До того как наши дороги заполонили вездесущие Hyundai Solaris и Volkswagen Polo, титул бестселлеров успели на себя примерить и Ford Focus, и Chevrolet Cruze и Mazda 3. В свое время выбор среди седанов и хэтчбеков гольф-класса был просто огромный. С более компактными автомобилями ситуация была не столь радужной. Звезд в B-классе было заметно меньше. Одна из них – Hyundai Getz. В свое время Getz встречался лишь немногим реже, чем сейчас Vesta, Rio или Solaris. Актуален Hyundai Getz и сейчас. Но только для тех автолюбителей, кто подыскивает для себя очень дешевый автомобиль, который при этом не должен потребовать серьезных затрат при эксплуатации и ремонте.
Свой первый шаг к успеху на нашем рынке компания Hyundai сделала именно с Getz. Компактный хэтчбек изначально не стремился поразить потенциальных покупателей сногсшибательным дизайном, выдающимися ездовыми характеристиками или широким списком оборудования. Ставка была сделана на качественную сборку, проверенные временем технические решения, простоту обслуживания. Набор из этих качеств приглянулся не только нашим автолюбителям, но и покупателям из Южной Кореи, Японии и Южной Америки. В зависимости от рынка привычный нам Getz мог носить как имя Click, так и аббревиатуру TB. В конструкции Getz нет место сложным решениям. В передней подвеске инженеры использовали схему McPherson, сзади использована простейшая скручиваемая балка. Что касается силовых агрегатов, которые специалисты Hyundai разрабатывали с инженерами Mitsubishi, то всех их можно записать в так называемую «старую гвардию». Туда же можно записать архаичный по современным меркам 4-ступенчатый «автомат».
К сожалению, отыскать экземпляр Хендай Гетц с обширными очагами коррозии большого труда не составит. В большинстве случаев ржавчина является следствием постоянной эксплуатации в крупных городах, где на дороги высыпаются сотни тысяч тонн реагентов, и недостаточной заботы об автомобиле. В том, что старенькие Getz бывают редкими гостями на мойках, нет ничего удивительного. Впрочем, у заботливых владельцев кузов обычно находится в относительно неплохом состоянии. Дефекты можно встретить на задних арках, порогах, в нижней части дверей, но для автомобилей такого возраста это простительно. Кстати, многие владельцы Getz уверены в том, что кузов их автомобиля оцинкован. На самом деле это не так. В том, что на местах сильных сколов металл не торопится покрываться рыжим налетом стоит благодарить не оцинковку, а качественно проведенную обработку и сам кузовной металл, качество которого оказалось на довольно высоком уровне.
Впрочем, корейцам в любом случае приходилось на чем-то экономить. И если на молодых экземплярах следы экономии были незаметны, то с возрастом они становятся все более явными. Колесные арки Getz практически никак не защищены. Слой антигравийного покрытия на порогах также оказался очень тонок. Сэкономили инженеры Hyundai и на дверных уплотнителях, из-за чего влага имеет возможность просочиться в салон. Мокрые салонные коврики и конденсат, собирающийся между крышей и обивкой потолка, для Hyundai Getz не редкость. Повышенная влажность долговечности кузовного железа, естественно, никак не способствует. При выборе подержанного экземпляра заглянуть под ковер багажника и салонные коврики стоит обязательно. Это позволит оценить, насколько коррозия поразила внутренние швы кузова. Столь же скрупулезно стоит осмотреть подкапотное пространство. А поскольку на большинстве Getz под капотом все покрыто пылью вперемешку с маслом, придется запастись ветошью и специальной химией, с помощью которых можно будет оттереть от грязи швы моторного отсека и чашек подвески. Заодно это поможет определить битые экземпляры. Качественным восстановлением недорогих Getz после ДТП никто не занимаются, так что следы ремонта «на скорую руку» будет заметить не трудно.
А вот на состоянии оптики и бамперов серьезно внимание можно не заострять. Если автомобиль специально не готовился к продаже, передние фары наверняка будут затерты, а на бамперах будут иметься следы от неудачных парковок. Тем более, что пластик, из которого изготавливаются бампера Getz, оказался очень хрупким и зачастую трескается даже при неаккуратной парковке в сугроб. Если есть желание придать автомобилю как можно более свежий вид, их можно заменить сразу же после покупки. Благо, что даже оригинальные оптика и бампера на Getz стоят совсем недорого. Желающим сэкономить еще больше, можно поискать продукцию от китайских производителей. По качеству она будет чуть хуже оригинала, но и ценник при этом будет еще ниже.
