Старое название, новый автомобиль. Первый Kia Sportage, один из наиболее мелких в сегменте SUV, был достаточно примитивным в техническом плане. Однако для покупателей со скромным бюджетом это была настоящая находка - компактный, простой в обращении и доступный по цене внедорожник казался хорошей сделкой, особенно в формате 4х4. Новая версия второго поколения сохранила большинство лучших черт предшественника, но подверглась капитальному реинжинирингу - Киа провела его совместно с Hyundai.
Находясь в производстве с 1993 по 2004 год, первое поколение Kia Sportage было небольшим внедорожником «на каждый день», доступным с приводом на четыре колеса, несколькими двигателями на выбор и двумя КПП - механикой с пятью скоростями или четырёхступенчатым автоматом. Предлагалась и двухдверная версия-кабриолет. В 2005 году посетителей SEMA Show в Лас-Вегасе Kia удивила двумя оригинальными концепциями. Особое внимание привлекла завёрнутая в золотисто-карамельную обёртку модель «Solid Gold», оснащённая вертикально открывающимися дверцами, гидравлической системой подвески, способной поднимать и опускать все четыре колеса независимо друг от друга, а также аудио- и видеосистемами, дополненными навигацией, DVD-плеером, спутниковым телевидением и мониторами в подголовниках кресел. Добавление специфического нагнетателя увеличивало её мощность до 265 лошадиных сил.
Производственный вариант Sportage второго поколения, переместившегося на переднеприводную платформу совместно с Hyundai Tucson и ставшего паркетным кроссовером вместо внедорожника, строился с 2004 по 2010 год, пока не вышло третье издание с новым дизайном и оборудованием. 2007 год был отмечен началом европейского производства на заводе Kia в Словакии (Sportage также выпускали в корейском Кванджу, Китае, России, Украине, Эквадоре). В течение своей долгой жизни эта итерация несколько раз проходила рестайлинг: освежающий лифтинг весной 2008 года и более крупную модернизацию через несколько месяцев, в 2009-м (хотя многие увидели обновлённые модели лишь в 2010 году).
Помимо сдержанной «подтяжки лица» Kia подарила автомобилю несколько дополнительных лошадиных сил для дизельного двигателя, пересмотренную подвеску, больше оборудования, немного хрома и качественную пластмассу. Обновление стайлинга ограничилось модифицированными бамперами и решёткой радиатора, оптикой с тёмным обрамлением, большими наружными зеркалами, колёсными арками и дисками, получившими более презентабельный вид. Версии подороже уселись на 17-дюймовые колёса новой конструкции и предложили в общей сложности десять цветов кузова на выбор. Внутри самые заметные изменения коснулись приборной доски, центральной панели и сидений. Передние кресла получили новые обивочные материалы и больше боковой поддержки, задние едва заметно понизились и стали легко опускаться, образуя плоский пол. Более толстое рулевое колесо и улучшенная защита от кражи завершили реконструкцию.
Безопасность тоже укрепилась. Базовые модели получили шесть подушек, контроль тяги и стабильного положения, антиблокировку тормозов - словом, всё жизненно необходимое. Кроме того, тут есть кондиционер, электрические стеклоподъёмники и зеркала, автоматические фары, центральный замок с дистанционным контролем и передние противотуманки. Версии подороже добавили автоматический климат-контроль, круиз-контроль, ESP, тонированные стёкла, кожаные сиденья, подогрев кресел и наружных зеркал, бортовой компьютер, электрический люк и автозатемнение зеркала заднего вида со встроенным компасом.
Критики отмечали, что машина обзавелась неплохим дизайном и оборудованием, стала удобнее и во всех отношениях лучше. Правда, поклонники оплакивали канувшие в Лету малые размеры оригинальной версии и её внедорожные способности - два ключа, делавшие автомобиль универсальным помощником в городе и на природе.
Первый Sportage занял особую нишу в секторе автомобилей повышенной проходимости, где доминировали японские продукты, и поддержал компанию во время кризиса, пока её не поглотил Hyundai. Он был не лучшим в классе, но одним из наименее дорогих, чем и привлекал широкую публику со скромным доходом.
С тех пор многое произошло с Kia. Её автомобили стали больше и качественнее. Это коснулось и Sportage, превратившегося из маленького рамного внедорожника в более сложный кроссовер, разделивший архитектуру с аналогичным Tucson. Повзрослевший «кореец» стал сильным конкурентом подобным Honda CR-V, Jeep Liberty и Ford Escape. Он догнал их во многих отношениях - и по качеству, и с точки зрения внутренней сложности, и в плане безопасности. Попутно кроссовер вырос в размерах, переместившись из разряда карликов в средние ряды, но остался достаточно компактным, чтобы ловко шастать по городским проулкам.
Kia осторожно называет дизайн модели «индивидуальным». Да, он на любителя, но у компании есть куда более экзотические продукты - взгляните хотя бы на Soul. Пусть Sportage не очень модный, спортивный и гладкий, как напоминающий шаттл CR-V, зато внутри демонстрирует поистине высокий класс. Не в роскоши - в удобстве. Хотя и на вид всё неплохо. Пластик всё ещё твёрд, но хорошо текстурирован, а металлическая отделка центральной консоли и добротная комбинированная обивка добавляют капельку шика, непривычного в бюджетном секторе. Сиденья топовой версии, покрытые эластичной кожей (в отличие от японских авто, где она более жёсткая), тоже кажутся богаче, чем должна предлагать машина с ценой менее $ 20 000.
