Mazda 3 I поколение (BK, 2003 - 2009)

Записаться на ремонт

Mazda 3 I поколение (BK, 2003 - 2009)

В начале века на рынке появилась компактная Mazda 3 (или Mazda3) - японский ответ на европейский бестселлер Golf. Модель предложили в виде пятидверного хэтчбека и четырёхдверного седана.

Первое поколение (BK-серию) показали в Японии в октябре 2003-го под именем Axela (сочетание «accelerate» и «excellent»). Став преемником Mazda323, оно в целом было хорошо принято публикой - автомобильная пресса его хвалила рабочие характеристики, чёткую управляемость, гладкий дизайн и простой, но эргономичный интерьер. Причём многие критики утверждали, что по ощущениям машина напоминала куда более дорогой спортивный автомобиль, предлагаемый со скромным ценником бюджетно-ориентированного транспортного средства. Несущественные критические замечания касались не слишком впечатляющей экономии топлива и невысокого рейтинга по результатам краш-тестов (машина получила лишь четыре звезды из пяти от Euro NCAP, тогда как многие соперники добились высших оценок). Производитель исправил ситуацию, проведя впоследствии кое-какие корректировки в конструкции и списке стандартного оборудования.

О популярности модели свидетельствует и тот факт, что только за первые пять лет фирма продала более 1,5 млн единиц Mazda3. В 2006 году модель стала вторым самым продаваемым автомобилем в Канаде и первым в Израиле (по результатам за 2005-2007 год). Её очень охотно покупали по всему миру и даже использовали как полицейский патрульный автомобиль в Макао (Китай) наряду с Toyota Corolla и Honda Civic. Китайцам до того полюбилась эта японская машина, что они захотели иметь свою собственную. Что и сделали, запустив производство так называемой Haima 3, строившейся с 2007 по 2012 год под маркой местного бренда Haima - совместного предприятия правительства провинции Хайнань и корпорации Mazda.

Особенности I поколения

Работа над проектом стартовала под предводительством главного конструктора Хидеки Сузуки в 99-м году в трёх дизайнерских центрах Mazda в американской Калифорнии, немецком Франкфурте и японской Хиросиме. В 2001-м дизайн Хасипа Гиргина был признан лучшим, и тот на полгода отправился в Хиросиму. Разработка заняла больше времени, чем ожидалось, и плановое производство стартовало лишь в 2003 году.

Касательно имени, ещё в середине 2002 года японцы решили отказаться от трёхзначных цифр и заменили Mazda626 первым поколением Mazda 6. Осенью 2003 года подобная операция провелась над Mazda323, известной также как Familia и Protege. Так родилась Mazda 3. Она сидела на фордовской глобальной платформе C1, используя её совместно с последней евроверсией Фокуса и Volvo S40. Первое (BK; 2003-2009) и второе поколение (BL; 2009-2013) было технически связано с Focus 4 и Volvo S40/V50, тогда как в третьем воплощении (BM, с 2013 года) машина «пересела на свои собственные колёса».

Предварительно показанный как концепт MX-Sportif, серийный вариант вышел в наиболее востребованных в то время кузовах - фастбэке с четырьмя дверями, позиционируемом в Европе как «4-дверный седан в стиле купе», и традиционном пятидверном хэтчбеке. Последний мог быть обычным или «горячим» - в 2006-м к существующим моделям добавилась спортивная версия, продававшаяся как Mazdaspeed3 в Северной Америке, Mazdaspeed Axela в Японии и Mazda3 MPS в Европе. Она отличалась более высокой производительностью и своеобразным дизайном, хотя только острый глаз мог издалека обнаружить разницу между ней и стандартным автомобилем. В середине того же года всей линейке была дана мягкая реконструкция, которая улучшила экономию топлива, снизила выбросы, сделала поведение на дороге более цивилизованным, повысила качество материалов и заточила дизайн.

