"Хочу построить автомобиль для всего общества," - сформулировал когда-то цель своей жизни Генри Форд (1863-1947). И достиг её. Его T-Model (с 1908) долгое время была самой продаваемой машиной в мире. Потому что хорошо вписывалась в жизнь, была надёжной и доступной - действительно для всех. Ford Focus перенёс традицию мирового автомобиля в современную эпоху. В 140 странах он продаётся, строясь на четырёх континентах. Работая на полной скорости, Ford может производить 1,5 миллиона версий каждый год. И почти все распродаются: ежегодно более 1,1 миллиона Фокусов находят свой дом - больше, чем любой другой автомобиль. С 2012 года компакт признан самым популярным в мире и по сей день входит в четвёрку бестселлеров своего сегмента наряду с Corolla, Civic и Golf. Мечта Генри сбылась во второй раз.
Особенности внешнего вида
Фокус никогда не был ярким, но продолжает быть стильным, подтянутым, приятным на вид компактом среднего размера. Его конструкция приведена в соответствие с другими новыми моделями Форда, родившимися в последний год или около того, в том числе с последним поколением Fiesta. На передней панели видим большую решётку типичной «Форд-образной» формы, капот с четырьмя складками на листовом металле, резко очерченные горизонтальные фары и изящно скруглённые углы. Но цель производителя - не унифицировать свои продукты, а следить за тенденциями в компактном классе, и Фокус пошёл дальше того, на чём остановилась успешная Fiesta. Оконная линия пересмотрена, крыша снижена, ушло в прошлое отдельное окошко перед C-стойкой - теперь заднее боковое окно заканчивается на уровне двери.
Тыл тоже получил новую форму и большой выделяющийся логотип - заметный издалека бейдж сидит между задними фарами. Спойлер на крыше и боковые воздушные дефлекторы помогли снизить коэффициент сопротивления воздуху до 0,286. Размеры остаются практически неизменными. Крышу дизайнеры слегка прижали к земле, и теперь компакт выглядит более приземистым. Самым существенным стало разрастание колёсной базы: 5,3 дополнительных сантиметра между осями дали больше пространства в салоне. В целом дизайн нового Фокуса выглядит сложным, последовательным и более гармоничным, чем у предшественника.
Спектр версий, начинающийся со Style, включает улучшающиеся с каждым уровнем варианты Zetec, Titanium, спортивный ST-Line, роскошный Vignale и Active в стиле малого SUV с более высоким клиренсом. Разные версии имеют свои конструктивные черты, отличающие их от остальной части диапазона, но все симпатичны и хорошо оборудованы. Style начального уровня поставляется с колёсами из лёгкого сплава, светодиодными фарами дневного света и бамперами, корпусами зеркал и дверными ручками в цвете кузова. Zetec получает передние противотуманные фары, Titanium добавляет светодиодные задние фонари и задние тонированные стёкла. ST-Line украшается «спортивным макияжем» с большим задним спойлером, полированными спаренными выхлопными патрубками, особым обвесом и красными тормозными суппортами (в модели ST-Line X). Vignale, самый роскошный вариант, имеет светодиодную оптику плюс уникальный дизайн решётки и идентификационных знаков внутри и снаружи. Если версия 3-го поколения была просто хорошо сложенной, то Focus-4 стал изящным и престижным - столь же красивым, сколь и удобным.
Интерьер
Предыдущие воплощения Фокуса изо всех сил старались догнать ведущих соперников по качеству, и сегодня он не перестаёт совершенствоваться. В основном здесь использован макет Fiesta, вещь сама по себе положительная. Приборная панель аккуратная и чётко структурированная. Мультимедийный экран размещён высоко, чтобы не отвлекать от вождения. Как и в Fiesta, с ним может легко работать и водитель, и его сосед-пассажир.
