В последнее десятилетие мы наблюдаем явные признаки эволюции корейской Kia. По весьма успешному малолитражному Picanto, к примеру. Или Sorento, ставшим сильным конкурентом в сегменте SUV. Каждое новое поколение продуктов Kia представляет собой большой шаг вперёд по сравнению с тем, что было раньше – этот бренд учится очень быстро. Он умело использует и свой, и чужой опыт. Один из уроков заключался в том, что умный дизайн важен для европейцев. Корейцы глубоко залезли в свои карманы, чтобы заманить немецкого аса в области дизайна, Питера Шрайера из VW/Audi. Новый Kia Cerato стал одним из его первых «восточных» продуктов, но он полностью оправдал ожидания «заказчика».
Южнокорейский Kia Cerato II поколения был запущен на родине в конце 2008-го под именем Forte - это название перешло на ведущие международные рынки, в том числе американский и европейский. Название «Cerato» сохранилось лишь в нескольких регионах - Австралии, Коста-Рике, Бразилии, СНГ, Иране и Африке. Кое-где, например, в Колумбии и Сингапуре, машина продавалась с двойным шильдиком «Cerato Forte», а Малайзия порадовала своих автолюбителей версией собственной сборки «Naza Forte».
В глобальном масштабе корейцы предлагали машину в виде пятидверного хэтчбека, седана с четырьмя дверями и двухдверного купе. Последнее именовалось «Cerato Koup» в Австралии, Коста-Рике, России и Южной Африке, «Kia Shuma» в Китае и «Kia Koup» в Чили. Все варианты приходили в нескольких вариациях с разным уровнем стандартного оборудования.
Неудивительно, что модель разошлась по всему миру, пусть и под разными именами. Она продолжает впечатлять с каждой новой итерацией. Второе поколение стало намного совершеннее первого, выпускаемого в 2004-2009 годах. Третье, сменившее его в 2013-м, принесло и улучшение общего качества, и бодрую производительность, и прекрасное оборудование, непривычное для сектора небольших дешёвых автомобилей. Но о нём мы расскажем в другом обзоре.
В то время как первый Cerato был весьма скромным и не произвёл большого впечатления на покупателей, дебютант 2009 года во многом превзошёл невзрачного предшественника. Благодаря чистому дизайну новый автомобиль привлекал с первого взгляда. С короткими свесами, похожим на Lexus задом и новым «носом тигра» спереди, Cerato второго поколения красноречиво доказывал, что Kia начинает развивать собственную философию дизайна. В нём не было ничего особенно новаторского, однако присутствовали некоторые приятные глазу детали, в том числе интересная «ступенчатая» линия плеча.
С момента прихода в Kia Motors (в 2006 году) Питер Шрайер вдохнул свежую энергию в глобальный дизайн корейского производителя, что привело к развитию нового, европейского подхода к семейству Cerato и отразилось в других моделях Kia. С 2006 года была разработана и выпущена масса серийных продуктов и концепций, сплочённых вокруг того, что Шрайер назвал «линейным и минималистским» языком дизайна, отражающим «утончённую красоту прямых линий». Эта идея стала фундаментальной в глобальной сети Kia, включая специализированные дизайнерские центры в Северной Америке и Германии.
Целостностная конструкция сделала автомобиль привлекательным и хорошо сложенным независимо от угла, под которым вы на него смотрите. Новый Cerato симпатичен даже сзади, где тонкий интегрированный спойлер придаёт ему очень аэродинамичный вид, подкреплённый низкими коэффициентами сопротивления (0,29) и подъёмной силы (0,16). Клиновидная форма дала автомобилю обтекаемый, по-спортивному агрессивный профиль с длинным скульптурным носом, глубоко наклоненными передними стойками и умело скруглённой крышей. Всё это заставляет машину казаться устойчивой и небольшой, несмотря на способность с комфортом разместить до пяти человек в салоне и 415-литровый багажник.
Красуясь гладким корпусом и сидя на аккуратных 15-17-дюймовых легкосплавных колёсах, Cerato-2 выглядит дороже и компактнее, чем предполагают цена и размеры на бумаге. Его конструкция настолько чиста, что даже самые строгие критики не находят к чему придраться. Разве что к чрезмерной простоте форм и линий. Но именно они и делают дизайн вневременным - это как строгий деловой костюм без всяких изысков. Мода меняется быстро, а классика живёт и не стареет.
Кабина оформлена аналогичным образом. Она тоже представляет собой шаг вперёд, выглядя «дёшево и сердито». На первый взгляд может показаться, что здесь слишком много невзрачного серого пластика, но охватите взглядом весь интерьер, и будете впечатлены гармоничным сочетанием форм, цветов и текстур. Смесь разных оттенков и материалов делает атмосферу светлой и воздушной, даря ощущение свободы. Естественно, в недорогой машине нет особо роскошных материалов, но, по крайней мере, в этом салоне приятно находиться. Те, кто помнят первые автомобили корейского автопроизводителя, будут несказанно удивлены.
Верхняя часть двухуровневой приборной доски выполнена из мягкого резиноподобного пластика, а сама панель выглядит очень спортивной со своими тремя большими пересекающимися циферблатами. Здесь всё под рукой, простое в применении и логично сгруппированное. Качество сборки тоже радует. Хотя на ходу иногда прослушиваются какие-то «погремушки» и поскрипывания, в целом всё выглядит аккуратным, плотно подогнано и приятно на ощупь.
