Что выбрать покупателю со скромным бюджетом - обычную легковушку, практичный универсал или всё-таки внедорожник? Форд решил избавить своих клиентов от непростого выбора, предложив им в 2002-м «три в одном» - Ford Fusion, маленький автомобиль нового формата.
Концепция
По сути, это преобразованная Fiesta - просторная, удивительно хорошо ездящая и достаточно дешевая. "В начале мы не могли определить точное направление, - улыбаясь, говорит Крис Берд, работавший над проектом Fusion. - Просто искали новый вариант для Fiesta. Первые два, с тремя и пятью дверями, были прозаическими, но необходимыми в качестве основы будущего успеха".
Однако Ford заметил, что наибольшую выгоду приносят другие автомобили: небольшие коммерческие фургоны типа Citroën Berlingo, аккуратные ваны, такие как Opel Zafira, или «мягкие внедорожники» вроде Toyota RAV4. Результатом ориентира на эти автомобили вкупе с нежеланием копировать какой-то из них стал Fusion. Что это за машина? Ответ от директора по продукции Ford (сектор малолитражных авто) Филиппа Магуайра приходит незамедлительно: "Маленькое авто для молодой семьи с одним-двумя детьми, которая живёт в городе. Да, то же самое мы говорили о Фиесте, но в отличие от неё данная модель объединила в себе хэтч, мини-MPV и кроссовер, используя преимущества каждого". Что ж, звучит неплохо.
Структура
Под металлом раздутого тела скрывается начавшая свою историю в 1976 году субкомпактная Fiesta, включая механическую составляющую и двигатели. Колёсная база и колея практически не изменились, но кузову позволили немного вырасти - на 2,5 см вширь, на семь ввысь и на десять вдоль (до 4,02 метра). Раньше это был калибр Гольфа. Он по-прежнему считается мелким, учитывая разросшиеся до 4,20 м (Peugeot 307) или даже 4,29 м (Honda Civic) компакты. Так что у вас будет обычный городской мини - по крайней мере, по габаритам.
Теперь о сходстве с внедорожником. Fusion выглядит как Fiesta после упорных тренировок: широкие плечи, накачанные мышцы, прочный внешний вид. И преимущество в вертикальной позиции играет важную роль. "Наши покупатели оценят повышенное положение вождения и связанное с ним чувство безопасности," - пообещал Магуайр. Но даже если модель выглядит как маленький джип, ездит она только с передним приводом. "Полный привод стоит дорого, - сетует главный инженер Марк Стэнтон. - Люди все равно не покупают его в этом классе". Так что речь не о крутом вездеходе, а, скорее, о прогулочном транспортном средстве.
Третий критерий - универсальность компактного фургона. Что ж, этот малыш имеет достаточно места внутри, включая приличный багажный отсек (337 литров, у Fiesta 284, у Polo 270). Задние сиденья можно сложить, как и переднее пассажирское, но раздвижных или съемных кресел здесь нет. "Нам они и не нужны, - перебивает Магуайр. - Пассажирский салон и багажник настолько велики, что вполне можно обойтись без них". Кроме того, из-за отказа от подобных дополнительных изысков Форд смог предложить машину на удивление недорого - на неё уйдет около 15 000 евро, на уровне пятидверной Fiesta Ghia (100 л.с.) или аналогичного Polo Comfortline.
Всё это делает модель действительно интересной. Потому что даже по сравнению с лучше оснащенными вышеупомянутыми вариантами Fusion предложил много: более эффектный внешний вид, однозначно лучшее ощущение простора, больше обзора и едва ли более высокие затраты на обслуживание. Форд по праву мог гордиться новинкой.
Разные версии для разных рынков
Не следует путать европейский Ford Fusion с американским. В Европе его знают как полухэтчбек-полуминивэн с высокой крышей на основе супермини Ford Fiesta, выпускаемый компанией Ford Europe с 2002 по 2012 год. Он выглядел старомодным, и в ноябре 2005 года в продажу поступила пересмотренная версия с рядом косметических изменений: новой детализацией передних и задних фар, иными бамперами, боковыми молдингами и дверными зеркалами, яркой цветовой палитрой. Внутреннее обновление принесло свежий дизайн приборной панели и более качественные материалы, включая пластик с эффектом «мягкого прикосновения». Новый инструментарий отличался стилем, подобным второму поколению Ford Focus.
