Kia Soul – автомобиль не для каждого. Удивительно, но несмотря на этот факт ценник на Soul первого поколения на вторичном рынке ничуть не ниже, чем на схожие по размерам модели Ceed и Cerato. Возможно, подобного рода ценообразование вызвано тем, что отдаленно Soul можно принять за компактный кроссовер. Но лишь отдаленно: на деле это самый обычный легковой автомобиль, который кого-то привлекает, а кого-то отталкивает своим специфическим дизайном.
А вот с технической точки зрения первое поколение Soul ничего необычного из себя не представляет. Платформу Soul разделил с компактным хэчтбеком Kia Picanto, а также бестселлерами нашего рынка Hyundai Solaris и Kia Rio первой генерации. В феврале 2009 года, когда стартовали официальные продажи, для Soul были доступны два бензиновых мотора (1,6 литра, 126 лошадиных сил и 2,0 литра, 143 лошадиные силы) и 1,6-литровый дизельный агрегат мощностью 128 лошадиных сил. Планового обновления Soul пришлось ждать недолго. Оно случилось в конце 2011 года. В ходе рестайлинга корейский автомобиль получил переработанные радиаторную решетку, передний бампер, а линейка силовых агрегатов пополнилась 140-сильным бензиновым мотором 1,6 GDI. Кроме этого корейцы заменили 2-литровый мотор на 164-сильный агрегат такого же объема серии Theta. Список доступных для Kia Soul опций пополнился 18-дюймовыми колесными дисками и светодиодными ходовыми огнями. Выпуск Soul первого поколения продолжался до 2014 года, после чего корейская компания вывела на рынок хэтчбек следующей генерации.
Даже на самых первых выпущенных Soul отыскать очаги коррозии будет непросто. Самые уязвимые для «рыжей чумы» места – нижняя часть задних дверей, передняя кромка крыши и стойки лобового стекла. Известны случаи, когда задние двери Soul даже перекрашивались дилерами по гарантии, но они единичны. На отдельных экземплярах пятна ржавчины можно найти на внутренней кромке капота, но и в данном случае массового характера проблема не носит. Скорее владельцам Soul стоит обратить внимание на глубокие сколы на капоте. Если их вовремя не обработать, они постепенно покроются характерным рыжим налетом. Сколы на кузове Kia Soul в принципе появляются довольно быстро. С годами небольшие повреждения лакокрасочного покрытия появляются не только на капоте, но и на колесных арках, порогах и дверях. Ничего поделать с этим нельзя, поскольку лакокрасочное покрытие у Soul не только слишком тонкое (в среднем от 100 до 140 микрон), но и через чур мягкое.
Самые заботливые владельцы сразу после покупки затягивали наиболее подверженные повреждениям места прозрачной пленкой или делали керамику, но такие экземпляры Soul на вторичном рынке встречаются не часто. А вот экземпляры, которым довелось побывать в небольших городских авариях, значительно больше. Не исключено, что в этом случае при ДТП была немного нарушена герметичность сварных швов в багажнике и на задних арках. Естественно, что определить подобного рода дефекты при покупке подержанного экземпляра едва ли возможно, но в перспективе коррозия появится и в этих местах. Впрочем, первое поколение Soul уже в любом случае достаточно старо, так что дополнительная антикоррозионная обработка не помешает даже тем автомобилям, что до сих пор внешне выглядят идеально. Тем более это касается тех Soul, что эксплуатировались в крупных городах, где дороги чистят при помощи реагентов. У таких экземпляров уже сейчас можно обнаружить ржавчину как на элементах подвески, что в теории может привести к их затрудненному демонтажу, так и на кромках листовых деталей на днище.
Пластик, из которого изготовлены бампера Soul, очень тонкий. Зимой он к тому же становится хрупким, из-за чего трескается при первой же неудачной парковке. Слабого удара будет вполне достаточно и для того, чтобы обломать крепления передней оптики. Еще один важный нюанс: подкапотное пространство у Kia Soul скомпоновано достаточно плотно. В итоге казалось бы несильный лобовой удар может привести к повреждению множества элементов и, как следствие, недешевому ремонту. Дверные ручки на автомобилях, что были выпущены в 2009-2010 годах, оказались на редкость неудачными. Мало того, что они быстро теряли привлекательный внешний, вид, так к тому же имели обыкновение подклинивать при совсем небольших пробегах. После рестайлинга неудачные ручки были заменены на новые, но и их тросики при наступлении сильных морозов склонны к примерзанию.
