Когда в 2001-м Hyundai выкатил на подиум свой новый Getz, мнение критиков свелось к тому, что «годы учёбы для корейцев закончились и внушающий доверие автомобиль выехал на широкую дорогу». Да и после близкого знакомства, не выявляющего никаких серьёзных недостатков в смеси мини-фургона и легковушки, экспертам и потребителям машина казалась милой и аккуратной, безобидной и непритязательной.

Супермини с тремя и пятью дверями, выпускавшийся корейским производителем десять лет, разошёлся почти по всему миру (кроме Штатов, Канады и Китая). Дома он ездил под псевдонимом Click, в Индии - Getz Prime, в Японии - TB ("Think Basic"), в Малайзии сменил шильдик на Inokom, а в Венесуэле на Dodge Brisa. После запуска в Европе i20 (2008), а в Корее Accent RB (2010) популярностьГетца сошла на нет, и в 2011-м производство прекратилось.

Преимущества:

  • маленький, но серьёзный автомобиль;
  • баланс производительности и экономичности;
  • низкая цена.

Недостатки:

  • крохотный багажник;
  • невысокое качество сборки/отделки;
  • эргономика так себе;
  • отсутствие многих полезных технологий, в т.ч. ABS.

Маркетинг и производство

Вскоре после раскрытия на Tokyo Motor Show-2001 концепт-кара с шильдиком TB состоялась мировая презентация Getz в Женеве. Он разрабатывался в германском инженерном центре Hyundai (Франкфурт), а строился в корейском Ульсане, индийском Ченнае и нескольких других странах для местных продаж.

Осенью 2005-го во Франкфурте показали обновлённый вариант Getz. Он получил изменённый дизайн фронта и тыла, скруглённые фары и переделанную решётку, а также новые двигатели - бензиновый 1,4-литровик и специфический вариант 1,5-литрового дизеля (для Европы), модернизированную приборную доску и улучшенную отделку салона. Кое-какие страны (например, Великобритания), получили «продвинутый» Getz с кондиционером и боковыми подушками безопасности в виде стандартного оборудования. Рестайлинговый хэтч, однако, не был предложен повсеместно, и местные подразделения Hyundai во многих регионах продолжали продавать старые версии вплоть до полного снятия с производства.

Интересно, что в Венесуэле, где Гетц собирался на месте с 1,6-литровым бензиновым двигателем, спаренным с 5-ступенчатой МКП или 4-скоростным автоматом, сборка продолжалась аж до 2014 года. Кроме того, там, где имелись оснащённые нужным оборудованием заводы, автомобиль выпускался с CNG-комплектом, позволяющим двойное использование бензина и природного газа. В целом, хэтч был скромным, с дешёвой отделкой и слабеньким мотором, зато в 2009-м вышел тиражом в 300 единиц с кожаным салоном, по-спортивному отделанным кузовом, встроенными в зеркала повторителями поворотников и прочими модными штучками.

Австралийцы и новозеландцы в 2008-2011-м успели порадоваться чисто электрическому варианту Getz - Blade Electron. Он впечатлял скоростью, доходящей до 120 км/ч, и диапазоном хода свыше 100 км на полном заряде.

В конце 2008-го был введён i20, заменивший Getz почти везде, а на смену южнокорейскому Click пришёл Accent WIT. В Европе i20 и Getz продавались вместе вплоть до 2011-го, тогда как другие регионы попрощались с мини-хэтчем ещё в 2010-м из-за переключения снимания на более совершенный i20 и ужесточившихся экологических требований Euro 4. Страны, не имевшие i20 или Accent, в качестве замены Гетцу предложили i10.

Особенности модели

После фейслифтинга 2005 года, когда среди прочего были улучшены двигатели, Getz получил визуальные изменения, чтобы идти в ногу с Opel Corsa. Он сиял в своей разумной простоте. Это была скромная маленькая машина без излишеств (ранние модели имели весьма скудную комплектацию), довольно симпатичная и надёжная по тем временам. Главное, автомобиль делал то, о чём говорилось в рекламных проспектах - был практичным в повседневном использовании бодрым городским компактом с дешёвым обслуживанием и достаточным временем между заправками, чтобы считаться экономичным.