Арсенал технологий пополнился разными модными штучками, в том числе электрическим сложением зеркал, автоматическими фарами и стеклоочистителями, голосовым управлением, MP3-плеером и электронной программой стабилизации. Уровни оборудования в разных странах имели свои особенности, но, как правило, версии начального уровня комплектовались скудно, хвастаясь центральным замком и двумя передними подушками безопасности, но не имея даже кондиционера. Варианты подороже получали электрические стеклоподъёмники и зеркала с подогревом, кондиционер, противотуманные фары, тонированные стёкла и сигнализацию.
Версию Fusion под названием Ford Ecosport (его называли «кроссовером без излишеств») производили в Бразилии и продавали во многих странах Латинской Америки. В декабре 2002 года от Top Gear она получила приз как «самый бессмысленный автомобиль» - Ричард Хаммонд назвал её «Фиестой в шляпе».
В ноябре 2012 года, несмотря на достаточно неплохие продажи и массу положительных отзывов, Ford лишил европейцев полюбившегося продукта, предложив им B-Max.
Американский Fusion - это четырёхдверный пятиместный седан среднего размера, производимый и продаваемый компанией Ford на протяжении двух поколений в бензиновых, газовых и гибридных вариантах. Он строился на фирменном заводе Hermosillo Stamping & Assembly вместе с пересмотренным вариантом Lincoln MKZ, а ранее с его прекращенным вариантом Mercury Milan. Все они разделяли одну платформу - CD3.
С середины 2005 года Фьюжн заменил Мондео на латиноамериканском рынке (кроме Аргентины, где тот доступен и поныне), в Штатах и Канаде (там он вытеснил тогдашний среднеразмерный Taurus, втиснувшись между его полноразмерным вариантом и компактным Фокусом). На Среднем Востоке его предлагали наряду с Mondeo, но исключительно с 2,5-литровым мотором - V6 там был недоступен. То же произошло и в Южной Корее, где по состоянию на 2012 год предлагались лишь 2,5-литровые двигатели, в том числе и для гибрида.
Линейка второго поколения, показанного на Североамериканском международном автосалоне, включила в себя бензиновые и гибридные версии. Продажи начались в США осенью 2012 года. Кое-где в Европе и Азии модель запустили под шильдиком Mondeo (в 2014-15 году, наряду с Южной Африкой, где сохранилось имя Fusion). Сидя на платформе CD4, она была примером глобальной стратегии «One Ford», начавшейся с Focus, а затем перешедшей и на Fiesta. В рамках проекта «Единый Форд» руководитель европейской группы разработчиков Крис Гамильтон был назначен ведущим дизайнером в Детройте, получив звание «главного конструктора кузова для Ford/Lincoln». Поддержку оказывали студии «Ford of Europe» в Германии и Великобритании. Доработка локальных версий проводилась как в Америке, так и в Европе, что привело к различным версиям двигателей, коробок передач и прочего - машины адаптировались ко вкусам и условиям конкретных рынков.
Особенности внешнего вида и интерьера
Один из самых разочаровывающих аспектов Ford Fusion - старомодный внешний дизайн с простыми квадратными линиями. Высшие спецификации менее прозаичны, но и они не впечатляют. Высокий коробчатый профиль с квадратными окнами не блещет аэродинамическими изысками, зато обеспечивает практичность, а клиренс в 185 мм (до 200 без защиты днища и какой-либо нагрузки) в сочетании с короткими свесами даёт возможность легко преодолевать бордюры и ухабистые дороги.
Внутри Fusion выглядит так же скучно, как и снаружи, но в простоте есть своя прелесть. Ничто не создаёт путаницы, инструментарий чётко промаркирован и всё под рукой. Водитель, сидящий высоко и вертикально, может с лёгкостью контролировать габариты машины и окружение, а его спутники получают максимум места, чтобы без проблем переносить дальние поездки.