Не очень долговечным оказалось хромированное покрытие немногочисленных декоративных кузовных деталей и пленочное покрытие дверных рамок. В полной мере это справедливо и в отношении дверных уплотнителей, которые начинали пропускать пыль в салон уже через 3-4 года эксплуатации. Хватает претензий и в адрес оригинального лобового стекла. Оно быстро затирается, а в случае сильного перепада температур трескается. При замене лобового стекла искать «оригинал» смысла не имеет. Неоригинальные стекла от китайских производителей стоят дешевле, а служат в большинстве случаев даже больше. Еще одно слабое место Kia Soul – боковые зеркала заднего вида. Они боятся даже несильных ударов. Причем при ударе нередко ломается как сам корпус зеркала, так и его шарнир. Можно ожидать неприятностей и от омывателя заднего стекла. Шланг, идущий к форсунке, с годами трескается в месте сгиба, после чего омывающая жидкость начинает протекать внутрь крышки багажника. На первый взгляд проблем немало. Но кузовные «расходники» для Soul стоят недорого, и с их заменой при наличии минимального набора инструментов можно справиться даже самостоятельно. В итоге поддерживать внешний вид Soul несмотря ни на что оказывается не так сложно. Главное – немного желания.
Салон Kia Soul первого поколения даже сейчас выглядит интересно. Но на высокое качество всех без исключения отделочных материалов рассчитывать не приходится. В первую очередь реальных пробег автомобиля выдает рулевое колесо, которое заметно затирается к пробегу в 50-60 тысяч километров. Крашеный пластик в салоне держится дольше, но и он к отметке в 100-120 тысяч километров покрывается небольшими царапинами. На этом фоне тканевые сиденья Soul выглядят образцом выносливости. Если масса водителя не превышает 80-90 килограммов, то они могут отлично выглядеть даже при пробеге в 150 тысяч километров. Поломки механизмов регулировки сидений для Kia Soul и вовсе не характерны. Что касается скрипов, которые издает салон Soul, то в данном случае все будет зависеть исключительно от предыдущих владельцев. Дело в том, что шумоизоляция в Soul оставляет желать лучшего, из-за чего многие владельцы пытаются своими руками добавить дополнительную «шумку». Для этого салон сперва разбирается, а потом собирается. Какие-то мастера собирают салон согласно заводским стандартам, скрупулезно защелкивая все клипсы и пистоны, а кто-то делает это на скорую руку, не утруждая себя заменой сломанной защелки. Естественно, что в последнем случае салонный пластик Soul в скором времени начинает скрипеть на все лады.
К электрике Kia Soul серьезных претензий нет. Она проста, что положительным образом сказалось на ее надежности. К слабым местам можно отнести разве что кнопочные блоки управления. На самых загруженных элементах – подрулевых переключателях и стеклоподъемниках – пластиковые выступы, которые при нажатии клавиши замыкают контакты, постепенно стачиваются. Что касается проводки, то она надежна. Провода, находящиеся в защитной гофре, ломаются крайне редко. С годами начинает подводить разве что изоляция тех проводов, что находятся под капотом. Как ни крути, а она ежедневно подвергаются воздействию высоких температур. Относительно слабым место считается «улитка» рулевого колеса. К пробегу в 100-150 тысяч километров стоит почаще обращать внимание на электрический вентилятор системы охлаждения. Как правило, к этой отметке его подшипники заметно изнашиваются и начинают шуметь. К тем же 150 тысячам километров может потребовать замены блок антиблокировочной системы. Что до жалоб на низкий срок службы аккумулятора, то по этому поводу высказываются преимущественно владельцами Soul с дизельным силовым агрегатом. Причем при детальном изучении вопроса оказывается, что виноват скорее не аккумулятор, а слабый стартер. На Soul c бензиновыми моторами таких проблем нет вообще. К общим же проблемам Kia Soul вне зависимости от объема и типа двигателя можно отнести неквалифицированное вмешательство в электрику. По большому счету, в данном случае повторяется ситуация с самостоятельным улучшением шумоизоляции. Кто-то из электриков устанавливает дополнительные системы как положено, а кто-то делает это не совсем профессионально, после чего и возникают дополнительные проблемы.