Компоновка, хотя и довольно простая, на деле очень практична и почти элегантна. Вряд ли кто-то из владельцев пожалуется на декор, разве что те, кто разбалован дорогими немецкими или японскими машинами. Здесь важнее надёжность, долговечность и простота эксплуатации, и автомобиль это обеспечивает. Красно-белая разметка облегчает чтение приборов. Кнопки на центральной консоли, часы и средства управления аудиосистемой равномерно подсвечены красным. Мультирефлекторные галогенные фары обеспечивают превосходное освещение на загородных дорогах, а большие окна дают хороший всесторонний обзор. Несмотря на это, мы советуем не экономить на задних парковочных датчиках, ибо небольшое заднее окно может создавать невысоким водителям проблемы при выполнении манёвров задним ходом.
Cerato выглядит компактным снаружи, но, безусловно, он один из самых просторных в своём классе. Здесь разумно использован каждый дюйм доступного места. Хороший запас для сидящих впереди и есть куда поставить ноги в тылу. Кресло водителя снабжено регулировкой высоты, рулевое колесо настраивается по наклону и вылету. Высоким людям может недоставать расстояния до потолка и в коленях, но обладателям среднего роста (1,75-1,83 м) должно быть комфортно на обоих рядах.
Доступ к передним и задним сидениям облегчается широкими дверными проёмами, позволяющими пассажирам легко и быстро скользить внутрь - очень полезно в условиях плотного движения или когда идёт дождь. Модели дороже базовой оснащены специальными замками, автоматически запирающими двери после того как автомобиль достиг скорости 40 км/ч.
Что касается кондиционера, в базовой версии установлен стандартный ручной вариант, а более высокие спецификации получают автоматический климат-контроль. Отрегулировав температуру в салоне, можно расслабиться и наслаждаться полным аудиопакетом Cerato, включающим шесть динамиков, MP3-совместимый проигрыватель компакт-дисков с Power Bass, вспомогательный вход для внешних аудиоустройств, совместимый с iPod USB-вход, автонастройку громкости в зависимости от скорости и дистанционные элементы управления на рулевом колесе.
Практичный характер нового Cerato усиливается за счет многочисленных складских отсеков в кабине, в том числе держателей бутылок и чашек, больших карманов на всех боковых дверях, полезной каморкой в центральной консоли и бардачком, потолочным держателем для солнцезащитных очков водителя или его соседа-пассажира. Если для ваших целей не хватит 415-литрового багажника (в седане), задние сиденья (60:40) можно сложить для размещения крупногабаритного груза. Или таскать за собой прицеп (до 1200 кг с тормозами). Пассажиры второго ряда тоже получают удобные места и отличную видимость. Это делает дальние поездки более приятными, что особенно важно, когда вы путешествуете с детьми.
Cerato II поколения был настроен под обычного автомобилиста, а не любителя острых ощущений, и в целом хорошо справлялся со своей работой. Он не вызывал проблем в повседневном вождении и обслуживании, был удобен и достаточно быстр, чтобы не отставать от попутного трафика.
На разные рынки модель поставлялась с 1,6- и 2,0-литровыми двигателями. Самым интересным с точки зрения производительности был четырехцилиндровый бензиновый 16-клапанный 2.0L DOHC Theta II с бесступенчатым газораспределением (CVVT). Это был один из самых мощных атмосферников в своём классе, способный генерировать впечатляющие 115 кВт (155 л.с.) при 6200 об/мин и адекватный для любой ситуации крутящий момент в 194 Нм при 4300 rpm. Этот агрегат, как и 125-сильный 1,6-литровик, соединялся с 5-ступенчатой механической коробкой передач или 4-ступенчатой автоматикой, доступной в качестве опции за дополнительные деньги. Он любил обороты и демонстрировал линейное наращивание мощности во всему диапазону. Как следствие, чувствовал себя бодрым, разгоняя машину до 100 км/ч иногда даже быстрее заявленных 10,5 сек, и обеспечивал отличную производительность и в городе, и на открытой дороге.
К сожалению, слабым звеном в тандеме двигатель/КПП была коробка передач. При комплектации устаревшим автоматическим устройством с четырьмя скоростями Kia Cerato страдал от неточных переключений, задержек и рывков. Это была проблема калибровки, не отражающаяся на общей производительности автомобиля, но ради плавных переходов многие готовы были отказаться от неуклюжей автоматики в пользу вялой, но более плавной МКП. Досадная недоработка была устранена в 2011 году, когда Kia перешла на шестиступенчатую механику и шестиступенчатый автомат.
В остальном Cerato был удивительно комфортным. Он послушно ехал туда, куда указывал пилот, цепко держал дорогу даже без ESP и умело сглаживал неровности. Обработка поворотов не впечатляла остротой, а рулевое управление чёткостью и информативностью, но автомобиль и не пытался выдать себя за спорткар. Он обеспечивал спокойные комфортабельные путешествия от А до Б. Правда, когда дорога ухудшалась, ярко проявлялся один из основных недостатков автомобиля - плохой контроль внешнего шума и вибрации, что в сочетании с несколько суровым двигателем (на высоких оборотах) приводило к общему негативному впечатлению. Честно говоря, чем быстрее вы гнали Cerato, тем менее впечатляющим он становился, зато при обычном неспешном вождении удивлял хорошими манерами, необычными для бюджетного транспортного средства.
"Больше технологий, выше качество, меньше денег!" - хвалился производитель, представляя KIA Cerato II поколения. Если не придираться к мелочам, этот автомобиль был действительно хорошим предложением для среднестатистического автомобилиста, ищущего незатейливую повседневную надёжность. Те же, кому что-то не нравилось, чаще всего рассматривали такие альтернативные варианты, как Kia Rio, Stinger и Ceed, Ford Mondeo и Focus, Mazda 6, Honda Accord, Hyundai i30 и Accent/Solaris, Opel Astra и Peugeot 308.
Преемником стало KIA Cerato III поколения, производство которого началось в 2013 году