Внешний вид и интерьер

Mazda 3 - машина разноплановая. Она нравится и мужчинам, и женщинам, одиноким покупателям и семейным, молодым и со стажем. Внешний дизайн не назвать экстраординарным или запоминающимся - скорее, он скромный и элегантный, без какой-либо колоритной вычурности и пышной детализации. Профиль по-спортивному гладкий, колёса меняются в зависимости от модели, от 15-дюймовых базовых до 17-18-дюймовых в версиях верхнего уровня комплектации. Японцы описали новый продукт как «динамичный спортивный компакт, превосходящий ожидания».

Знаток, окинувший машину быстрым взглядом, понимал, почему Mazda3 считалась сильным игроком в высококонкурентном сегменте автомобилей эконом-класса. С отличительной мордой, куполообразной крышей, гладкими боками, стройным задним концом и компактными размерами, подобными популярному Ford Focus, она выглядела не хуже самых изящных европейских моделей, а цена не доходила до $ 20 000.

То же самое можно сказать и об интерьере «тройки», хорошем почти во всех отношениях и лишённом мешающих жить недостатков. В отличие от большинства автомобилей этого класса, которые не предлагают ничего больше, чем просто функциональную конструкцию, здешний салон имеет более сплочённый макет, умудряющийся добавить в унылую серость немного стильных штрихов. От индивидуально утопленных датчиков до симметричности средств управления на центральной консоли, внимание к деталям очевидно. Однако, хотя нет никаких сомнений в практичности отделки, некоторые аспекты не радуют: стандартный руль не особенно приятно держать в руках, а разливающееся вокруг море жёсткого пластика дёшево выглядит при отсутствии мягких на ощупь материалов. Красная графика приборов и подсветка вносит элемент спортивности, но мало влияет на общую атмосферу. Элементы управления аккуратны и симпатичны на вид, но не дают того ощущения высокого качества, что вы почувствуете, к примеру, в Honda Civic.

Комфорт и практичность

Похожий на маленький лимузин седан, предлагающий восхитительно большой багажник и удобные места для пяти человек, Mazda назвала «идеальным выбором для небольших семей и активных одиночек». Однако публика больше склонялась к хэтчбеку, о чём свидетельствуют цифры - около 74% продаж пришлось именно на этот вариант, более практичный в повседневной жизни. Наличие задней багажной двери дало дополнительную универсальность, и хотя ёмкость грузового отсека была меньше (346 литров ниже полки вместо седановских 413), во многих ситуациях 4,48-метровый хэтчбек в использовании был проще 4,54-метрового седана.

Конструкция кабины типична для большинства машин этого типа - компактных, пытающихся выкроить место и для людей, и для багажа. Салон с тёмной отделкой и небольшими окнами кажется тесным и мрачноватым по сравнению с более просторными и дорогими соперниками. С положительной стороны, ведущее положение удобно, обзор хороший и есть многоходовая регулировка рулевой колонки и сиденья. Кресла и впереди, и сзади неплохи, но те, в которых размещаются водитель и его сосед, в отличие от задних предлагают хорошую боковую поддержку.

Задние сиденья разделяются в пропорции 60/40, их спинки можно сложить, но помимо этого они ничего особо умного не делают. Тем не менее свою функцию они выполняют в полной мере - их упругие, в меру мягкие подушки расслабляют тело, уменьшая дискомфорт в дальних поездках, а пространства в ногах достаточно, чтобы не задирать колени. Водитель и его спутники могут пользоваться большими подстаканниками на центральной консоли, большим перчаточным ящиком и вместительными дверными карманами. В целом, места для хранения вещей здесь больше, чем в Volkswagen Golf, и это сильная сторона Мазды. Правда, в отличие от него и некоторых других «семейных компактов» модельная линейка не включает в себя суперпрактичный универсал - покупателям «тройки» позволено выбирать только между хэтчбеком и седаном.

Двигатели и вождение

Когда весной 2003 года появилось I поколение Mazda 3, оно заставило покупателей иначе взглянуть на C-сегмент. Модель демонстрировала солидную производительность, эмоциональный дизайн и волнующую езду - всё необычное в этой классово-размерно-ценовой нише.