Что касается практичности, Fusion не предлагает много бонусов по сравнению с прототипом-Фиестой и прочими аналогами того времени. Его салон не так универсален, как хотелось бы. Багажник вмещает 337 литров (до 1175, если сложить сиденья), но можно купить Citroen C3 Picasso и получить лучшие цифры (385 и 1506 литров). Помимо разделения в пропорции 60/40 в задних сиденьях нет ничего особенного - их нельзя подвинуть или удалить. Хорошо хоть, некоторые приятные уловки облегчают жизнь: к примеру, удобная прямоугольная форма багажника и маленькая кромка, не мешающая работать с тяжёлой поклажей. Владельцы собак тоже порадуются: их питомцы смогут с лёгкостью запрыгивать в машину. Плюс благодаря складному, превращающемуся при надобности в столик сиденью переднего пассажира, в салон можно впихнуть что-то длинное - до 2,3 м.
Двигатели и вождение
Яснее всего Fusion описывает немецкий язык: там он классифицируется как MAV - в свободном переводе это означает многоцелевой автомобиль. Но Форд не был бы Фордом, если бы позволил себе расслабиться в вопросе его ходовых качеств. Он может и порезвиться, давая водителю насладиться чёткой управляемостью на извилистой дороге, и с комфортом возить вас по городу или дальнобойному шоссе, и даже спокойно съезжать с асфальта, вызывая зависть владельцев обычных городских малолитражек и даже паркетников. Проходимость этого переднеприводного малыша выше всех похвал, реакции шустрые, а поворотный круг всего 9,9 метра - даже меньше, чем у Fiesta. Подвеска, правда, чересчур жестковата, но это компромисс в угоду управляемости.
В Америке базовым двигателем был 2.3L Duratec 23 I4 (160 л.с.), разработанный Mazda. Он сопровождался 5-ступенчатой МКП или 5-таким же автоматом. Некоторые модели были доступны с Duratec 30 V6 (3,0 л, 221 л.с.) и 6-ступенчатой АКП. К 2010 году Ford обновил Fusion, снабдив его среди прочего обновлённой трансмиссией. Варианты были аналогичны тем, что дебютировали на Escape-2009, включая новый 2.5L I4 и 3.0L PIP Duratec V6, соединённый с новой 6-ступенчатой КПП 6F35. Последний (с возможностью использования биоэтанола) генерировал 240 л.с., а I4 - 175 л.с. 3,5-литровый Duratec 35, производящий 263 л.с., был зарезервирован для Fusion Sport.
В силовую линейку «европейца» вошли несколько маломощных бензиновых агрегатов объёмом от 1,25 до 1,6 литра (75-100 л.с.) и пара дизелей I4 TDCi (1.4L, 68-75 л.с., и 1.6L, 90 л.с.), соединённых с 4-ступенчатым автоматом Aisin Warner AW-80, 5-ступенчатым полуавтоматом Durashift EST или 5-скоростной механикой IB5. Большинство покупателей склонялось к 1,6-литровой бензиновой версии, но она увеличивала потребление топлива более чем на 60 процентов по сравнению с дизелями. Форд зафиксировал в городском цикле для дизельных агрегатов расход на уровне 5,2 л, тогда как бензиновые блоки потребляли 6,5-8,5 литров, а 100-сильный и все девять. Выбор, казалось бы, ясен, но при просмотре прейскуранта всё становилось на свои места: дизельные версии обходились как минимум на тысячу дороже.
Цены и конкуренты
Форд славится умением находить разумный баланс в вопросе «качество-цена». Fusion I поколения стартовал с 12500 евро за базовый вариант с 75-сильным 1,25-литровым бензиновым двигателем, доходя до € 18175. Те же, кого что-то не устраивало, чаще всего уходили к Skoda Fabia, VW Polo, SEAT Ibiza, Nissan Micra и Note, Hyundai i20 и Citroën C3.