Датчики автомобильные: функции, виды

Записаться на ремонт

Датчики автомобильные: функции, виды

Современные автомобили оборудуются множеством систем, работа которых основана на использовании информации, передаваемой от датчиков того или иного типа. Если ранее таких датчиков было всего три (датчик уровня топлива, датчик спидометра (скорости) и датчик температуры охлаждающей жидкости (двигателя)), то сейчас, например, на том же Mercedes-Benz S-Class, W223 только видеокамер 22, а датчиков несколько десятков и счет уже за сотню.

Возникает необходимость обслуживания датчиков, обеспечивающих работу тех или иных систем, а по мере потребности и актуальность такой операции как замена датчиков (они неремонтопригодные, поэтому в случае поломок требуется купить датчики и заменить).

Находитесь в Казани и не знаете к кому обратиться по обозначенному поводу? «Гвардейский», расположенный в Советском районе столицы Татарстана технический центр, предлагает воспользоваться таким видом услуг как замена датчиков, их обслуживание, а также купить датчик той или иной системы.

В частности обслуживаем, заменяем и продаем датчики КИА, датчики Лада, датчики Форд, датчики Шевроле, датчики Опель, датчики Мазда, датчики Хендай, датчики Дэу, датчики Рено и моделей легковых автомобилей других автопроизводителей.

«Гвардейский» – основные направления предоставления услуг

В рамках обеспечения работоспособного состояния систем, которые включает конструкционная схема того или иного легкового автомобиля, наш автосервис предоставляет услуги по нескольким ключевым направлениям.

Первое – техническое обслуживание (сокращенно ТО либо техобслуживание) систем автомобиля, работа которых базируется на задействовании того или иного датчика (группы датчиков). Речь о таких услугах как плановое ТО, предписанное Регламентом ТО того или иного автопроизводителя, а кроме этого еще и Руководством по эксплуатации той либо иной модели с учетом условий вождения, сезонное (весной и осенью) и внеочередное (по факту выявления неполадок).

 В процессе оказания этого вида услуг нашими специалистами осуществляется диагностика электронной части, в том числе проверка функционирования датчиков. В частности используются такие диагностические методики как:

  • визуальный осмотр, с задействованием средств визуальной диагностики;
  • инструментальная проверка, в том числе при помощи тестеров, омметра, осциллографа и другого диагностического оборудования;
  • стендовая диагностика, у нас установлены люфт-детектор, вибростенд, тормозной стенд и ряд иных;
  • компьютерная диагностика (работа датчиков современного автомобиля взаимосвязана с функционированием электронных блоков (ЭБУ), а зачастую и систем (ЭСУ) управления, это дает возможность подключать дилерский сканер, считывать ошибки, расшифровывать их и выявлять поломки, в том числе и датчиков).

Второе – ремонт систем, в которых установлены датчики, не работающие (вышли из строя), либо работающие, но не правильно. Это приводит к сбоям в функционировании систем и компонентов, за которые эти датчики отвечают. Разговор идет о таких услугах как сервисное обслуживание (проблема может быть не в самом датчике, а например, контактах, которые окисляются, или компонентах, которые являются промежуточным звеном между датчиком и блоком управления) и замена датчиков (неисправных). В частности по мере потребности можем заменить:

  • датчик давления (датчик давления топлива , датчик давления шин, датчик давления масла;
  • датчики мотора (датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), датчик детонации, датчик положения дроссельной заслонки, датчик распредвала, датчик коленвала, датчик кислорода);
  • датчик АБС, другие датчики систем активной и пассивной безопасности;
  • датчик скорости и датчик спидометра;
  • сервисные датчики (датчик дождя, датчик парковки, иные);
  • датчик температуры в той или иной системе, особенно антифриза в системе охлаждения;
  • датчик уровня топлива, один из основных в конструкционной схеме любого автомобиля;
  • датчик холостого хода;
  • широкий перечень других датчиков.

У нас проводится восстановление профессиональное, квалифицированное, оперативное, с предоставлением гарантий, систем путем замены датчиков. Услуги оказываются вне зависимости от особенностей поломок, их характера, общего объема, фактического уровня сложности устранения. Все работы предварительно согласовываются с владельцем автомобиля.