Из-за не самых долговечных уплотнителей уже после пробега 70-80 тысяч километров пороги Getz покрываются слоем пыли буквально через пару дней после мойки. Оставляет желать лучшего и ресурс ограничителей дверей. Не зря практически на всех подержанных экземплярах двери при открывании-закрывании или немного подклинивают, или неприятно щелкают. С другой стороны, дверные замки и петли Getz оказались вполне надежными. Проблемы с замками, если автомобиль не оборудован центральным замком, могут начаться разве что с приходом сильных морозов. Что касается салона Getz, то ломаться в нем практически не чему. Недорогой жесткий пластик по мере увеличения пробега начинает греметь все сильнее, но, учитывая класс и стоимость Getz, с этим можно и нужно мириться. Равно как с архаичными монохромными дисплеями и кнопками «родом из 90-х годов прошлого века». Из более существенных претензий можно отметить склонность каркаса сидений к коррозии. Зато тканевая обивка кресел оказалась на редкость долговечной. Возраст автомобиля выдаст скорее используемый в качестве наполнителя поролон, который под тяжелыми водителями постепенно теряет форму.
На тех Хендай Гетц, что не оснащены усилителем руля, часто поскрипывает рулевая колонка. После протяжки всех соединений скрипы обычно исчезают. Другое дело, если скрипы сопровождаются ощутимым люфтом рулевого вала. В этом случае стоит готовиться к замене карданчика колонки. На экземплярах с усилителем руля карданчик служит еще меньше. Трапеция стеклоочистителя у Getz изначально очень крепкая, но долгих простоев она не любит. Равно как и снега, скапливающегося в надмоторной нише. Чаще всего трапецию приходится менять или из-за подклинивания втулок и рычагов, или из-за проблем электрического характера. С задним дворником проблем больше. Шестерни его моторедуктора оказались слишком слабыми и при постоянном пользовании дворника стираются довольно быстро. В теории задним дворником можно пользоваться как можно реже, но тогда его механизм начнет закисать.
В механизме ручных стеклоподъемников со временем начинает корродировать направляющие стекол. Стекло при этом начинает подниматься и опускаться с большим усилием, но внимание на это обращают далеко не все. Как итог – поломка редуктора. Впрочем, заменить направляющие и вышедшую из строя деталь не сложно и недорого. От перекоса и коррозии направляющих страдают и электрические стеклоподъемники. Не зря бывалые владельцы Getz не жалеют смазывающей жидкости для направляющих. Еще один слабый механизм Hyundai Getz – вентилятор климатической системы. После пробега в 120-150 тысяч километров он обязательно потребует переборки и смазки. До этого пробега многие владельцы сталкиваются со слетающими тросами заслонками системы вентиляции. Нередко подводят тросы, отвечающие за отпирание лючка бензобака и багажника. Со временем они начинают коррозировать и закисать, что не лучшим образом сказывается на их работе.
Электрических систем в Hyundai Getz немного. В том числе и благодаря этому в первые 6-7 лет эксплуатации корейский автомобильчик проблем по электрике практически не доставлял. С возрастом, когда обслуживанием и ремонтом автомобиля начинают заниматься гаражные электрики, проблем становится больше. А как иначе, если в целях экономии владельцы начинают использовать самую дешевую проводку, китайские датчики, бывшие в употреблении генераторы. Свой вклад вносит и самодельный тюнинг в виде установленных в гаражных условиях сигнализаций, магнитол или датчиков парковки. Нередко горе-мастера, готовые выполнить работу «за копейки», наспех делают скрутки, а то и вовсе прокладывают новую проводку прямо под напольным покрытием. Но если удастся найти Getz, электрика которого не успела пострадать от постороннего вмешательства, серьезных проблем с ней не будет. Главное – следить за сухостью напольного покрытия и функционированием дренажа моторной ниши. В противном случае влага рано или поздно доберется до электрических разъемов, после чего автомобиль начнет «глючить».
Все силовые агрегаты Хендай Гетц, над разработкой которых трудились инженеры Mitsubishi, хороши. Экземпляры с мотором объемом 1,0 литра на нашем рынке практически не встречаются. У большинства Getz под капотом находятся силовые агрегаты объемом 1,1 и 1,3 литра. После рестайлинга в линейке силовых агрегатов произошли изменения: Getz получил бензиновые двигатели объемом 1,4 и 1,6 литра. С точки зрения надежности претензий нет и к ним. Впрочем, важно понимать, что даже несмотря на чугунный блок и солидный запас прочности у поршневой группы, силовые агрегаты Getz не в состоянии продержаться до первого капитального ремонта даже 400 тысяч километров. Обычно к отметке в 120-150 тысяч километров моторы начинают немного подъедать масло, после чего масляный аппетит только усиливается. Во многом этому способствуют подтекающие сальники, отработавшие свой ресурс маслосъемные колпачки и возможные перегревы мотора. К пробегу в 200-250 тысяч расход масла увеличивается еще больше, после чего большинство владельцев решаются на полноценный капитальный ремонт.