Ремоделирование изменило конструкцию и вид бамперов, решётки и оптики. Длина выросла с 3810 мм до 3825 при той же колёсной базе (2455 мм), а снаряженная масса увеличилась с 930 до 1104-1137 кг. В салоне появились модернизированные передние сиденья и панель приборов, боковые подушки безопасности, ремни с преднатяжителями и кондиционер (ранние версии предлагали их только в качестве дополнительной опции, чтобы сохранить низкую цену, но Hyundai быстро понял, что это неприемлемо для требовательных европейцев и расширил стандартную комплектацию).

В 2004-м автомобиль был протестирован экспертами Euro NCAP, получив общий рейтинг в четыре звезды. Его описали как «разумно сбалансированный» и «в целом хороший» в плане безопасности взрослых и детей. Было замечено, впрочем, что производитель мало что предпринял для защиты пешеходов и снабжении водителя вспомогательными средствами. В 2008 году, уже после рестайлинга, Getz был испытан австралийским ANCAP, но не улучшил результат, получив те же четыре звезды из пяти возможных и 25,3 балла из 37. Вердикт был неутешительным: «хуже среднего» по защите пассажиров при аварии и лишь 1 из 5 звёзд по предотвращению серьёзных травм водителя.

Впрочем, это не помешало модели получать награды и до, и после тестирования. В числе её званий «Лучший маленький автомобиль Австралии» в 2003 и 2005 годах, «Шотландский малый автомобиль года» в 2003-м, «Лучший бюджетный автомобиль 2003 года» по версии британского «What Car?», «Бестселлер-2003» в Дании, «Автомобиль 2004 года» в Португалии (с 1.5L CRDI) и «Автомобиль 2005 года» в России (малый класс).

Альтернативные варианты

Для богатых в июле 2006-го Хёндэ выпустил Getz Cross с расширенными удобствами, приподнятым дорожным просветом и пышным оформлением в виде чёрно-серебристой отделки бамперов, боковых панелей и колёсных арок, с окружённой хромом решёткой радиатора и рейлингами, позволяющими транспортировать громоздкие предметы вроде горных велосипедов. Мощный характер Getz Cross подчеркивался шинами 195/45 R16 на 16-дюймовых легкосплавных дисках, а внутри имелся кондиционер, дистанционный вход без ключа и коврики с вышитым логотипом «Cross». Стандартно он приходил в жёлтом цвете, а за дополнительную плату (390 евро) в металликах - красном Tango Red или синем Sky Blue.

В начале 2007 года Hyundai выпустил 3000 экземпляров ещё одной версии Getz - Hit. Автомобиль был дороже обычного почти на 3000 евро и тоже предлагался с уникальной внешней и внутренней отделкой.

Комфорт и практичность

Getz продавался с тремя или пятью дверями, но большинство покупателей выбирало последний вариант как наиболее удобный. Машина была довольно высокой (почти 1,5 метра) и широкой (1,67 м). Дополнительная высота Гетца существовала не только для стиля - она подстраивала автомобиль под рослых людей, размещая пассажиров почти вертикально. В переполненном городе можно было легко использовать его в качестве семейного транспорта. Пространства на передних сиденьях было достаточно для пары полноразмерных взрослых, а в задней части для трёх подростков. 290-литровый багажник был скромным, но адекватным для мини-хэтча, а складная спинка заднего сиденья позволяла увеличить грузовместимость при необходимости.

Приборная панель представляла собой простой макет с обычным попурри из ручек, кнопок и циферблатов. Плоские участки жёсткого пластика и простейший дизайн делали интерьер дешёвым на вид, напоминая владельцу о низкой цене транспортного средства. Эргономика средняя. Всё хорошо освещалось, приборы легко читались, а найти удобное сидячее положение предлагалось при содействии регулируемого по высоте рулевого колеса. Но не всем водителям это удавалось - машина не была рассчитана на пилотов с нестандартной комплекцией. Также не радовало неуклюжее сложение сидений - тяжелое и неудобное, требующее много шагов. Зато в обмен на ваши усилия появлялось полезное плоское пространство для груза - вот почему машину охотно покупали службы доставки.

