Пыльники: функции и назначение, виды, дефекты, замена

Записаться на ремонт

Пыльники: функции и назначение, виды, дефекты, замена

Конструкционная схема множества систем легковых автомобилей предполагает использование деталей, взаимодействующих между собой, либо узлов, в которых отдельно взятые компоненты взаимодействуют между собой. В полной мере данное утверждение касается таких систем как трансмиссия, рулевое управление, тормозная система, ходовая часть и ее подвеска. Эти детали, места их соединения, зачастую находятся под воздействием негативных факторов окружающей среды, а поэтому нуждаются в защите. Помимо этого в большинстве систем такие детали или компоненты узлов еще и нуждаются в смазке, так как формируют пары трения.

Поэтому требуется решать две основные задачи. Первая задача – защитить детали от воздействия негативных факторов окружающей среды. Речь в первую очередь о предотвращении попадания на места соединения абразивных частиц (они содержатся в пыли, грязи, песке, реагентах, которые находятся на дорожном полотне, попадая на детали приводят к их механической деформации и ускоренному износу). Во вторую очередь требуется защита таких автокомпонентов от попадания влаги, что является причиной формирования очагов коррозии, которые приводят порой к существенным поломкам как самих деталей, так и других взаимосвязанных компонентов тех систем где установлены. Вторая задача – предотвратить утечку смазки, если она используется, и защитить ее от попадания как раз абразивных частиц.

Решаются обозначенные задачи путем установки тем или иным способом специальных защитных кожухов. Они именуются пыльниками и называются в зависимости от той детали, компонента, который защищают, например:

  • пыльник ШРУСа (внутренний пыльник ШРУСа, наружный пыльник ШРУСа) в трансмиссии;
  • пыльник рулевого наконечника, пыльник рулевой тяги, пыльник рулевой рейки в рулевом управлении;
  • пыльник шаровой опоры и пыльник амортизатора в подвеске, как неотъемлемой части ходовой;
  • пыльник суппорта тормозного в тормозных механизмах основной тормозной системы (точнее речь может идти о группе пыльников, одни из которых защищают направляющую тормозного суппорта, а вторые рабочий тормозной цилиндр, его поршень);
  • пыльник маховика двигателя (имеет альтернативное название – крышка картера сцепления).

В процессе эксплуатации пыльники подвержены воздействию негативных факторов окружающей среды (отрицательные и высокие температуры, агрессивные химические соединения), механической деформации из-за воздействия разнонаправленных сил. Говоря простыми словами рвутся если изготовлены из эластичных материалов, металлическим пыльникам свойственны свои повреждения. Все эти параметры обуславливают необходимость и актуальность такой операции как замена пыльника. Деталь абсолютно неремонтопригодная (лишь металлические пыльники можно отремонтировать иногда). Оттого в случае обнаружения неисправностей подлежит с целью предотвращения поломок тех деталей, которые защищает, обязательной замене. Поэтому требуется сначала правильно выбрать защитный чехол (они отличаются по форме, размерам, материалу изготовления, способу крепления и ряду других параметров, в связи с чем нужно ориентироваться на артикул пыльника), затем купить пыльник. А далее нужно своевременно, правильно его установить (ошибки в монтаже приводят к ускоренному износу защитных чехлов, их повреждениям и поломкам тех деталей, для защиты которых они задействуются).

Задаетесь вопросом: «К кому обратиться в Казани по обозначенным поводам?». У нас на этот вопрос есть свой полноценный ответ – «В технический центр «Гвардейский»!

Оказываемые услуги

Наш технический центр благодаря наличию современной диагностической, производственно-технической базы и квалифицированных, с большим опытом практической работы автослесарей занимается обслуживанием и ремонтом тех систем и агрегатов, где устанавливаются пыльники в подвижных соединениях. Причем эти соединения порой требуют еще и смазки. По результатам диагностики оказываем услуги в том числе по такому направлению как «Замена пыльника». Обращайтесь если потребуется заменить:

Выполняем замену пыльников в тех системах где они установлены и на других моделях легковых автомобилей как обозначенных, так и ряда иных автопроизводителей, которые официально предлагались и сейчас предлагаются как на первичном (без пробега), так и на вторичном (с определенным пробегом) российском автомобильном рынке. Более детальную информацию об оказываемых услугах и обслуживаемых моделях можете узнать у наших мастеров. Воспользуйтесь контактной информацией, размещенной на официальном сайте техцентра, свяжитесь с нами любым удобным способом.