Срок замены ремня в приводе ГРМ – каждые 60 тысяч километров. На 16-клапанных моторах каждые 150-170 тысяч километров придется менять цепь ГРМ, которая связывает распредвалы и успокоители. Из мелких проблем можно отметить загрязнение дросселя и регулятора холостого хода, что приводит к появлению плавающих оборотов. При пробегах за 100 тысяч километров владельцы Хендай Гетц часто слышат стук в районе газораспределительного механизма. Его причина – отказавшие гидрокомпенсаторы. Обычно выход гидрокомпенсаторов из строя бывает спровоцирован не самым качественным маслом или несоблюдением интервалов его замены. Пробег в 100-150 тысяч километров становится критичным для проводки, датчиков и катушек. К тем же 150 тысячам километров потребует повышенного внимания катализатор. Он постепенно начинает «пылить», что серьезно уменьшает ресурс мотора. Если ничего не предпринять, капитальный ремонт силового агрегата ждать себя не заставит. Отдельного внимания требует воздушный фильтр. Точнее – правильность его установки.
Бытует мнение, что механическая коробка Getz после рестайлинга стала надежнее. Но это не совсем так. Вне зависимости от года выпуска автомобиля, «механика» способна преподнести несколько неприятных сюрпризов. Слабое место механической коробки – выжимной подшипник. Зачастую он начинает немного подвывать уже при пробеге в 70-80 тысяч километров. Откладывать замену «голосящего» подшипника нив коем случае нельзя. В лучшем случае это приведет к образованию выработки на лепестках корзины и повреждению вилки переключения, в худшем – к повреждению корпуса коробки. К отметке в 100 тысяч километров в механической коробке Getz требует замены подшипник первичного вала. Сам вторичный вал начинает шуметь чуть позже. В итоге к пробегу в 150 тысяч километров приходится перебирать чуть ли не всю коробку.
Механическая коробка Getz очень чувствительна к грязному маслу. Те, кто не желает тратиться на масляный сервис, обязательно столкнуться с преждевременным износом шестерен коробки и дифференциала. Затягивать с ремонтом нельзя и в этом случае. Иначе дифференциал заклинит, после чего главная пара и корпус неминуемо получат серьезные повреждения. Во многом быстрый износ деталей коробки вызван их посредственным качеством. Однако, свой вклад вносят и склонные к подтеканию сальники коробки, из-за чего уровень трансмиссионной жидкости в «механике» постепенно становится меньше. На этом фоне недостаточно четкий привод механической коробки кажется сущей мелочью. Корейский хэтчбек изначально не мог похвастаться выверенными переключениями, а с возрастом ситуация только усугубляется. Винить в этом стоит растягивающиеся тросы и изношенные шарниры.
Автоматическая коробка Getz по уровню надежности у «механики», как минимум, не выигрывает. С другой стороны, говорить о каких-то серьезных проблемах, также не приходится. В среднем на дорестайлинговых хэтчбеках автоматическая коробка без проблем служит по 140-160 тысяч километров, после чего начинаются небольшие проблемы. После обновления «автомат» стал надежнее, благодаря чему пробег, при котором появляются первые проблемы, сдвинулся к отметке в 200-220 тысяч километров. И это не предел. Известны случаи, когда автоматическая коробка Getz выдерживала более 300 тысяч километров.
Конструктивно «автомат» Getz неплох, но ситуацию испортило использование комплектующих не самого высокого качества. Ресурс датчиков и соленоидов оказался слишком мал, а неэффективная система охлаждения способствует перегревам. Слабым местом оказался барабан Direct Clutch, втулка которого разбивается слишком быстро. Это в свою очередь приводит к утечке трансмиссионного масла и повреждению маслонасоса. Как правило, у спокойных водителей барабан выдерживает около 200 тысяч километров. У тех обладателей Getz, кто предпочитает ездить активно, он порой не выдерживает даже 150 тысяч километров. Не удивительно, что на большинстве Getz первых лет выпуска автоматическая коробка требует капитального ремонта. Возможно, при покупке лучше ориентироваться на те экземпляры, где «автомат» был недавно отремонтирован.