На дороге

Здесь хороший компромисс между спортивной твёрдостью и мягким ходом. Подвеска пропускает внутрь удары только на самых грубых дорогах, и несмотря на отсутствие ESP, обработка поворотов и извилистых участков лишена аномалий. Присутствуют изрядные крены кузова на виражах, но машина ориентирована не на трековые развлечения, а на каждодневные поездки от А до Б, и тут Getz остаётся твёрдым исполнителем. Именно этого и ждут от автомобиля данного класса.

Снаряженная масса хэтча немногим больше тонны. Лёгкие авто должны радовать столь же лёгкой манёвренностью, но тяжелый руль Getz убивает всю надежду на ловкость и бодрую производительность. Даже на низких скоростях Гетц неохотно подчиняется и превращает парковку в муторное занятие. Однако он хорош с точки зрения отношения мощности к общей динамике, особенно при движении вверх по наклонной дороге и быстром прохождении поворотов. Внешний обзор отличный, окружение хорошо просматривается через все окна, о границах автомобиля легко судить.

В 2002 году хэтчбек предлагался с тремя вариантами двигателя: 1.1L, 1.3L и 1.4L (бензин). В 2003-м к ним присоединился 1,5-литровый дизель с тремя цилиндрами по лицензии VM Motori. Гудел он по-деревенски, но высокий крутящий момент на низкой скорости делал его идеальным для дальнобойных поездок в отличие от бензиновых аналогов. В 2005-м 1.1L перерос в новую версию (67 л.с. вместо 63); на место 1.3L (82 л.с.) поставили 97-сильный 1,4-литровик, а новый турбодизельный 110-сильный блок с 4 цилиндрами заменил старый трёхцилиндровик, хотя и не на всех рынках.

Что касается обслуживания, машина оказалась очень неприхотливой. Инженерия настолько проста, что хороший домашний механик мог выполнять техобслуживание без особых проблем. В зависимости от модели и стиля вождения машина потребляла от 5 до 9 л/100 км. Пятиступенчатая механическая КПП и четырехступенчатая АКП присутствовали по всему диапазону. Автомат, правда, вызывал заметную потерю производительности и увеличивал расход бензина, поэтому тестеры его рекомендовали лишь тем водителям, кто тяжело переносит ручное управление в ежедневных коммутациях.

Цены и конкуренты

Новый трёхдверный базовый Hyundai Getz с 1,1-литровым двигателем предлагался всего за 8290 евро, пятидверный - за 8790. Это был один из самых дешёвых автомобилей в сегменте, с которым могла соревноваться разве что Toyota Yaris с идентичной стартовой ценой базовой модели. Те, кто желал сэкономить ещё больше, покупали подержаную машину - через три года она теряла до 43 процентов от первоначальной стоимости.

Нетрудно понять, за что народ любил Getz - это был лёгкий в обиходе, доступный по цене мини-компакт с просторным салоном, способный без суеты перевозить семью из четырех человек и недельный запас бакалеи в багажнике. Он долго служил заботливым хозяевам в роли повседневной малолитражки и пригородного транспортного средства по выходным.

Многие находили конкурентов более интересными. Ford Fiesta, Mazda 2, Honda Jazz, VW Polo, Toyota Yaris, Suzuki Swift - в окружении этих соперников скудная базовая комплектация и оформление Getz заставляли сомневаться в целесообразности такой экономии. Другие при ближайшем рассмотрении машины говорили об удачном компромиссе: эстетическая привлекательность не являлась для них главным приоритетом, зато они получали все возможности современного хэтчбека.

Всё о HYUNDAI Getz

Подпишитесь на наши рассылки