Выбор внедорожника во многом зависит от того, что вы хотите с ним делать. Сейчас рынок предлагает массу компактных спортивно-коммунальных кроссоверов с внешностью крутого грузовика, но сердцем и душой легкового автомобиля. Построенные на платформах обычных пассажирских авто, они частенько имеют полный привод на четыре колеса - реальный плюс на заснеженных дорогах, но далеко не многие способны справиться с реальным бездорожьем. Когда погода портится, они предпочитают оставаться на стоянке.
Kia Sportage 1 поколения - не один из них. Если он выглядит как маленький жёсткий грузовик, то потому, что это так и есть. Kia строила его как «мягкий вездеход», посадив на лестничную раму, дав привод на четыре колеса и двухскоростную раздатку с блокировкой передней и задней оси в суровых внедорожных условиях.
Особенности поколения
Изначально Sportage использовал инжиниринг Mazda Bongo. Эти модели разделили многие компоненты, включая силовой агрегат, КПП (ранние варианты) и т.д. Машина была создана в союзе Киа с Фордом и Маздой, где Ford/Mazda предоставили корейцам свои технологии, а те обеспечили недорогие производственные мощности.
С 95-го по 98-й автомобиль строился германской фирмой Karmann, и европейские покупатели в эти годы получали немецкие версии, тогда как остальная часть мира довольствовалась низкокачественными южнокорейскими вариантами. Они появились в Азии раньше - в июле 1993-го, а до Европы дошли лишь через два года. Это были дешёвые и компактные «4x4», ориентированные на людей с потребностью во внедорожнике, но ограниченных в средствах. Другие азиатские производители вроде SsangYong и Hyundai, последовали примеру Киа только во второй половине 90-х годов.
Sportage продавался как пятидверный SUV или трёхдверный кабриолет с откидным верхом. На старте он предлагался с обычным кузовом, но в 1996-м производитель добавил увеличенную «универсальную версию». В основном её можно было встретить на азиатских рынках под именем «Sportage Grand». Как «grand wagon», она имела удлинённое на 30,5 см (12 дюймов) тело, использующее ту же колёсную базу, и предлагала кое-какие полезные модернизации - например, перемещала запасное колесо с задней двери под пол и увеличивала максимальную багажную ёмкость с 1570 до более 2200 литров.
Годы производства 1-го поколения (NB-7) разнятся в зависимости от региона. В родной Южной Корее оно остановилось в 2002-м. В течение последующего года большинство интернациональных рынков избавилось от первого издания, хотя в кое-каких развивающихся странах оно продержалось вплоть до прибытия следующей генерации в 2004-м, а кое-где задержалось и до 2006-го. Машины были дёшевы, предельно просты и легки в эксплуатации, поэтому пользовались спросом у небогатого населения, проживающего в городе, но часто совершающего вылазки на природу. Но в развитых странах и даже на внутреннем южнокорейском рынке они продавались в совсем небольших количествах, считаясь ненадёжными и небезопасными. К примеру, после поглощения Киа компанией Hyundai модели 1997-2002 года дважды отзывались из-за проблем с задними колёсами во время вождения - те попросту размонтировались на ходу. Что говорить о требовательных европейцах, если даже в Австралии Sportage показал самый низкий результат в краш-тестах ANCAP, заработав одну-единственную звезду из пяти возможных. Мало того что выходили из строя даже такие простые вещи, как ремни безопасности - разрушалась сама структура транспортного средства. Euro NCAP, NHTSA и IIHS даже не брались за испытания первого поколения.
Помимо этого машина была слишком мала, технически примитивна и недостаточно практична, чтобы конкурировать с более сложными, просторными и удобными продуктами Honda, Subaru и Toyota. К тому же базовый Sportage пришёл со скудными 94 л.с., генерируемыми 2,0-литровым мотором с четырьмя цилиндрами; задний привод и пятиступенчатая механическая коробка передач были стандартными. Версия «4x4», особенно в высшем уровне комплектации, была намного лучше - 139 лошадиных сил и стандартный 4WD плюс четырёхступенчатая автоматическая коробка передач, доступная в виде опции. Впоследствии Kia устранила мотор послабее (в 1997), заменив его более сильным двухлитровиком с четырьмя цилиндрами, производящим около 130 лошадиных сил. В том же году компания стала предлагать четырёхступенчатую АКП для 2WD-моделей, а в 1998 году добавила в линейку кабриолет, доступный с 2WD и 4WD. После этого существенных изменений в Sportage первого поколения не было, только незначительные поправки «лица» и внутренние изменения.
Если ваши желания простираются не дальше, чем добраться до офиса в пургу, Sportage может стать верным спутником на долгие годы. Да и за городом он неплох - поля и каменистые тропы для него не проблема. Но покупатели должны избегать ранних версий, ибо они не соответствуют уровням комфорта, производительности и качества, предлагаемым конкурирующими моделями того же периода времени. Если вам непременно нужна эта модель, смотрите на машины после 2000 года. Они немного подтянулись во всех областях, при этом сохранили низкую цену и недюжинные внедорожные таланты в отличие от следующих поколений, превратившихся в обычные кроссоверы.
Дизайн, комфорт и практичность
"Какой милый малыш!" - типичная реакция оптимиста, смотрящего на Kia Sportage в первый раз. Скептики скажут, что машина неуклюжа и предельно проста. Мы воздержимся от оценки внешности этой модели, хотя не уверены, что слово «милый» для неё подходит. Здесь нет отличительной спортивности или свирепой мощи, характерной для истинных внедорожников с их бурным, ищущим приключений характером, но этот кроха длиной чуть больше 4-х метров имеет свой шарм. Его пропорционально сложенную конструкцию с прямыми линиями и функциональным стилем можно назвать если не модной, то соответствующей духу своего времени. Компактные размеры хороши для города, а короткие свесы являются одной из причин, по которой Sportage на бездорожье ведёт себя лучше многих других небольших SUV типа Honda CR-V, Ford Escape и Mazda Tribute. Всесторонняя видимость отличная - спасибо высокой позиции вождения, большим окнам и стройным стойкам крыши, исключающим крупные слепые пятна. Правда, манёвры осложняются штатной запаской на задней двери - она увеличивает габариты автомобиля.
