Трудно придумать что-то лучшее там, где Гольф устанавливает стандарты, но Мазда всё же попыталась это сделать. Запустив в 2003 году Mazda 3 и приняв во внимание предложения и критику, в октябре 2008 года фирма выпустила второе поколение (BL) с рестайлинговой внешностью. Сохранив сильные стороны оригинальной модели, в частности, гладкий дизайн и хорошие ходовые качества, производитель добавил некоторую утончённость наряду с сильной производительностью и здоровой дозой стиля. В результате получился симпатичный компакт, ставший реальной альтернативой популярным VW Golf и Ford Focus. На самом деле Mazda 3 фактически основана на Фокусе и разделяет многие из его основ.
Особенности BL-серии
Мы можем поблагодарить причудливый, погранично радикальный RX-8 за повторное появление Mazda в качестве серьёзного игрока на рынке повседневных автомобилей. До него компания тысячами штамповала безликие продукты, путаясь в фордовском инжиниринге и дизайне. Потребовался экзотичный RX-8 с причудливым макетом, чтобы пробудить Мазду от спячки. С тех пор каждый новый продукт японского бренда представляет собой значительное улучшение того, что было раньше, и каждая модель приносит воодушевление и энергию в соответствующие сегменты рынка. Mazda3 второго поколения придерживается того же курса.
Как и предшественник, модель предлагается в двух кузовах - четырёхдверном седане и пятидверном хэтчбеке. Mazda использовала выставочный зал Болонского автосалона (3-14 декабря 2008 г), чтобы представить общественности новый вариант хэтчбека. Американская четырёхдверка с кузовом седан отметилась раньше на LA Motor Show 2008, вызвав шквал оваций. В отличие от Америки в Европе начала 21 века седаны не были особо популярными, особенно в густонаселённых городах с узкими проездами и тесными парковками. Те, кому было нужно нечто большое и вместительное, как правило, шли в сектор универсалов и MPV, а публика, подыскивающая что-то компактное в этой ценовой категории, охотнее покупала практичные хэтчи. В частности, итоги первого поколения Мазда 3 показали, что 80% проданных европейских моделей пришлось именно на хэтчбеки. Подобную тенденцию наблюдала не только Мазда. К примеру, тот же VW: в то время как менее 52 000 клиентов по всей Европе выбрали седаноподобную версию Golf в 2009 году, клиенты из США за тот же период взяли более 100 000 копий Jetta.
На важных мировых рынках, таких как США или Китай, классические седаны по-прежнему популярны, в России и Азии тоже положительно реагируют на подобные модели, особенно на такие компактные и динамичные, как Mazda3. Поэтому каждый опытный производитель старается иметь в портфеле небольшую четырёхдверную версию как своего рода дополнение к основному ряду. Audi предлагает фастбэк A3, престижный Mercedes CLA соблазняет всё больше клиентов, VW Jetta продаётся миллионами в глобальном масштабе... Mazda старается не отставать от маститых автостроителей. С момента запуска в 2003 году седаны являются неотъемлемой частью линейки Mazda3.
Визуально компактный «японец» опирается на более крупного родственника Mazda6 (GH). Имея почти тот же размер, что и раньше, и по-прежнему используя созданную в сотрудничестве с Фордом и Вольво архитектуру C1 (платформу Ford Focus и Volvo S40/V50), вторая серия выделяется более интересным оформлением. Мягкий фейслифтинг, дополнительно проведённый в 2011 году, сделал её ещё современнее - технически и визуально. Отполировав внешний вид, производитель снабдил машину новыми технологиям и по традиции адаптировал к любому вкусу и бюджету. Даже базовая версия имеет электрические передние окна, маршрутный компьютер с информационным дисплеем, регулируемое сиденье водителя и центральный замок с дистанционным управлением. Кресла с кожаной обивкой, климат-контроль, автодворники, круиз-контроль, вход без ключа и премиальная аудиосистема Bose с сабвуфером - всё является частью сделки. Кроме того, здесь имеется хороший набор средств для обеспечения безопасности, стандартных и дополнительных.