Помимо этого, обратившись к нам в магазин запчастей, сможете купить пыльник и взаимосвязанные с ним детали, востребованные при проведении обозначенных работ. Оказываем помощь в выборе защитного чехла, в том числе ориентируясь на артикул пыльника, опыт фактического обслуживания и ремонта, ряд других ключевых параметров выбора. Гарантируем высокое качество продаваемых деталей, их полную совместимость. Действуют акционные предложения и другие выгодные условия для покупки запчастей, технических жидкостей и фильтров на модели легковых автомобилей различных автопроизводителей. Далее поговорим о специфике такой операции как замена пыльника, расскажем об основных видах пыльников и их параметрах выбора.

Замена пыльников – актуальность услуги и когда требуется

Актуальность такой операции как замена пыльников (защитных чехлов) обусловлена их функциональным назначением. Защитные чехлы обеспечивают герметичность соединения либо различных деталей между собой, либо компонентов одной многокомпонентной детали. Как уже отмечали в самом начале, они защищают отдельно взятые детали, узлы от попадания влаги, абразивных частиц и по мере надобности обеспечивают герметичность соединения, препятствуют вытеканию тех или иных смазочных материалов (хотя иногда функциональность рассматриваемой детали может быть немного шире, все зависит от места ее установки и ряда прочих факторов). Поэтому именно от состояния пыльников зависит работоспособность тех систем, где они установлены.

Следующий актуальный вопрос: «Когда требуется замена пыльника?». Требуется ли замена пыльника в той системе где он установлен определяется после проведения диагностики. То есть решение нами принимается по ее результатам и согласовывается обязательно с владельцем автомобиля.

Поводом для проведения проверки пыльников в условиях нашего автосервиса могут стать несколько причин, среди них отметим основные.

Первая причина – плановое (оно же регламентированное) техническое обслуживание (техобслуживание, либо сокращенно ТО). Это одно из направлений оказываемых нашим техцентром услуг. В рамках техобслуживания Регламент ТО той или иной модели, а еще подобная информация содержится и в Руководстве по эксплуатации, предписывает проверять:

  • мотор и системы, функционирующие с двигателем в паре и обеспечивающие его бесперебойную работу;
  • ходовую часть и ее подвеску (как переднюю, так и заднюю);
  • компоненты рулевого управления;
  • компоненты трансмиссии, в обязательном порядке;
  • электрическую часть;
  • элементы тормозной и ряда других систем.

То есть требуют проверки все те системы где могут устанавливаться пыльники. Речь о плановой диагностике, проводимой в условиях нашего автосервиса квалифицированными автослесарями с задействованием современной производственно-технической и диагностической базы.

Вторая причина – появление признаков, указывающих на поломки пыльников. Они во многом определяются тем, в каких системах и где установлены защитные чехлы. То есть в первую очередь следует говорить не о повреждении самих пыльников, а о признаках поломок тех деталей, которые они призваны защищать. Другими словами следует говорить о признаках поломок тех же ШРУСов, тормозных суппортов, амортизаторов, рулевых тяг, рулевой рейки, рулевых наконечников, шаровых опор и прочих деталей, на которые надеваются тем либо иным способом защитные чехлы.

Третья причина – технический осмотр (он же просто техосмотр). Это еще одно из ключевых направлений работы нашего техцентра, который является помимо всего прочего официальным ОТО (Оператором технического осмотра). Точнее все услуги оказываются техническими экспертами с требуемыми допусками в специально оборудованном для этих целей ПТО (это термин, аббревиатура, если вести речь о полном названии, то оно звучит как Пункт технического осмотра). Услуги предоставляем исключительно легально, основываясь на выданную РСА (Российским союзом автостраховщиков, таково полное название этой организации) лицензию по категории автотранспортных средств М1 (легковой автотранспорт). В рамках техосмотра осуществляется проверка, как то предопределено актами (как законодательными, так и нормативными), в том числе тех систем, их компонентов, где устанавливаются пыльники. В ходе такой проверки нашими техническими экспертами могут быть выявлены повреждения защитных чехлов. Неисправности предлагаем устранить у нас, а затем повторно пройти техосмотр. В процессе проведения подобных работ может как раз потребоваться, например, замена пыльника.

Отметим что когда техосмотр успешно пройден нашими техническими экспертами оформляется диагностическая карта по всем правилам. Этот документ предлагаем использовать не покидая пределы нашего автосервиса и оформить ОСАГО в представительствах одной из страховых компаний, оказывающих услуги, как частный случай, в сфере автомобильного страхования.