Чаще всего на нашем вторичном рынке встречаются Soul с 1,6-литровым силовым агрегатом мощностью 126 лошадиных сил, который устанавливался как до обновления, так и после. Что касается 2-литрового мотора, то в зависимости от года выпуска конкретного экземпляра речь может идти о силовых агрегатах из разных серий. Общая беда всех двигателей Kia Soul – слабые радиаторы системы охлаждения. Они крайне чувствительны к дорожным реагентам и постоянным вибрациям. Кроме этого радиаторы Soul требуют периодической смены антифриза, о чем многие владельцы корейского хэтчбека забывают. Из других слабых мест можно отметить недолговечные опоры двигателя и катализаторы, а также ржавеющую буквально за 5-6 лет эксплуатации системы выхлопа. Естественно, что больше всего проблем стоит ожидать от катализатора. Даже не будучи сильно изношенным, он начинает понемногу крошиться, после чего твердые частички пыли попадают прямиком в поршневую группу. На некоторых экземплярах это происходит уже при пробеге в 50-60 тысяч километров, хотя в большинстве случаев нежелательные явления начинают проявляться ближе к отметке в 130-150 тысяч километров.
Силовой агрегат объемом 1,6 литра, относящийся к серии G4FC, отлично известен по таким моделям как Kia Rio и Hyundai Solaris. Мотор зарекомендовал себя неплохо, но о неприятностях, к которым может привести раскрошившийся катализатор, забывать не стоит. Еще одна типичная неисправность – быстрый износ топливного насоса, который провоцирует сбои в системе питания. Что касается срока службы цепного привода газораспределительного механизма, то в среднем его обслуживанием придется заниматься каждые 150-200 тысяч километров. Случаи, когда цепь ГРМ растягивалась при пробеге всего в 100-120 тысяч километров известны, но они достаточно редки. На ранние 1,6-литровые моторы устанавливался не самый удачный натяжитель цепи, но теперь эта проблема уже не актуальна. Гораздо актуальнее вопрос образования задиров в цилиндрах, которому посвящены десятки страниц профильных форумов. Причины образования задиров известны давно: разрешенный катализатор, использование некачественного топлива и через чур активная езда на непрогретом двигателе. К отметке в 250-300 тысяч километров 1,6-литровый мотор начинает проявлять повышенный масляный аппетит. Кроме этого на Soul с очень большим пробегом начинают подтекать сальники и прокладки. Также к возрастным проблемам можно отнести нарушение зазоров клапанов и плавающие обороты холостого хода. Благо, что решить эти проблемы можно и просто, и достаточно дешево.
До обновления 2011 года на Kia Soul устанавливался 2-литровый двигатель семейства G4GC. По современным меркам этот мотор может похвастаться чуть ли не феноменальной надежностью. Тем более что проблемы с крошащимся катализатором его затронули в гораздо меньшей степени. Кроме традиционного ременного привода газораспределительного механизма в 2-литровом моторе используется межвальная цепь. Последняя способна прослужить от 250 до 350 тысяч километров. О том, что межвальная цепь требует замены, подскажет громкий звук, возникающий при ее работе двигателя. Характерных проблем у 2-литрового мотора немного. К отметке в 200 тысяч километров большинство владельцев сталкиваются с подтеканиями масла и сбившимися зазорами клапанов. Впрочем, проверять последние в любом случае стоит достаточно регулярно. Еще одна типичная проблема – расслоение шкива коленвала.
После рестайлинга 2-литроый мотор серии G4GC был замене на агрегат такого же объема семейства Theta II. Новый мотор оказался мощнее и экономичнее прежнего, но о былой надежности и неприхотливости речь уже не шла. Мало того – некоторые владельцы сталкивались с возросшим потреблением масла и стуками в третьем-четвертом цилиндрах уже к пробегу в 30-40 тысяч километров. Дальнейшее изучение силового агрегата при помощи эндоскопа показывало, что в нем уже образовались небольшие задиры. Конечно, при определенных условиях даже с этими изъянами можно было проехать до 200-250 тысяч километров, но в большинстве случаев задиры становились больше, а капитальный ремонт мотору требовался раньше. Тем владельцам Soul, кому приходится эксплуатировать свои автомобили в не самых щадящих режимах, нередко приходилось раскошеливаться на капитальный ремонт уже при пробеге в 90-120 тысяч километров. О покупке контрактного двигателя в данном случае можно даже не задумываться. В силу высокого спроса стоят они недешево, а оценить их состояние в полной мере продавец едва ли позволит.