Внешний вид
Даже стоя на месте, «тройка» излучает определенный динамизм. Вся в «большого брата» Mazda6. Верхом на 17-дюймовых колёсах, с обтекаемым кузовом и люком на крыше, модель выглядит одновременно и спортивной, и престижной. Когда-то добродушная, теперь она напоминает улыбающуюся акулу, но надо быть экспертом, чтобы найти новые детали, оценив проектные усилия и глубину дизайнерской мысли. Ничего радикального: привлекая новых клиентов, японцы не хотели отпугивать старых, и, оставшись узнаваемой, машина стала элегантнее и свежее. Похожий на купе профиль подчёркивает спортивный характер независимо от того, смотрите ли вы на обычную версию или высокопроизводительный MPS (Mazdaspeed3). Растянувшись на 4,46 метра (седан ещё длиннее), автомобиль возглавил топ «больших мальчиков» в компактном классе. Не то чтобы «тройка» была крупной - она просто больше, чем Гольф. Как бы там ни было, заметно, что Мазда перешла в следующий раунд.
Интерьер
Если снаружи надо кропотливо выискивать изменения, то внутри они очевидны. Это как знакомая комната, оклеенная новыми обоями. Правда, при первом осмотре дизайн может разочаровать эстетов. В частности, отсутствием слаженности в отделке, где материалы разного качества смешаны друг с другом. Большая часть лицевой панели выполнена из высококачественного «мягкого» пластика, на дверях аккуратные кожаные вставки и т.д., но между ними по-прежнему дешёвые твёрдые пластмассы. Проведите некоторое время в салоне, однако, и эти проблемы перестают волновать, потому что всё выглядит симпатично и удобно расположено.
Радуют некоторые штрихи, свидетельствующие о внимательности производителя к людям, в том числе не режущая глаза подсветка (сменившая цвет с раздражающего красного на спокойный белый), пространство для ног и удобный рельеф кресел. Глубоко посаженные циферблаты напоминают те, что обычно находятся в спорткарах, а кожаный руль приятно держать в руках. Рычаг переключения передач пересел ближе к водителю, аккуратно вписавшись в окружение. Широкие сиденья с высокими «щеками» и длинными спинками порадуют крупных людей. Небольшой диссонанс вносит позиционирование двух цифровых дисплеев рядом друг с другом на приборной панели, но экраны и инструменты чётко разделены, что облегчает работу на ходу. В целом, плюсы перевешивают минусы, и водитель будет наслаждаться ориентированным на него дизайном Mazda3.
В тылу всё не так радужно. Колёсная база в 2640 мм хороша для данного класса, но наклон заднего стекла и большой багажник (430 л в седане) заставил дизайнеров Mazda подвинуть задние сиденья вперёд, и это отразилось на расстоянии для ног. Тем не менее мелкие взрослые и дети не будут жаловаться - для них места, безусловно, будут удобными.
Вождение, двигатели, цены
Сходство с Mazda6 наблюдается и при движении. В частности, благодаря послушному поведению, динамичности и безопасности. Японцы хорошо умеют сочетать компактные размеры, манёвренность и комфорт. Немного меньший по габаритам, чем Mazda6, этот автомобиль тоже позволяет расслабиться в путешествии. Особенно если вас не беспокоит немного шума в салоне - производитель не особенно старался снизить его, давая возможность наслаждаться дорожными звуками.
Приятно, что Mazda3 стала легче, несмотря на небольшое увеличение размера - особая диета избавила машину от 15 кг. Вооружившись более жёсткой конструкцией и новой передней/задней подвеской, она прекрасно себя чувствует как на ровной дороге, так и на извилистой. Длинные волны уверенно сглаживаются, и даже короткие удары на кочках не очень беспокоят пассажиров. Рулевое управление работает ещё более точно, чем ранее.