Диагностика систем, в которых задействуются защитные чехлы, у нас выполняется с использованием совокупности методик проверки. Среди них визуальный осмотр, инструментальная (активно задействуется всевозможный измерительный инструмент, а помимо всего прочего оборудование, кроме этого приборы), стендовая (задействуется несколько стендов, в том числе для проверки состояния ходовой части, ее подвески и взаимосвязанных систем вибростенд) и ряд других. Неисправности самих пыльников выявляются нашими специалистами путем визуального осмотра.

 По итогам диагностики, исключительно по согласованию с собственником автотранспортного средства, может потребоваться замена пыльника. Причин, по которым защитные чехлы повреждаются, несколько, среди них:

  • естественный износ, если в качестве материала изготовления резина (каучук, об этом поговорим чуть ниже), то ей свойственно «старение», полиуретан, силикон и другие материалы, из которых изготавливаются пыльники, тоже имеют свой срок полезного использования;
  • попадание на поверхность пыльника (особенно если это резина (каучук)) технических жидкостей, моторного масла, поэтому необходимо следить за герметичностью контуров тех систем где эти жидкости используются, в этом вопросе предлагаем свою помощь, обращайтесь;
  •  воздействие разнонаправленных нагрузок, особенно ударных и с внештатным вектором силы, на компенсацию которых пыльник не рассчитан, в результате происходит механическая деформация детали;
  • неквалифицированная установка.

Именно ошибки в установке одна из ключевых причин повреждения пыльников. Защитные чехлы необходимо устанавливать правильно. В противном случае они либо долго не прослужат, либо приведут к поломкам тех деталей, с которыми работают в паре, и весьма дорогостоящему ремонту. Оттого предлагаем воспользоваться услугами квалифицированных мастеров нашего техцентра, имеющих большой практический опыт выполнения подобных работ, и предоставляем соответствующие гарантии.

Существуют и другие, характерные для пыльников, причины поломок. Все напрямую зависит от конструкции детали, материала изготовления, места ее установки и особенностей системы, в которой установлена.

Неизменно одно. Как только возникли признаки поломок – сразу обращайтесь к нам. Проходите плановое ТО своевременно. Это позволит избежать порой весьма дорогостоящего и затратного ремонта.

Как выбрать пыльники

Выше уже отмечали что защитные чехлы отличаются по таким параметрам как место установки, форма, размеры, материал изготовления и ряд иных. Поэтому если требуется замена пыльника и соответственно нужно купить пыльник, ориентироваться необходимо в том числе на артикул пыльника. Настало время об этом поговорить более детально. И начнем, пожалуй, с материала изготовления. Защитные чехлы могут изготавливаться из:

  • термопластика (пластиковые пыльники достаточно широко распространены);
  • силикона (подходят лишь при эксплуатации на дорогах с ровным дорожным покрытием, асфальте, плохо выдерживают воздействие разнонаправленных сил, формирующихся при движении автомобиля);
  • полиуретана, еще один из распространенных материалов, который используется для изготовления защитных чехлов;
  • резины (каучука, сюда же отнесем и неопреновые пыльники), это бюджетный вариант, ресурс зависит от качества как самой детали, так и условий эксплуатации;
  • металла (зачастую стали), металлические пыльники это частный случай, к группе таких защитных чехлов относится пыльник маховика (отмеченная уже выше крышка картера сцепления, но она задействуется только на комплектациях с механическими КПП);
  • комбинации материалов, например, резиновые с металлическим корпусом.

Форма пыльников бывает разной. Обычно это деталь, изготовленная в виде гармошки (хотя есть и без гармошки, и в виде пластин), а по форме чаще всего цилиндр (вытянутый либо как сальник) или конус. Используются защитные пыльники еще и грибообразной, реже иной формы. Размеры защитных чехлов тоже отличаются. В этом аспекте следует ориентироваться в первую очередь на артикул пыльника. И как отмечали уже выше, самый главный критерий классификации место установки. Вот на этом параметре и остановимся более детально.

Места установки защитных чехлов

Прежде чем купить пыльник необходимо учитывать где он устанавливается. Именно место установки определяет специфику выполняемых мастерами нашего автосервиса услуг по такому направлению как «Замена пыльника». Обозначим наиболее распространенные решения, отмеченные уже выше.

Защитные чехлы в трансмиссии

Использование защитных чехлов в трансмиссии зависит от ее конструкционной схемы. В первую очередь разговор идет о том какой привод используется. Вариантов всего существует три, на каждом остановимся немного детальнее.