Третье – технический осмотр (сокращенное наименование оказываемой услуги – техосмотр. Он у нас проводится строго официальный, в полном соответствии с действующей на текущий момент нормативной базой в специально для этих целей оборудованном ПТО (полное наименование пункт технического осмотра) уполномоченными на такие действия техническими экспертами с соответствующими допусками. Работаем по лицензии такой категории как М1 (легковые автомобили). В частности, когда проверяем работу систем, оценка состояния которых предопределена нормами законодательства в ходе техосмотра, могут быть выявлены поломки датчиков. После этого по согласованию с владельцем проводится нашими автоэлектриками и автослесарями замена датчиков, поломки которых обнаружены.

Четвертое направление – продажа автозапчастей. Предлагаем выгодно купить датчики, требуемые в процессе предоставления услуг. Речь о ремонте, сервисном обслуживании, а также устранении недочетов, выявленных при техосмотре, когда выполняется замена датчиков. В том числе предлагаем купить оригинальные (заводские) и сторонних изготовителей (неоригинальные), но совместимые датчики, работающие с ними в паре детали, материалы, принадлежащие к группе расходных (так называемые расходники), всевозможные жидкости технические и кроме этого аксессуары.

В частности предлагаем купить датчик той или иной системы. В ассортименте датчик давления топлива , датчик коленвала, датчик АБС, датчик кислорода, датчик скорости, датчик давления, а еще датчик температуры, датчик дождя, датчик парковки, датчик давления шин, датчик холостого хода, датчик спидометра, датчик давления масла. Помимо этого предлагаем датчик уровня топлива, очень важные датчик положения дроссельной заслонки, датчик распредвала, датчик массового расхода воздуха, датчик детонации и иные.

При покупке следует учитывать конструкционную схему того или иного автомобиля, которая зависит от комплектации, типа установленного двигателя, трансмиссии, особенностей тормозной системы, ходовой, рулевого управления и прочих систем.

Готовы оказать квалифицированную помощь в выборе. К услугам возможность подбора по VIN-коду и каталогу. Если модель уже давно не выпускается или только заходит на рынок, можем выполнить оперативную доставку нужных запчастей под заказ. Само собой, если решите купить датчик у нас – гарантируем качество, полную совместимость и доступные цены, в том числе за счет использования акционных предложений, скидок и программы лояльности для постоянных покупателей.

Пятое направление нашей деятельности – автострахование. В представительствах страховых агентств, которые оказывают услуги в том числе в сфере автострахования при нашем сервисе, выполняется оформление страховок как добровольного, так и обязательного автострахования. У нас можете оформить ОСАГО, прочие договоры автомобильного страхования, надобные при эксплуатации моделей легковых автомобилей, в том числе обозначенных автопроизводителей.

Именно комплексность оказания услуг, их безупречное качество, высокая оперативность предоставления, еще прекрасное техническое оснащение техцентра, его удобное расположение, а самое главное квалифицированный, опытный, дружелюбный, ответственный персонал – ключевые наши преимущества, в том числе при обслуживании сервисном и ремонте (восстановлении работоспособности) систем, в которые установлен тот или иной датчик (группа датчиков).

Специфика оказываемых нашим персоналом услуг, в частности, по таким ключевым направлениям как ремонт, плановое ТО (сезонное, внеплановое), техосмотр в рамках обеспечения работоспособного состояния систем, в которых установлены датчики, напрямую, как уже отмечали, обусловлена конструкционной схемой. Следует учитывать и комплектацию отдельно взятого автомобиля, его год производства. Далее поговорим о специфике предоставления услуг.

Замена датчиков специфика оказания услуг

Особенности оказания услуг, связанных с таким видом работ как замена датчиков, этот же параметр нужно учитывать когда требуется купить датчик, зависит от места его установки и функционального предназначения, конструкционных особенностей и ряда других критериев, среди которых:

  • способ выполнения измерения, отметим два вида, первый пассивные (параметрические) и второй активные (они же генераторные датчики);
  • динамические характеристики преобразования сигналов, два основных типа – непрерывные и дискретные;
  • тип сигналов измерения, ранее активно использовались аналоговые датчики, тот же датчик скорости (датчик спидометра), поплавковый датчик уровня топлива, сейчас все более активно используются цифровые датчики как составная часть ЭСУ той или иной системы, в том числе двигателя (ЭСУД);
  • методика передачи сигнала, в основном на легковые автомобили ставятся проводные датчики, поэтому особое внимание уделяем контактам (они могут окисляться) и проводке, но все чаще встречаются и беспроводные датчики, особенно такие, которые обеспечивают те или иные сервисные функции;
  • общее количество измеряемых параметров, например, один датчик может измерять один параметр (одномерные датчики) или несколько одновременно (многомерные датчики);
  • количество обслуживаемых систем, однофункциональные датчики обеспечивают работу одной системы, в качестве примера датчик уровня топлива, многофункциональные, тот же датчик АБС, сразу несколько;
  • методика считывания информации, либо в прямом контакте (контактные), либо при помощи импульсов и другими способами (бесконтактные);
  • принцип действия, если совсем просто, две группы автомобильных датчиков – электронные и механические, если копнуть глубже то отметим потенциометрические, индуктивные, магнитоэлектрические (используется так называемый эффект Холла), оптические, пьезоэлектрические, волоконно-оптические, емкостные, Виганда, Холла, магниторезистивные и это назвали только наиболее часто встречающиеся;
  • ряд других.