Комфорт и практичность
Одно можно сказать наверняка: даже скромные 4,35 метра азиаты умудрились использовать так, что хватило места и для компании из пятерых друзей, и для впечатляющего запаса вещей/продуктов в дальнюю дорогу. Сидите ли вы впереди или сзади, будете чувствовать себя в своей тарелке даже при росте в почти два метра. Обзор по всем направлениям отличный, всё приятно на ощупь и расположено под рукой - не надо ни к чему привыкать. Киа позаботилась о крупных людях, увеличив размеры сидений и снабдив их хорошим рельефом. Не всё, конечно, идеально: к примеру, если бы рулевое колесо регулировалось не только по высоте, но и по вылету, водитель был бы счастливее, а пассажирам хотелось бы сидеть не так вертикально. Впрочем, спинки кресел всегда можно отклонить и неплохо устроиться в расслабленном положении, превратив Sportage в место для любовных игр или отдыха.
Отдельной похвалы заслуживает раздвоенный складной задний стенд (60/40). Здесь абсолютно ровный пол, ногам ничего не мешает, и есть широкий складной подлокотник с держателями стаканов. Если у вас нет пассажиров на заднем диванчике, дайте его спинке (или её части) упасть вперёд - в результате получите совершенно плоскую площадку для крупной собаки или багажа. При трансформации сиденья нижняя подушка сдвигается вперёд, а спинка плоско укладывается вровень с полом багажника, причём нет необходимости снимать подголовники. А ещё можно сидеть сзади и смотреть вперёд через сложенное переднее сиденье рядом с водителем или рассматривать окрестности через отдельно открывающееся заднее окно.
Следующее поколение стало сложнее и красивее, но в нём исчезли кое-какие правильные решения, делающие данный автомобиль суперкомфортным, так что если хотите максимума удобств, смотрите на эту модель.
Что же касается грузового пространства, в конфигурации Sportage нет ничего экзотического, но когда речь идет о транспортировке ваших товаров, он всё делает правильно и имеет немало полезных особенностей. Задняя дверь, например, радует отдельно поднимающимся окном - через него очень удобно закладывать вещи на тесной стоянке. А если нужно, можно открыть всю дверь - она высоко поднимается, так что голове ничего не грозит. Опустить её тоже легко - на внутренней стороне предусмотрена удобная ручка. Огромный 667-литровый грузовой отсек снабжён кучей крючков и ремней для привязывания неустойчивых предметов. Под его полом расположилась полноразмерная запаска и небольшой органайзер, а по всей кабине вы найдёте закоулки для хранения документов, бумажников, сотовых телефонов, очков, маминых бутербродов в дорогу и купленных на скорую руку чашечек кофе.
К сожалению, динамические таланты Sportage не так впечатляющи, как его практичность. Если не придираться, то впечатления от вождения в целом положительные: подвеска в меру мягкая, шумоизоляция не хуже других, руль приятно тяжёлый (чувствуется гидроусилитель), гладкая АКП чётко меняет передачи. Смущала лишь мощность дизеля 2.0L CRDi - 112 л.с. не хватало, чтобы быстро передвигать 1700 кг снаряженной массы машины. Путешествия по холмам с полной нагрузкой (по крайней мере 523 килограмма) и тяжёлым прицепом превращались в мучение.
В 2008 году этот агрегат был модернизирован для некоторых рынков до 138 л.с. (в 2010 до 142), стал тише и демонстрировал гораздо более сильное тяговое усилие. Крутящий момент возрос до 305 Нм, достаточных для спринта 0-100 км/ч за 11,1 секунды и скорости в 178 км/ч. Оригинальные версии пришли с пятиступенчатой МКП в стандартной комплектации. Опциональный 4-скоростной автомат сопровождал бензиновый V6 и (с 2007 года) дизели, а позже стала доступна и продвинутая шестиступенчатая механика.
Ещё один вариант - 140-сильный 2,0-литровый бензиновый Beta II, достаточно экономичный с 2WD, живой и гладкий, хотя при полной загрузке и он тяжело пыхтел на подъёмах. Энтузиастам предлагали 2,7-литровый бензиновый V6 Delta (175 л.с.), любящий пошуметь на высоких оборотах, дорогой и прожорливый, но сильный и гладкий, идеально сочетающийся с All-Wheel Drive.
Продолжая исследования в области топливных элементов, Kia представила и версию FCEV на базе Sportage II. Она имела стек топливных элементов, электрический двигатель, 152-вольтовую литий-полимерную батарею и закачанный в три бункера сжатый водород. Этот автомобиль показал хороший диапазон (почти 380 км), мощность (80 кВт/108 л.с.), скорость (150 км/ч) и был в состоянии работать при минусовых температурах, потребляя 152 литра водорода на 300 км пути.
Что касается поездок по лесам и болотам, это не вездеход, но на нём всё ещё можно залезть поглубже, чем на третьем поколении. Интересно, что перед передним пассажиром расположена мощная ручка - он может за неё держаться, когда машина скачет по загородным колдобинам (тонкий намёк производителя на внедорожные способности кроссовера). Ситуация облегчается 4WD-приводом (когда сцепление передних колёс теряется, до 50 процентов движущей силы передаётся в тыл), относительно короткими свесами и 200-миллиметровым клиренсом, достаточным для просёлков и лугов.
Наибольшую радость Kia Sportage 2 поколения вызывал, когда приходило время платить. Базовая версия с передним приводом стартовала с ценой в 18 150 евро - на 240 евро дешевле Hyundai Tucson и на 4450 меньше пятидверного Toyota RAV4. В России за 960 000 рублей можно было получить «полный фарш», а начальный вариант стоил 630 тысяч - как обычный седан, но никак не хороший паркетник, каким он, собственно, являлся.
Искать в другом месте людей заставляли разные причины, и чаще всего они рассматривали ближайших конкурентов Sportage - Toyota RAV4, Hyundai Tucson, Honda CR-V, Nissan X-Trail, Mazda CX-5, VW Tiguan и Suzuki Grand Vitara.