После 2005 года компания Hyundai стала использовать новый «автомат» серии A4CF, но массово устанавливаться на Getz он стал только в 2008 году. И это к лучшему, поскольку ранняя версия этой коробки, которая иногда встречается на дорестайлинговых автомобилях с мотором объемом 1,6 литра, оказалась очень проблемной. К 2008 году коробку основательно доработали, после чего претензий к ее механической части не осталось вовсе. В среднем до замены накладок блокировки гидротрансформатора и фрикционов коробка успевает прослужить не менее 220-250 тысяч километров. Раньше этой отметки выходит из строя только маслонасос. Причина – редкая замена трансмиссионной жидкости и не самая эффективная фильтрация грязного масла. Повышенного внимания требует хрупкая проводка соленоидов. Она очень боится повышенных вибраций, так что с заменой вышедших из строя опор силового агрегата и коробки лучше не затягивать.
Подвеска корейского хэтчбека проста и вполне надежна. Малым ресурсом (всего 50-60 тысяч километров) огорчили только родные амортизаторы, но на всех без исключения подержанных экземплярах они уже заменены. Неоригинальные амортизаторы служат дольше. По ресурсу остальных «расходников» подвески Getz делать какие-то прогнозы также едва ли уместно. У большинства автомобилей родные детали или заменены, или доживают последние дни. Как результат – то, как часто придется заниматься ремонтом подвески, будет напрямую зависеть от того, насколько качественные «расходники» использовал предыдущий владелец. Впрочем, бояться Getz с изношенной подвеской точно не стоит. Даже ее полная переборка окажется относительно недорогой.
В самых доступных версиях Getz использовались задние барабанные тормоза, в более дорогих – дисковые. Кроме этого в самых доступных версиях не было даже антиблокировочной системы, которая в наших условиях лишней точно не будет. При выборе между дисковыми и барабанными тормозами стоит понимать, что барабаны гарантируют отсутствие проблем лишь при относительно небольших пробегах. По мере его увеличения задние дисковые тормоза будут выглядеть предпочтительнее даже несмотря на то, что тормозные колодки на задней оси служат всего 30-35 тысяч километров. Что касается типичных проблем с тормозной системой, то их нет. Заранее следует смириться разве что с тем, что по современным меркам тормозит Hyundai Getz недостаточно эффективно. Но и эту проблему владельцы решают, успешно устанавливая тормозные диски большего диаметра.
Базовая версия Getz гидроусилителем руля не оснащалась вовсе. Реальные владельцы этой модели уверяют, что без него вполне можно обойтись. Главное – отказаться от привычки крутить рулем на стоящем автомобиле. На более дорогих версиях с моторами объемом 1,4 и 1,6 литра после обновления использовался гидравлический усилитель руля. Претензий к нему почти нет. Как минимум 150 тысяч километров рейка прослужит без стуков. Если все это время владелец старался объезжать разбитые участки дорог и обновлял жидкость усилителя руля, рейка без проблем будет служить дальше. Неприятностей можно ждать скорее от трубки высокого давления, которая с возрастом все сильнее начинает страдать от коррозии. До рестайлинга на Getz устанавливался электрический усилитель руля. Проблем с ним гораздо больше. Скачущее напряжение в бортовой сети, низкий ресурс рулевой рейки и карданного вала рулевой колонки (всего 50 тысяч километров), не самые надежные датчики – основные, но далеко не все проблемы электрического усилителя.
Подержанный Hyundai Getz легко купить, соблазнившись его привлекательной ценой. Но рассчитывать на то, что его эксплуатация окажется столь же дешевой, не приходится. Хитрые корейцы здраво рассудили, что покупатели новеньких Getz едва ли будут переживать по поводу не самого высокого запаса прочности многих узлов и агрегатов. Так и вышло. В гарантийный период корейский хэтчбек действительно проблем практически не доставлял. Другое дело сейчас, когда абсолютное большинство автомобилей успело накатать от 150 до 250 тысяч километров. И хуже всего то, что откладывать решение многих проблем в случае в Getz нельзя. В противном случае в ближайшем будущем придется нести еще более серьезные расходы. С другой стороны, при правильном выборе автомобиля и тщательной диагностике его перед покупкой, Hyundai Getz может стать неплохим выбором. Ценник на подержанные Getz стартует с отметки в 120-130 тысяч рублей. Самые дорогие экземпляры с заявленным пробегом до 50 тысяч километров (насколько такой пробег реален для 10-летнего автомобиля – отдельный вопрос) оцениваются в 410-430 тысяч рублей.
Технический центр «Гвардейский» предлагает ремонт и техническое обслуживание Хендай Гетц, согласно регламента, на территории работает магазин запчастей для Хендай, также можно пройти техосмотр, оформить полис ОСАГО, также для постоянных клиентов действует система скидок .