Наиболее широкое распространение на текущий момент получила переднемоторная схема с передним приводом, когда передние колеса не только управляемые, но и ведущие. Такая их особенность предполагает установку ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей). Точнее разговор идет о группе шарниров, один из которых наружный, а второй внутренний. Альтернативное, обиходное название этого узла – граната. Он обеспечивает передачу крутящего момента на ведущие передние колеса при любом их угле поворота, хотя иногда используется и на задней оси при заднем и полном приводе, но гораздо реже. Вне зависимости от конструкции (шариковый или трипоидный) ШРУС, его взаимодействующие между собой детали требуют защиты от влаги и абразивных частиц, а еще необходимо предотвращать утечку смазки. С этой целью и ставятся защитные чехлы ШРУСов, в зависимости от места установки соответственно внутренний пыльник ШРУСа и наружный пыльник ШРУСа. Имеют такие пыльники форму конуса (с учетом больших углов отклонения и угла поворота), закрепляются, как правило, при помощи хомутов.

В ситуации, когда модель с заднемоторной или среднемоторной компоновкой, а привод передний либо полный, или когда компоновка переднемоторная, а привод задний или полный, крутящий момент от двигателя на ведущие колеса передается с задействованием карданного вала (иногда группы карданов). В такой схеме возникает потребность в защите его деталей, взаимодействующих между собой. В подобной схеме ставится пыльник карданного вала. Зачастую изготавливается из эластомера (основные обозначили выше) и имеет металлический кожух, что обусловлено высокими нагрузками на деталь и небольшими углами отклонения.

На ряде моделей легковых автомобилей задействуется в трансмиссии кулиса, это тяга привода коробки передач, в полноприводных комплектациях, если установлена раздаточная коробка, то соответственно тяга привода раздатки. В любой из этих двух схем она используется для соединения рычага переключения передач (коробки передач или раздаточной коробки) непосредственно со штоком коробки. Пыльники кулисы отличаются по форме и размерам, бывают большими и малыми, нижними и верхними, некоторые еще называют «калошами».

В трансмиссии могут задействоваться и другие пыльники, в зависимости от конструкции системы на отдельно взятом автомобиле. В условиях нашего автосервиса предлагаем диагностику, обслуживание, а по мере потребности и замену пыльников в трансмиссии, в том числе защитных чехлов ШРУСов (внутреннего и внешнего), карданного вала, кулисы и ряда других компонентов.

Защитные чехлы в ходовой части

Говоря об использовании пыльников в ходовой части имеем в виду в первую очередь такую ее подсистему как подвеска. В преобладающем числе случаев она рычажная. В такой схеме задействуются рычаги, а с целью их крепления к другим компонентам подвески, кузова, иных систем задействуются зачастую сайлентблоки (очень часто группа сайлентблоков) и шаровые опоры, своего рода шаровые шарниры. Конструкция шаровой опоры подразумевает использование шарового пальца и подвижного соединения, которые тоже нужно защищать от попадания влаги и абразивных частиц, препятствуя вытеканию смазки. С этой целью и ставятся пыльники шаровых опор. Они отличаются тем что материал используется более толстый, по форме напоминают гриб, широкая часть надевается на корпус опоры, узкая облегает шаровый палец и формы гармошки нет, потому что незачем, а фиксируются такие пыльники зачастую при помощи стопорного кольца.

Чтобы к этому вопросу больше не возвращаться отметим что подобным образом защищаются и другие шаровые шарниры, которые могут задействоваться в подвеске. Так если подвеска независимая и задействуются стойки MacPherson на управляемых колесах (иногда и на неуправляемых), то ставятся опорные подшипники. Они тоже защищаются в этом случае пыльниками опорных подшипников, точнее пыльниками крышки опорного подшипника (там же ставятся и пыльники амортизаторной стойки иногда, об этом чуть далее).

А так как подвеска в нашем случае независимая, то задействуется стабилизатор поперечной устойчивости. В большинстве схем предполагается установка стоек и втулок стабилизаторов. В зависимости от способа подсоединения стоек стабилизатора могут использоваться пыльники стойки стабилизатора, если она прикрепляется при помощи тех же шаровых шарниров. Кстати шаровые шарниры используются не только в ходовой, ее подвеске, но и других системах, том же рулевом управлении, как рулевые наконечники, работающие в паре с рулевыми тягами, но об этом чуть далее.

И еще ставятся пыльники амортизатора или амортизаторной стойки. Они изготавливаются из эластичного материала, имеют форму цилиндра, собранного гармошкой, и порой вообще не закрепляются, потому что их ход ограничен точками крепления амортизаторов или амортизаторных стоек. Да и задача у них другая. Если пыльники шаровых шарниров защищают шаровый палец, то пыльники амортизаторов защищают шток амортизатора, чтобы на него не попадали крупные абразивные частицы.