Детально на обозначенных и ряде других параметров останавливаться не будем, это тема для диссертации, а не краткого обзора. Отметим один момент, на котором пока что не акцентировали внимание. Ключевая характеристика любого датчика – измеряемый параметр. Если говорить об автомобильных датчиках, то основных групп измеряемых параметров несколько. Среди них:

  • давление, есть датчик давления абсолютного, гидростатического, определяющий разность давления, давление разрежения и избыточное, среди основных датчиков, которые присутствуют на современных легковых автомобилях, датчик давления топлива  (если двигатель инжекторный), датчик давления шин, датчик давления масла (порой он еще и температуру измеряет);
  • расход, относительно легковых автомобилей это может быть расход воздуха (датчик массового расхода воздуха и иные), эту группу измерительных приборов называют расходомерами, причем сам расход определяется с использованием различных методик, в самом простом случае механически, более сложные устройства при помощи ультразвуковых волн, электромагнитных импульсов, есть вихревые и кориолисовые расходомеры;
  • уровень, той или иной жидкости, которые используются в контурах отдельно взятых систем, топлива, самый простой вариант, поплавковый датчик уровня топлива отмечали, помимо поплавковых датчики уровня бывают емкостными, ультразвуковыми, еще реже встречаются радарные и кондуктометрические;
  • контроль эмиссии выхлопных газов, тут все зависит от того какой двигатель установлен, в основном это датчик кислорода (лямбда-зонд, зачастую не один), есть датчики, которые определяют, например, концентрацию некоторых химических соединений;
  • температура, датчик температуры, классический пример датчик температуры двигателя (охлаждающей жидкости), в зависимости от комплектации встречаются и другие, способ измерения может отличаться;
  • положение того или иного компонента в определенный момент времени относительно иных компонентов, особо актуально для двигателя и его элементов, что дает возможность формировать оптимальную по своему составу ТВС (топливно-воздушную смесь), к таким измерительным устройствам относятся датчик коленвала, датчик положения дроссельной заслонки, датчик распредвала, датчик холостого хода, датчик детонации, относительно других систем датчик парковки, датчик АБС и прочие;
  • скорость, традиционный датчик скорости и датчик спидометра.

Существует и множество других датчиков, тот же датчик дождя, прочие. Рассмотрим более детально основные датчики, их функции, отталкиваясь от назначения и систем, за работу которых они отвечают.

Автомобильные датчики – функциональное назначение

Датчики в современном автомобиле позволяют решать множество задач и обеспечивать работу большинства систем, оптимальное функционирование двигателя, отвечая за пассивную и активную безопасность, формируя условия для комфортной эксплуатации. Рассмотрим основные датчики и их функциональное предназначение.

Датчики двигателя и взаимосвязанных систем

Начнем с двигателя и его ЭСУД. Именно здесь сконцентрирована самая большая, скажем так, группировка датчиков, причем они напрямую связаны с системой питания и выхлопной системой как минимум. Задач несколько – обеспечить формирование оптимальной по своему составу ТВС, рабочую температуру двигателя, гидродинамическое трение и дополнительно снизить концентрацию некоторых химических соединений в выхлопных газах. Реализуются эти задачи путем изменения концентрации кислорода и его процентного соотношения к объему топлива, изменения момента подачи топлива в цилиндры, регулировки зажигания (если двигатель бензиновый) и рядом других способов. Среди основных датчиков двигателя:

  • датчик коленвала (он же сокращенно ДПКВ, а еще датчик ВМТ, синхронизации, реже фаз), надобен для измерения текущего углового расположения коленвала, его частоты и направления вращения;
  • датчик распредвала, определяет угловое расположение компонентов ГРМ по отношению к коленвалу, этот датчик и датчик коленвала работают в паре;
  • датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), рассчитывает расход подаваемого воздуха для формирования оптимального состава ТВС, иногда в зависимости от способа измерения вместо ДМРВ может ставиться ДТВ (датчик температуры воздуха (входящего)), работающий в паре с ДАД (датчик АБСолютного давления (MAP), он находится во впускном коллекторе, задача аналогичная);
  • датчик детонации, используется для расчета вибрации двигателя с целью предупреждения самовоспламенения неконтролируемого ТВС;
  • датчик положения педали акселератора (педали газа), помогает устанавливать нужное положение дроссельной заслонки, а если установлена автоматическая коробка, то есть и дополнительная функция – включение режима так называемого «кик-даун» (это резкое ускорение машины за счет включения понижающей передачи).

