый Solaris со своим довольно жестким телом по-прежнему чувствовал себя сдержанным на дороге и, как и раньше, ориентировался на неспешные поездки, а не энергичное вождение.
Уверенное торможение, небольшой поворотный круг и компактные размеры делают машину довольно приятной в обращении, хотя всё зависит от того, из чего вы в неё пересели. Многие автовладельцы отмечают чувствительность машины к боковому ветру, «ватный» руль в низкоскоростном режиме и «плавание» по трассе, требующее постоянных корректировок и не дающее водителю расслабиться. Тем не менее в городе автомобиль радовал проворством и бодростью. Кто не ждал от дешёвого корейца чудес, не был разочарован. На дороге Solaris обеспечивал комфортную езду и достойную управляемость, а нехватку спортивной обработки компенсировал сбалансированностью и хладнокровием - критериями более важными для клиентов этого сегмента.
Hyundai Solaris 1-го поколения предлагал выбор между двумя различными Gamma-агрегатами, позволяющими развивать скорость до 190 км/ч. 1,4-литровый DOHC с четырьмя цилиндрами (G4FA) и CVVT генерировал 106 л.с./135 Нм, а его 1,6-литровый коллега (G4FC) - 123 л.с./155 Нм. 1,4-литровые модели сопровождались стандартной 5-скоростной МКП или опциональной 4-ступенчатой автоматикой, а с большим двигателем (после 2014 года) могли быть оборудованы 6-ступенчатыми МКП или АКП.
Расход топлива в обоих случаях не радовал, значительно превышая заявленные производителем низкие цифры и доходя до 8,5- 10,2 л в смешанном цикле (город/шоссе) с периодическим включением кондиционера. Механические версии с 1,4-литровым двигателем имели более скромный аппетит и вели себя относительно хорошо, не считая подозрительных звуков при работе, в то время как автоматические расстраивали пользователей повышенным топливопотреблением, неправильными сдвигами при переключении скоростей, рывками и тугодумием. Модернизация 2014 года улучшила ситуацию, но так и не избавила АКП от неуклюжести.
Южнокорейский автостроитель предложил множество специализированных функций, специально разработанных для удовлетворения местных потребностей, и уделил особое внимание защите при аварии, построив Солярис с применением высокопрочной стали горячей штамповки. После многолетнего изучения российского авторынка маркетологами Hyundai модель была оснащена многими специализированными функциями, подходящими для местных дорог, погоды и стиля вождения. Производитель снабдил его ABS, электронной стабилизацией, воздушными подушками и специальными функциями, позволяющими противостоять холодной русской зиме и пыльным/грязным дорогам. Среди них более-менее мощная батарея (60 ампер-часов) для повышения производительности при холодном пуске, 4,0-литровый бачок омывателя с низкоуровневым датчиком, стандартные передние/задние брызговики, электростеклоподъёмники, салонный фильтр, задний антиобледенитель, обогрев передних сидений, внешних зеркал, рулевого колеса и лобового стекла в версиях дороже базовой.
Кроме того, с учетом местных условий дорожного движения и водительских привычек, была увеличена продолжительность жизни ламп (до 1500 ч), ибо русские, по наблюдениям корейцев, обожают ездить с включенными фарами даже в дневное время. Лучше бы они поработали над мощностью оптики - на плохое освещение дороги жаловался буквально каждый владелец Соляриса. Стандартная антикоррозийная защита дополнилась покрытием, оберегающим кузов от разных вредных химикатов и «недружественных элементов» вроде мелкого гравия, песка и соли, разбрасываемой коммунальщиками по дорогам для удаления снега. А ещё усилили безопасность, снабдив ESS дополнительными сигнальными огнями в случае панического торможения (для снижения риска наезда сзади не слишком внимательными водителями, коих полно на российских дорогах, пояснили заботливые корейцы).
Россияне предпочитают скромные, долговечные, неприхотливые в обслуживании машины. Некоторые аспекты Hyundai Solaris 1-го поколения действительно полезны в местных дорожных и погодных условиях. Но здравый смысл в покупке собранных в России автомобилей международных марок многие видят только тогда, когда они дешевле, чем в Корее, Японии или Европе, и главным фактором успеха Solaris стала низкая цена - от 400 до 700 тысяч рублей.
Когда VW запустил в продажу Polo, тоже предназначенный для России и производимый на месте, он стал прямым конкурентом Соляриса - машины в ключевых областях походили друг на друга, включая практичность, поведение на дороге и оснащение. Имелись и альтернативы. К примеру, Гранта, Приора, Renault Logan, ЗАЗ Шанс, Daewoo Gentra, Datsun on-DO, Honda City, Kia Rio, Skoda Rapid и т.д., но найти столь же дешёвую новую иномарку было практически невозможно. К тому же учитывая интересный внешний вид модели, неплохое стандартное оборудование, общую надёжность и довольно приятное поведение на дороге. Недаром Солярис, несмотря на всё своё несовершенство, стал любимцем многих россиян.
Hyundai Солярис 2-го поколения начали выпускать в 2017 году