Новый Фокус получил материалы весьма приличного качества, и хотя большинство поверхностей не приносит того тактильного удовольствия, как скажем, в Volkswagen Golf, радует мягкое на ощупь покрытие дверей и приборной панели. Лишённая прежней вычурности кабина стала простой и сдержанной - как говорят критики, интернациональной. Есть, однако, и декорации - кусочки полированного стекла, контрастная строчка, полоски хрома и матового алюминия в зависимости от того, какую версию вы приобретаете. Специфические особенности включают в себя кожу и искусственную отделку с эффектом древесины, если вы выбираете Vignale, или углеродного волокна для ST-Line. Стандартное оборудование в моделях Style довольно жиденькое, но всё же включает в себя такие полезные вещи, как кондиционер, цифровое радио и переключаемые режимы движения.
Информационно-развлекательная система требует времени на привыкание, но вскоре становится второй натурой. Она снабжается голосовым управлением, Apple CarPlay и Android Auto, дополняясь беспроводной зарядкой (даже в базовой комплектации), Wi-Fi и множеством сопутствующих функций. 6,5-дюймовый сенсорный экран (можно обновить до 8 дюймов) торчит из приборной панели, отображая рабочие, навигационные и развлекательные данные через отредактированный интерфейс Sync3. Опциональный проекционный дисплей, показывающий скорость, дорожные знаки и инструкции спутниковой навигации, дебютирует на автомобилях Ford в Европе. Форд им особенно гордится, как и шикарной 675-ваттной звуковой системой Bang & Olufsen.
Комфорт и практичность
Новая структура тела, по утверждению производителя, стала жёстче прежней. Фокус-4 построен на базе новой архитектуры C2. Её главные преимущества - улучшенная защита при аварии и больше внутреннего пространства. Попутно с расширением пассажирского и багажного объёма (до 1620 литров с запасным колесом) пересмотрено шасси, чтобы правильно реагировать в нагруженном состоянии. У багажника удобная форма с минимальным вторжением колёсных ниш. Незначительные мелочи вроде выступающей губы могут немного усложнить загрузку тяжёлых предметов, но вообще мало на что можно жаловаться.
Обеспечивая 375-литровый грузовой объём с задними сиденьями на месте (или до 1354 литров с ними сложенными), пятидверный хэтчбек прекрасно справляется с повседневными задачами, хотя ему далеко до кавернозной Skoda Octavia. Тем, кому надо возить много вещей, стоит смотреть на универсальный комби - там намного больший багажник.
Сидения хорошо сформированы, положение в путешествии удобное. У сидящих впереди взрослых есть много места - Форд сделал более узкой центральную консоль и переместил приборную панель на десять сантиметров вперёд, давая больше свободы в коленях. В целях безопасности оконная линия поднята чуть выше, но площадь остекления достаточно велика, чтобы избавить людей от ощущения наблюдения за окружающей средой через узкие бойницы. Чёрный интерьер в ST-Line придаёт интерьеру «пещерный характер», что может вызывать клаустрофобию у чувствительных пассажиров - на самом деле это типично для большинства спортивных моделей. Открываемый панорамный люк также доступен - он помогает сделать салон намного светлее.
Одетая в яркий наряд Titanium кабина выглядит гораздо более дружественной и «воздушной», особенно в универсале. Доступ внутрь стал легче благодаря новой форме дверей, но самое приятное - впечатляюще много места для колен. Спасибо удлинённой колёсной базе. То, что Фокус стал более плоским (ниже на 1,5 см), вы не заметите в задней части, ибо H-точка была сдвинута вниз. Неудобство для рослых мужчин в том, что поддержка бедра практически отсутствует.