Внутри много жёсткого пластика и простое оформление, но есть и приятные вещи. Например, легко доступные средства управления, электрические стеклоподъёмники, замки и зеркала, кондиционер и удобный подлокотник. Оба передних ковшеобразных сиденья откидываются, а командирское кресло имеет регулируемую поясничную поддержку. Тем, кому не по душе ткань или комбинированная обивка, предлагается опциональный пакет с полным покрытием сидений кожей, а не только вставками.
Один из лучших атрибутов Kia Sportage - свобода, которую дают передние сиденья. На фронте и расстояние для ног щедрое, и высота феноменальна, и по ширине просторнее, чем даже в некоторых крупных внедорожниках вроде Isuzu Rodeo. Рослый водитель с комфортом разместится на своём месте. Но за счёт пассажира сзади. Там более-менее приемлемая высота, но крайне ограниченное пространство для ног - путешественникам с длинными конечностями придётся расставлять ноги, и даже люди среднего роста упрутся коленями в спинки передних кресел. С шириной тоже проблема - третий человек здесь не поместится, даже самому щуплому будет очень тесно. Выход потребует напряжения и акробатических навыков - убедитесь, что сажаете назад невысоких пассажиров в расцвете сил и полном здравии.
Когда дело доходит до перевозки груза, Sportage тоже не блещет. Вместимость багажника можно назвать если не скудной, то умеренной, и в салоне не хватает мест для хранения, что может быть проблемой для семей с детьми. Мелкий кофр не позволяет взять в дорогу больше, чем чемодан с коляской или несколько сумок с продуктами, и, хотя задние сиденья можно сложить для расширения пространства, это не имеет смысла при полном комплекте пассажиров. С удобством проведения грузовых работ тоже не всё хорошо - мешает поднимающаяся недостаточно высоко дверь и всё та же запаска, размещённая сзади. Конструкцию с прикреплённым колесом надо отвести в сторону, и только после этого можно открывать багажник. Это отнимает время и создаёт трудности на тесных парковках.
Двигатели и вождение
Kia предложила для питания первого поколения Sportage несколько двигателей с маздовскими корнями, включая 2,0-литровый рядный бензиновый FE DOHC, генерирующий 95 кВт (128 л.с.), и 2,0-литровый четырёхцилиндровый дизель RF мощностью 83 л.с. В Северной Америке DOHC производил 130 л.с. (97 кВт) и мог совмещаться с приводом на четыре колеса. Модели с дизельными двигателями, в том числе 63-сильным 2,2-литровиком, были в основном ограничены европейскими рынками, как и SOHC-версия 2,0-литрового FE. Этот бензиновый агрегат производил 95 л.с., а с 2000 года стала доступна 117-сильная версия (87 кВт). В качестве КПП предлагалось два варианта - 5-ступенчатая механика и 4-скоростная автоматика.
Производительность и управляемость сравнима с обычным семейным седаном. Но не забывайте, что Sportage имеет квадратные формы и сидит выше от дороги, так что ожидайте больше кренов кузова и чувствительность к порывам бокового ветра. Машина неспешна и весьма прожорлива - разгон до 100 км/ч занимает от 14 до 20 секунд на пути к максимальной скорости в 170 км, а расход топлива с самым ходовым 128-сильным бензиновым двухлитровиком достигает 12-15 л в городе и около 10 на шоссе. Даже с самым экономичным дизелем ожидайте в среднем 9,5 л на 100 км.
Дорожный просвет неидеальный, но и с ним Sportage оказывается способным на умеренном бездорожье. Настолько, что многие полноразмерные 4X4 не всегда решаются отправиться вслед за этим малышом. Можете смело съезжать с проторенной дорожки. Только не пытайтесь совершать подвиги - это способный автомобиль, но всё же не вездеход. Лесные дебри и болота обходите стороной, в глубокий снег тоже не лезьте. Зато в качестве повседневной машины для поездок по асфальту и загородных экскурсий по выходным этот компактный SUV подходит лучше, чем громоздкие внедорожники.
Цены и конкуренты
В 1997-2001-м, покупая машину в Германии, люди отдавали за неё чуть больше 30 000 марок. Сегодня Kia Sportage 1 поколения можно купить в России за 200-350 тысяч рублей, и это один из самых дешёвых способов заиметь неплохой компактный «4х4», учитывая, что целых 76% владельцев до сих пор хвалят свои старые Kia.
Правда, несколько существенных недостатков портят в целом хорошее впечатление - тесный салон, дорогие запчасти, раздражающе нечёткое рулевое управление, подёргивания и колебания скорости, крайне вялое ускорение, высокое потребление топлива... Из-за этого только 47 процентов готовы вновь купить Sportage. Еще 21 процент остаётся верным марке, но предпочитает более крупный и дорогой Sorento. 32% после неудачного опыта с первыми Sportage пошли искать счастье у других производителей. Кто хотел остаться в том же классе, чаще всего выбирал Suzuki Grand Vitara и Chevrolet Niva; кто мечтал вознестись, пересел на Nissan Terrano или Hyundai Terracan. Среди других популярных моделей покупатели рассматривали Suzuki Jimny, Mitsubishi Shogun, Honda CR-V, Toyota RAV4, Ford Escape и Mazda Tribute.