Отметим еще датчик температуры воздуха, подающегося во впускной коллектор, датчик вентиляции и давления картерных газов (при наличии соответствующей системы). Если двигатель турбированный, то может ставиться и датчик давления наддува (нагнетания воздуха непосредственно в турбину).

Работа двигателя зависит от систем питания, охлаждения, смазки и выхлопной системы. Поэтому в этих системах используется огромное количество датчиков. О них далее.

Датчики систем, обеспечивающих работу двигателя

Начнем с системы питания и ветерана – это датчик уровня топлива, он ставился даже тогда, когда об ЭБУ и ЭСУ (включая ЭСУД) никто и не слышал, о функциональном назначении понятно из названия. В любом автомобиле он есть и сейчас.

Далее, когда начался отказ от карбюраторных моторов в пользу инжекторных, топливо стало подаваться во впускной коллектор и/или цилиндры под определенным давлением. Появилась необходимость ставить соответствующий датчик давления топлива .

Датчик положения дроссельной заслонки (потенциометр), как понятно из названия, дает возможность определять текущее положение дроссельной заслонки в бензиновых моторах, что позволяет установить оптимальный момент и величину впрыскиваемого топлива, помимо этого момент зажигания. Зачастую с ним в паре работает и датчик холостого хода, хотя это по своей сути исполнительное устройство, но никак не датчик, это клапан, просто так назвали. Он позволяет подавать воздух в двигатель в обход дроссельной заслонки.

Если в топливном баке установлен абсорбер, то может ставиться датчик АБСорбера, хотя по своей сути это клапан, контролирующий давление паров бензина внутри бака. Когда двигатель дизельный и стоит топливный фильтр-сепаратор, то может использоваться датчик уровня воды в нем, чтобы не проверять периодически на глаз. Отметим и датчик опережения впрыска топлива.

В выхлопной системе бензиновых двигателей установлен датчик кислорода, определяющий концентрацию кислорода в отработавших газах. Причем таких датчиков может быть и два, один до катализатора, второй после. Еще одно устройство, которое встречается реже, – датчик температуры выхлопных газов, ставится в выпускном коллекторе – задача обеспечить оптимальный состав ТВС, предотвратить превышение пороговой температуры и, как следствие, детонации. Подобное измерительное устройство есть и в выхлопной системе дизельных моторов, ставится перед сажевым фильтром. Чтобы определить концентрацию определенных химических соединений в выхлопных газах тоже ставятся соответствующие датчики, например, оксида азота. Если установлена система рециркуляции выхлопных газов то порой ставиться зачастую проблемный датчик давления EGR (по сути клапан), там же и DPFE датчик.

В системе охлаждения двигателя есть еще один ветеран – датчик температуры охлаждающей жидкости. Он позволяет определять рабочую температуру двигателя, чтобы не допустить его перегрев или недогрев. Зачастую еще отвечает за работу вентилятора (их бывает несколько) принудительного воздушного охлаждения, а иногда ставится и обособленный датчик вентилятора.

В системе смазки часть моторного масла подается на определенные детали двигателя под давлением, чтобы его регулировать ставится датчик давления масла. Сейчас «для ленивых» придумали датчик уровня масла, хотя он всегда измерялся щупом. И еще встречается датчик температуры моторного масла. Измеряет его температуру, чтобы не допустить перегрева, из-за которого теряются свойства, та же вязкость и снижается эффективность как минимум смазки.

В системе зажигания порой ставится датчик зажигания (точнее пропусков зажигания).

Датчики других систем

В нашем техцентре созданы все условия и имеются специалисты, которыми выполняется обслуживание и замена датчиков других систем, помимо тех что обозначены выше. Ключевое значение имеют при этом системы активной и пассивной безопасности.