Двигатели и вождение
Ford обвиняли в том, что в последние годы его транспортные средства стали более расслабленными, но если Fiesta последнего поколения (и особенно Fiesta ST) убедительно доказывает, что это не так, то Focus четвёртого поколения является чётким подтверждением. В частности, ST-Line с пониженной подвеской. Эта модель прекрасно держит скоростную прямую и приносит огромное удовольствие, когда трасса становится извилистой, обеспечивая сбалансированный контроль за телом (кузов мало кренится в поворотах), быстрые ответы и крепкое сцепление с дорогой. Уровень шума ветра и окружения впечатляюще низкий, в то время как многорычажная задняя подвеска (более дешёвые версии оснащаются менее сложной конструкцией) великолепно гасит удары, не будучи ни безвольно мягкой, ни неприятно твёрдой. Селектор режимов Drive Mode, стандартный для всех моделей, настраивает вес рулевого управления, реакцию дроссельной заслонки, адаптивный круиз-контроль (если таковой есть) и адаптивные амортизаторы (если те присутствуют), меняя характер движения автомобиля.
Ford Focus-4 не чувствует себя большим на дороге, хотя он крупнее оригинальной версии 1998 года. Видимость в целом хорошая, хотя коренастые задние стойки способны скрыть пешехода или фонарный столб. Всесторонние датчики парковки есть не во всех версиях, поэтому убедитесь, что вы их заказали, если не уверены в своих навыках. Автоматическая парковка тоже доступна в качестве опции, как и Evasive Steering Assist, помогающий объезжать припаркованные (или медленные) транспортные средства. Адаптивное переднее освещение с прогностической подсветкой кривых и сигнальным светом тоже доступно - оно повышает комфорт и безопасность, реагируя на встречный трафик, изгибы дороги и предупреждающие знаки. И, конечно, есть обязательный аварийный тормоз с обнаружением пешеходов.
На старте Форд предлагает бензиновые модели с исключительно трёхцилиндровыми двигателями: 1.0L EcoBoost с выходом в 85, 100 и 125 л.с. и 1.5L Ecoboost (150 или 182 л.с.). Некоторые снабжены полезной функцией - в режиме низкой нагрузки экономят топливо, отключая один из трёх цилиндров. Новая 8-ступенчатая автоматическая коробка может сопровождать 125- и 150-сильные бензиновые версии, другие придут с 6-скоростной МКП. Автомат гладкий и предсказуемый, но в спешке может быть непоследовательным. Это улучшение по сравнению со старым роботом Powershift, но всё-таки не чёткий DSG от Фольксваген.
Производительность дизельных моторов находится в диапазоне от 95 и 120 л.с., генерируемых двумя версиями 1,5-литрового EcoBlue, до 150 л.с., выдаваемых двухлитровым блоком. Два наиболее мощных дизеля можно скомбинировать с вышеупомянутым восьмиступенчатым автоматом. Важно: все агрегаты отвечают новым нормам токсичности Euro 6. Двухлитровый дизель поставляется с каталитическим нейтрализатором SCR, другие получили систему LNT. С 2020 Форда планирует сосредоточиться на гибридах - слухи говорят о мягкой гибридной трансмиссии с 400 лошадиными силами.
Цены и конкуренты
Запущенный в 1998 году Ford Focus быстро превратился в бестселлер. Теперь, в своём четвёртом поколении, он продолжает волновать публику. Стартовая цена хэтча составляет 18 700 евро, с акционными скидками до 15 990. Комби на 1000 евро дороже. Речь идёт о базовых ручных версиях с 1,0-литровым 85-сильным мотором. С 2,0-литровым EcoBlue (150 л.с.) или 1,5-литровым EcoBoost (182 л.с.) цена поднимется до € 27 700, новая АКП добавит ещё 1900 евро.
Конкуренты тоже не дремлют. К старым соперникам, таким как эталонный Volkswagen Golf, Opel Astra и Skoda Octavia, добавились новые во главе с помолодевшим SEAT Leon, Kia Ceed и Hyundai i30. Кроме того, растущая популярность автокредитования позволила традиционно более престижным брендам, таким как Audi, Mercedes и BMW, посягнуть на клиентскую базу Форда с соблазнительно низким прейскурантом на A3, A-Class и 1 Series соответственно.