Первые модели базировались на той же платформе, что и Ford Focus, и столь же аккуратно вели себя на дороге, радуя хорошо взвешенным рулевым управлением и надёжным контролем тела. На более сложных маршрутах вождение превращалось в увлекательную забаву с уверенным захватом дороги и предсказуемой управляемостью - это, безусловно, привлекало азартных водителей. К сожалению, езда не была такой отполированной, как хотелось бы. Хотя на гладкой трассе не ощущалось никаких проблем, эта непоседа любила потрясти своих пассажиров на шершавом асфальте, а любая кочка отдавалась вибрацией по всей каюте.

Отсутствие утончённости обострялось шумом двигателя, даже когда под капотом находился бензиновый агрегат небольшого объёма. Лифтинг 2006 года принёс с собой многое, в том числе и усиление звукоизоляции, но, хотя общая атмосфера стала тише, всё-таки не дотягивала до ведущих в классе стандартов. Впрочем, Mazda, поддерживая свой спортивный имидж, компенсировала это производительностью. Она снабдила модель парой двигателей, ставящих её на верхнюю ступеньку класса, когда дело доходило до лошадиных сил. Например, бензиновым 2,0-литровиком, производящим 150 л.с., или 260-сильным турбомотором, зарезервированным для «спортивного» MPS: доступный лишь как пятидверный хэтчбек, тот комплектовался 2,3-литровым агрегатом от «старшего брата» Mazda6. Японцы принесли реальную альтернативу GTI на европейский рынок - MPS (снаряженная масса 1485 кг) разгонялся до 100 км/ч за 6,1 секунды. Не имея полного привода, он доводил скорость до 250 км/ч и добивался отличных результатов, превосходя Golf GTI (7,2 секунды, 235 км/ч).

Помимо этого имелись и другие бензиновые блоки - 1,4 л (84 л.с.), 1,6 л (105 л.с.) и 2,0 л (150 л.с.). Но если вы хотели получить больше производительности, дизели подходили лучше - 1,6-литровый (90 или 109 л.с.), 2,0-литровый (запущенный в 2007 году, 143 л.с./360 Нм) или подтянувшийся позднее 2,2 л MZR-CD (185 л.с./400 Нм).

Силовые агрегаты оборудовались механической пятиступенчатой коробкой передач или четырёхступенчатой автоматикой, все с передним приводом, некоторые с автоматическим режимом «старт-стоп». С 2006 года ассортимент расширился 6МКП и 5АКП, опционально доступной для версий с 2,3-литровым двигателем. В Японии эта передача стала стандартной для 2,0-литровых версий в процессе фейслифтинга 2008 года, принесшего новые цвета и конструкции бамперов и колёс, пересмотренное шасси и лучшие отделочные материалы. Версия MPS/Mazdaspeed предлагалась только с 6-ступенчатой МКП. Китайский вариант Haima 3, производимый в Китае с 2007 по 2012 год, получил 1,6-литровый двигатель в паре с пятиступенчатой механикой или опциональной CVT, умело имитирующей 6-ступенчатый автомат.

Цены и конкуренты

Прейскурант на Mazda 3 I поколения начинался с 16 900 евро за бензиновую версию, дизельная стоила от € 20 300. Ощутимой разницы между седаном и хэтчем не было - разрыв составлял около 500 евро, и в любом случае вы получали ухоженный японский Гольф, симпатичный и хорошо оборудованный. Заплатившие почти € 25 000 становились владельцами высокопроизводительных пятидверных красавцев MPS мощностью в 260 л.с.

В европейском компактном классе автомобилю довелось конкурировать как с местными старожилами (VW Golf и Jetta, Opel Astra, Ford Focus, Mercedes A-Class, Renault Megane, Peugeot 308, Skoda Octavia и Seat Leon), так и с соперниками из своей страны (Toyota Auris и Honda Civic) и Южной Кореи (Kia CEE'D и Hyundai i30).

Второе поколение Мазда3 стартовало в  2009 году

Наши контакты

Всё о Mazda 3

Подпишитесь на наши рассылки