В подвеске, ходовой части могут использоваться и другие пыльники, в зависимости от конструкционной схемы отдельно взятого автомобиля. В условиях нашего техцентра предлагаем диагностику, обслуживание, а по мере потребности и замену пыльников в ходовой части, ее подвеске, в том числе защитных чехлов шаровых шарниров (шаровых опор, при наличии опорных подшипников, стоек стабилизатора и иных), амортизаторов и прочих деталей.

Защитные чехлы в рулевом управлении

Вне зависимости от конструкционной схемы в рулевом управлении задействуются рулевые тяги и рулевые наконечники. О таких шаровых шарнирах как рулевые наконечники уже вскользь упоминали, когда рассматривали ходовую часть и ее подвеску. Действительно, рулевые наконечники очень сходны с шаровыми опорами по конструкции, тоже существует необходимость защиты шарового пальца и пыльники рулевого наконечника практически идентичны по форме пыльникам шаровой опоры, отличия лишь в размерах.

Пыльник рулевой тяги изготавливается в форме цилиндра и собран гармошкой, зачастую он целиком защищает рулевую тягу и ее компоненты от попадания абразивных частиц и влаги, тем самым предотвращая образование очагов коррозии и механические повреждения.

В настоящее время большинство современных автомобилей имеют рулевое управление, работающее по схеме «шестерня-рейка». То есть задействуется рулевая рейка. Возникает необходимость ее защиты, точнее защиты ее штока в местах соединения с рулевыми тягами. Поэтому слева и справа ставится пыльник рулевой тяги и закрепляется с задействованием хомутов. В ряде схем рулевая рейка не имеет упора, поэтому шток может практически полностью выходить из корпуса. В таком случае ставится так называемый пыльник-заглушка, колпачок, предотвращающий попадание абразивных частиц внутрь корпуса рейки.

В рулевом управлении могут использоваться и другие пыльники, в зависимости от конструкционной схемы отдельно взятого автомобиля. В условиях нашего техцентра предлагаем диагностику, обслуживание, а по мере потребности и замену пыльников рулевого управления, в том числе защитных чехлов рулевых наконечников, рулевых тяг, а при наличии и рулевой рейки (с учетом ее конструкционных особенностей, наличия или отсутствия гидравлического усилителя руля).

Защитные чехлы в тормозной системе

Различные пыльники задействуются и в тормозной системе. Причем все напрямую зависит от ее конструкционных особенностей. Начнем с того что на большинстве современных моделей задействуется гидравлический привод основной тормозной системы. То есть ставится цилиндр, точнее группа цилиндров, рабочие и главный (ГТЦ). Как и в случае с амортизаторами и амортизаторными стойками возникает необходимость защиты штоков цилиндров. С этой целью ставятся пыльники цилиндров из эластичного материала, цилиндрической формы, точнее пыльники главного тормозного цилиндра и пыльники рабочих цилиндров. Вторые еще называются пыльниками тормозного суппорта. С этим нужно быть внимательными когда потребуется купить пыльник. Ориентируйтесь на артикул пыльника. Все дело в том что на тормозной суппорт ставятся два вида защитных чехлов, как раз пыльники рабочих цилиндров и пыльники направляющей тормозного суппорта.

Раз уж заговорили о тормозном суппорте и его пыльниках продолжим тему. Тормозные суппорты в дисковых тормозных механизмах работают в паре с тормозными дисками. В такой схеме может ставиться пыльник, он же защитный кожух тормозного диска. А если тормозные механизмы барабанные, то ставится и пыльник тормозного барабана.

В тормозной системе могут использоваться и другие пыльники, те же пыльники тормозной камеры и иные, в зависимости от конструкционной схемы отдельно взятого автомобиля. В условиях нашего техцентра предлагаем диагностику, обслуживание, а по мере потребности и замену пыльников в тормозной системе, ее приводе и механизмах, в том числе защитных чехлов тормозных суппортов, дисков и/или барабанов.

Мы отметили лишь небольшую часть тех пыльников, которые задействуются в различных системах легковых автомобилей. Выше уже отмечали пыльник маховика двигателя (крышку картера сцепления). Активно используются и другие пыльники, не только в трансмиссии, тормозной системе, ходовой и ее подвеске, рулевом управлении, но и иных системах, в качестве примера, в электропроводке. Всего в одном автомобиле может быть более 50 различных защитных чехлов, которые требуют обслуживания, проверки и периодической замены.

Поэтому если будет нужна замена пыльника в тех системах легковых автомобилей где он установлен, потребуется купить пыльник, в том числе ориентируясь на артикул пыльника, в Казани обращайтесь к нам в автосервис. Наш техцентр работает без выходных. Окажем всю посильную помощь.

Наши контакты

Подпишитесь на наши рассылки