Если на минутку забыть об откровенно неудачной поршневой группе, то окажется, что в остальном 2-литровый мотор семейства Theta II вполне хорош. Цепь газораспределительного механизма выдерживает от 150 до 200 тысяч километров, а ее стоимость по современным меркам кажется вполне демократичной. Что касается масляного аппетита, то он возрастает по мере общего износа силового агрегата. Обычно это происходит ближе к отметке в 250-300 тысяч километров. Интересно, что некоторым владельцам 2-литровым Soul, несмотря на все слабые места двигателя, удавалось проехать до первых серьезных ремонтов по 400-500 тысяч километров. Достичь подобного результата не так сложно, как может показаться. Достаточно пристально следить за чистотой радиаторов системы охлаждения, установить так называемый «холодный» термостат, который будет открывать большой круг при меньшей температуре, и использовать исключительно качественные горюче-смазочные материалы. Еще лучше, если владелец 2-литрового Soul откажется от агрессивной езды. С другой стороны, если не ездить активно, то и смысла в покупке экземпляра с самым мощным мотором нет.
Kia Soul хоть и старается походить на кроссовер, но на деле является обычным хэтчбеком. Так что рассчитывать на подключаемый полный привод покупателям точно не стоит. Привод – исключительно передний. С младшим 1,6-литровым мотором в паре работает 5-ступенчатая механическая коробка, с агрегатом объемом 2,0 литра – 6-ступенчатая «механика». Для каждого двигателя доступна и автоматическая трансмиссия: для агрегата объемом 1,6 литра – 4-ступенчатая, для 2-литрового двигателя – 6-ступенчатый «автомат». Приводы и ШРУСы на Soul выдерживают порядка 200-250 тысяч километров. Ресурс не выдающийся, но по современным меркам неплохой. На пожилых Soul на шлицах приводных валов может образовываться коррозия, из-за чего шлицы может провернуть. К счастью, о массовости этой проблемы на сегодняшний день говорить не приходится. К тому же при осмотре днища автомобиля не трудно заметить ржавые подтеки в их области, что поможет решить потенциально очень серьезную проблему в зародыше.
На большую нагрузку 5-ступнчатая «механическая» коробка Kia Soul не рассчитана, так что длительной повышенной нагрузки на нее лучше избегать. Конечно, эта коробка частично унифицирована с 6-ступенчатой «механикой», но конструктивно ее валы все же слабее. Да и подшипникам в 5-ступенчатой механической коробке приходится работать в худших условиях. Впрочем, выдающегося запаса прочности не стоит ожидать и от 6-ступенсатой коробки. Известны случаи, когда при долгих пробуксовках в зимнее время дело заканчивалось приваренной осью сателлитов дифференциала. В обычных же условиях эксплуатации коробка надежно служит 200-250 тысяч километров, после чего владельцы начинают отмечать ухудшение избирательности при переключении передач и появление шумов при работе. Интервал замены масла в обоих механических коробках Kia Soul – каждые 60 тысяч километров.
Автоматическая 4-ступенатая коробка Soul не удивит быстротой переключения передач, но сполна компенсирует свои немногочисленные слабые стороны очень высокой надежностью. Она легко справляется с не самой высокой мощностью 1,6-литрового мотора, благодаря чему без нареканий служит не менее 200 тысяч километров. Главное – не забывать о масляном сервисе каждые 60 тысяч километров. Опыт эксплуатации Hyundai Solaris с таким же «автоматом» в службах такси показал, что при своевременном обслуживании 4-ступенчатый «автомат» может прослужить до 500 тысяч километров. Конечно, изначально очень высокий ресурс автоматической трансмиссии вовсе не является гарантией того, что на выбранном экземпляре Soul коробка прослужит столько же. Ресурс «автомата» заметно снижают и грязные радиаторы системы охлаждения коробки, и агрессивный стиль езды некоторых владельцев. В последнем случае с повышенной нагрузкой приходится работать сальникам и уплотнениям, накладкам блокировки гидротрансформатора и оси сателлитов планетарных передач. Если 4-ступенчатая коробка начинает переключать передачи с ударами, то до серьезного ремонта недалеко. Куда реже подобное поведение является следствием выхода из строя одного или нескольких датчиков.