В целом, Mazda сделала второе поколение более удобным, не размягчая подвеску и не стирая острую управляемость, перешедшую в наследство от Ford Focus. Маленькая высокотехнологичная машинка получила такие деликатесы, как помощь по смене полосы движения и камеру заднего вида, мониторинг слепой зоны, динамические поворотные огни, освещающие изгибы дороги и доступные в сочетании с яркими ксеноновыми фарами. Конечно, это стоило дополнительных затрат, как и новый нанокатализатор для двухлитрового бензинового двигателя мощностью 150 л.с., требующий значительно меньше дорогих драгметаллов, конкретно, платины и палладия.
Дорого клиентам обошёлся и новый 2,2-литровый турбодизель, перешедший из «шестёрки» и вдохнувший новую жизнь в компактную Мазду 3. Оба его варианта (150 и 185 л.с.) сопровождались шестиступенчатой механической коробки передач, хотя при желании можно было заказать и пятискоростной автомат. Весёлые, бодрые и тяговитые, они были несомненно полезными и приносили массу удовольствия, но здорово повышали стоимость автомобиля. При том, что ценовая спираль начиналась с низких цифр (16 900 евро за версию с базовым бензиновым двигателем), самый мощный дизель в сочетании со спортивным пакетом перемещал отметку на один уровень с Golf GTD (170 л.с.). Даже со 150-сильным дизельным блоком машина стоила больше 24 000 евро. Поэтому благоразумные покупатели брали старые, перешедшие из первого поколения бензиновые и дизельные двигатели. Чаще всего они останавливались на бензиновом 1,6-литровике с пятиступенчатой механической коробкой передач, удовлетворяясь и его производительностью, и расходом топлива (105 л.с., 145 Нм, 185 км/ч, 6,3 л/100 км). Дополнив стандартный комплект оборудованием среднего уровня, включающим климат-контроль и некоторые дополнительные удобства, они получали то, что «дёшево и сердито» - цена в 19 700 евро на самом деле представлялась хорошей сделкой.
Что касается высокопроизводительной версии MPS (Mazdaspeed3), она, как и в первом поколении, питается от 2,3-литрового агрегата (2261 куб.см, 260-267 л.с., разгон 0-100 км/ч 6,1 секунды). Пятидверный хэтчбек в очередной раз был выбран в качестве основы для нового воплощения MPS, ставшего реальной альтернативой подобным Golf GTI и Focus ST. У неё относительно плавный ход, но на разбитой дороге пассажиров трясёт - по сравнению с другими моделями здесь весьма жёсткая подвеска. Если вас это не смущает, к вашим услугам эффективный и утончённый междугородний крейсер. Как и в обычной версии, есть много места внутри для четырёх взрослых с хорошим пространством для ног в задней части; комфорт дополнительно повышается благодаря передним спортивным сиденьям с подогревом, стандартному климат-контролю и частично кожаной обивке.
Вердикт и конкуренты
Соперников у Mazda 3 II поколения в компактном классе много. В первую очередь это VW Golf, Opel Astra, Ford Focus, Toyota Auris и Corolla, Honda Civic, Citroën C4, Peugeot 308 и Renault Megane. Мазда проигрывает некоторым из них в динамической утончённости. Учитывая тот факт, что эта машина может похвастаться правильными пропорциями, аэродинамичной конструкцией и передовой технической составляющей, её возможности раскрыты не до конца. Конечно, она чувствует себя стабильной и безопасной, но всё же не дотягивает до лучших в классе. И страдает от тех же проблем, что и прежде, раздражая тряской на рифлёных поверхностях, высоким уровнем дорожного шума и отстранённым электрическим рулевым управлением. Эти досадные недостатки умаляют достоинства в целом талантливого автомобиля. Исчезли ли они позднее? Об этом мы расскажем в обзоре третьего поколения Mazda 3.