Так в тормозную систему современных автомобилей зачастую интегрирована антиблокировочная система (АБС), один из основных компонентов которой датчик АБС, определяющий скорость или частоту вращения колес, поэтому его еще называют не иначе как датчик скорости (ДСА). Он же помогает в работе при наличии системы курсовой устойчивости, антипробуксовочной, адаптивного освещения, контроля давления в покрышках и ряда других систем, трансмиссии (автоматической коробки при переключении передач). Точнее датчиков ABS может быть по количеству колес, передние, задние, левые и правые, четыре всего (все от конструкционной схемы зависит). Датчик спидометра позволяет определить общую текущую скорость автомобиля, что дает возможность поддерживать требуемый скоростной режим движения в зависимости от дорожной ситуации. Ставятся порой и датчики, контролирующие давление тормозной жидкости в гидроприводе основной тормозной системы, определяющие износ тормозных колодок и дисков, положение подушек безопасности и отвечающих за их срабатывание, BAS (вакуумного усилителя тормозов), SRS.

Активно используются измерительные устройства в ходовой части, например, датчик давления шин, определяющий текущее давление атмосферного воздуха в покрышках, а еще датчики положения кузова, клиренса (дорожный просвет), крена, поперечного, вертикального и продольного ускорения, открывания капота, концевые выключатели (датчики закрывания дверей), давления в амортизаторах и прочие.

Есть свои датчики в трансмиссии, среди них датчик частоты вращения колеса, температуры трансмиссионной жидкости, режимов работы и положения селектора в автоматических коробках, включения сцепления и нейтральной передачи в механических коробках, в системах полного привода подключения переднего (заднего) моста, раздаточной коробки (повышенной/пониженной передачи), температуры трансмиссионного масла в заднем мосте.

Устанавливаются измерительные устройства и в компоненты рулевого управления. Отметим датчик угла поворота руля, определяющий его такие параметры как относительный и абсолютный (направление) угол поворота, угловую скорость и ряд других параметров. Активно задействуется в системе курсовой устойчивости, так называемой активной подвеске, круиз-контроле (речь об адаптивном), активного рулевого управления, адаптивного освещения, движения в полосе, для работы электрогидроусилителя или электромеханического усилителя. Отметим датчик насоса ГУР (гидроусилителя, если он установлен).

Широкая группа датчиков обеспечивает сервисные функции, отвечая за комфортность эксплуатации. Среди них отметим датчик дождя, отвечает за автоматическую работу стеклоочистителей, датчик парковки (парктроник, бесконтактного типа, бывают передние и задние, помогают парковаться). На ряд моделей ставятся датчики, определяющие температуру воздуха в салоне, обеспечивая работу системы климат-контроля, и за бортом, наружного воздуха. Раз уж заговорили о системе кондиционирования, отметим и датчик АБСолютного давления кондиционера, (если установлен), который тоже порой требует замены, а еще температуры хладагента, существуют и другие.

Уровень освещенности контролирует датчик света (освещенности), обеспечивая оптимальную работу фар головной оптики. Кстати, он и датчик дождя, как правило, работают в паре, совмещены. Существует и множество других подобных устройств. Назовем кратко наиболее часто встречающиеся. Среди них датчики включения стоп-сигнала (лягушка), включения фонарей заднего хода, уровня жидкости в бачке стеклоомывателя и бачке системы охлаждения, загрязнения воздуха в салоне, занятости сидения, хвата руля, мертвой зоны, дистанции, частоты вращения DSC. На некоторых моделях ставятся датчики неровности дорожного полотна, защиты пешеходов, подогрева сидений, запотевания стекол, включения света, температуры автономного отопителя, положения стекла (если установлены электростеклоподъемники) и прочие.

В обзоре отметили лишь небольшую часть датчиков, которые могут устанавливаться на современный легковой автомобиль. Фактически их на порядок больше и чем выше сегмент автомобиля и богаче комплектация, тем больше датчиков, особенно сервисных, отвечающих за комфорт и безопасность эксплуатации, устанавливаются. Оттого так актуальны их обслуживание и замена по мере надобности.

Потребуется в Казани обслуживание и замена датчиков, купить датчик, в частности, датчики КИА, датчики Лада, датчики Форд, датчики Шевроле, датчики Опель, датчики Мазда, датчики Хендай, датчики Дэу, датчики Рено? Надобна профессиональная, квалифицированная информационная поддержка, есть вопросы по использованию датчиков в различных, в том числе обозначенных выше, системах с учетом особенностей их конструкции, специфики, которую они имеют, условий эксплуатации? Воспользуйтесь контактами, опубликованными на нашем автопортале! Звоните, пишите, приезжайте к нам в «Гвардейский»! Поможем в обязательном порядке. Работаем без выходных.


Действующие акции

Подпишитесь на наши рассылки