Автоматическую 6-ступенчатую коробку серии A6GF1 следом за Kia Soul получили обновленные Hyundai Solaris и Kia Rio первого поколения. Но если на Solaris и Rio корейцы устанавливали доработанную версию коробки, то Soul пришлось довольствоваться ее ранней версией, для которой были характерны «детские» болезни. В первое время механикам пришлось столкнуться с недотянутыми болтами хаба. Естественно, что корейская компания оперативно устранила очевидный недостаток, после чего о нем быстро забыли. Впрочем, даже сейчас есть риск, что какой-то Soul с небольшим ремонтом так и не доехал до официальных дилеров для устранения этого недостатка. К «детским» болезням можно отнести и слабые пакеты сцеплений. После рестайлинга Soul 6-ступенчатый «автомат» стал заметно выносливее и надежнее, но из-за специфических настроек коробки ее механическая часть и гидротрансформатор нередко перегружаются. Как следствие – из-за повышенных нагрузок коробка быстро загрязняется продуктами износа. Выход только один – сократить стандартный интервал замены трансмиссионного масла с 45 до 60 тысяч километров. В этом случае при условии спокойной езды и прогрева в зимнее время 6-ступенчатый «автомат» может прослужить до 300 тысяч километров.
Подвеске Soul приходится работать на пределе своих возможностей, так что ее ресурс в первую очередь будет зависеть от качества дорог. Для того, чтобы «расходники» прослужили как можно дольше, разбитых грунтовок и полной загрузки автомобиля лучше избегать. В передней подвеске Soul меньше всего служат втулки и стойки стабилизатора поперечной устойчивости. Меньше 100 тысяч километров выдерживают опоры стоек. Амортизаторы Soul начинают сдавать уже при пробеге в 50-60 тысяч километров, но с учетом ухудшившейся эффективности до прихода в негодность могут прослужить еще порядка 100 тысяч километров. Другое дело, что с «уставшими» амортизаторами не приходится рассчитывать ни на достойную управляемость, ни на изначальную энергоемкость подвески. Благо, что до откровенно опасного поведения на плохих дорогах, которыми прославились Solaris и Rio, дело в любом случае не доходит.
Рулевое управление Soul не впечатлит выверенной обратной связью, но это сполна компенсируется высокой надежностью. Рулевая рейка на Soul стучит крайне редко. Если периодически контролировать состояние пыльников и не допускать, чтобы до механизма добралась влага, рейка и вовсе никогда не напомнит о себе. К отметке в 200 тысяч километров в рулевом управлении может появиться небольшой люфт, но с ним обладатели подержанных Soul, как правило, готовы мириться. На автомобилях из первых партий наблюдалась рассогласованная работа датчиков, что приводило к отключению электрического усилителя руля, но с этой проблемой инженеры Kia справились быстро.
Проблемы с тормозной системой Soul исключительно старческие. С годами задние тормозные магистрали начинают корродировать. Исправить ситуацию едва ли возможно, поскольку магистрали никак не защищены и годами подвергаются внешнему воздействию. На пожилых Soul может сбоить блок антиблокировочной системы, но о массовости этой проблемы речи пока что нет. В остальном – привычное техническое обслуживание тормозной системы. Обходится оно недорого, поскольку для Soul предлагается масса доступных неоригинальных тормозных дисков и колодок неплохого качества.
Всем хорош Kia Soul первого поколения, если бы не его силовые агрегаты. Пылящий катализатор может «прикончить» изначально вполне удачный 1,6-литровый мотор, а 2-литровый двигатель, который стал устанавливаться после обновления, изначально конструктивно оказался не совсем удачным. Впрочем, сгущать краски не стоит. Достаточно тщательно при помощи эндоскопа проверять каждый понравившийся экземпляр до тех пор, пока не будет найдет тот Soul, силовой агрегат которого находится практически в идеальном состоянии. Таких экземпляров не так мало, поскольку владельцы были наслышаны о возможных проблемах и изначально старались эксплуатировать свои автомобили по принципу «не навреди». Другое дело, если речь идет о Soul, который наспех ремонтировался «на продажу». От такого экземпляра лучше отказаться даже несмотря на привлекательный ценник. Самые доступные Kia Soul на нашем вторичном рынке оцениваются в 340-360 тысяч рублей. Ценник на Soul последних годов выпуска с минимально возможным для автомобилей такого возраста пробегом гораздо выше. Стоимость может доходить до 700-750 тысяч рублей.
Техцентр «Гвардейский» предлагает следующие услуги: