Тормозная система включает как минимум три подсистемы. Одна рабочая (она же основная), вторая запасная (резервная, зачастую как часть рабочей) и третья стояночная. В целом Стояночный тормоз, он же ручной тормоз (сокращенное название ручник), позволяет решать несколько основных задач. Среди них:
Если автомобиль с задним приводом, то зачастую ручник используется как элемент управления, для создания контролируемого заноса. Конструкция стояночного тормоза дает возможность также частично выполнять функции аварийной системы тормозов при выходе рабочей системы из строя.
Такое ключевое значение стояночной тормозной системы обуславливает актуальность обслуживания, а по мере потребности и регулировки ручного тормоза.
Не знаете к кому в Казани обратиться по этому поводу? Воспользуйтесь услугами технического центра «Гвардейский»! Наши специалисты выполняют обслуживание и ремонт стояночной тормозной системы наряду с основной, в том числе по такому направлению как регулировка ручного тормоза. В частности, обслуживаем:
Все необходимое в ходе обслуживания и ремонта ручного тормоза предлагаем купить в нашем автомобильном магазине, где в широком ассортименте представлены запасные части к легковым машинам обозначенных производителей. Качество оригинальных и неоригинальных комплектующих, доступные цены, помощь в выборе, по мере потребности доставку под заказ гарантируем. Предлагаем акции, разработана программа лояльности. Нужно купить запчасти в Казани? Обращайтесь! Обязательно поможем!
Обслуживание стояночного тормоза, выполняемое мастерами нашего автосервиса, подразумевает оказание услуг по трем базовым направлениям. Первое – диагностика, комплексная проверка состояния тормозной системы в целом, стояночной в частности. Выбор диагностических методик предопределяется конструкционными особенностями ручника и принципом его работы (об этом детально поговорим ниже). Среди основных методик проверки:
По результатам проведенной диагностики может потребоваться ремонт ручника, что связано с заменой его компонентов, большинство из которых относится к категории расходных и восстановлению не подлежит. В том числе нашими мастерами выполняется замена ручника в целом или замена отдельных компонентов, та же замена троса ручника (если привод механический и установлен трос ручника), замена колодок ручника, других деталей.
Зачастую после выполнения диагностики стояночный тормоз требует сервисного обслуживания. Его специфика опять-таки предопределяется конструкционными особенностями стояночной системы (об этом еще поговорим). Например, если ручной тормоз механический, то зачастую требуется подтянуть ручник. Регулировка ручника выполняется различными способами. Чтобы было понятно о каких услугах идет речь поговорим о конструкционной схеме стояночного тормоза, его функциях, характерных поломках, ресурсе, признаках износа и методике устранения характерных неисправностей.
Итак, специфика проводимых нашими мастерами работ в рамках техобслуживания и ремонта (восстановления рабочего состояния) стояночной тормозной системы, в том числе по такому направлению как регулировка ручного тормоза, предопределяется, прежде всего, особенностями конструкции системы. В большей мере разговор идет о приводе ручника, а он бывает:
Второй ключевой фактор, предопределяющий специфику и особенности оказываемых нашими специалистами услуг, – особенности конструкции тормозных механизмов рабочих тормозов. Все дело в том что стояночный тормоз очень редко когда работает автономно. Наиболее часто используются схемы, в которых для работы ручника задействуются механизмы основных тормозов. Исходя из этого определяется базовая функция ручника – обеспечить в нужный момент времени работу механизмов тормозов задней оси автомобиля. Специфика, можно сказать так, алгоритм функционирования тормозных механизмов, во многом зависит от их конструкционных особенностей. Не будем об экзотических схемах, а отметим основную. В преобладающем числе используется тормозная система так называемая фрикционная (за редким исключением). Это значит что задействуется сила трения, а механизмы тормозов на задней оси бывают либо дисковыми, либо барабанными.
Поэтому сначала поговорим об особенностях привода ручника, а затем остановимся на особенностях его взаимодействия с определенным типом тормозных механизмов. Эти факторы определяют потребность в таком виде услуг как регулировка ручного тормоза и специфику выполняемых работ.
Возьмем для примера ручник ЛАДА. Бюджетные модели со стандартными решениями. В преобладающем числе случаев ручной тормоз тольяттинских моделей механический. А это значит что есть система тросов (от 1-го до 3-х), при помощи которых тормозное усилие передается от рычага (он с храповым механизмом и располагается на центральном тоннеле, еще встречается педаль либо рычаг на рулевой колонке) на тормозные механизмы. Трос ручника оборудуется, как правило, регулируемым наконечником, благодаря этому возможна по мере потребности регулировка ручника. Она может выполняться вручную, но обращаем внимание на то что в ряде конструкционных схем, тот же ручник Опель Астра, может иметь автоматический регулировочный узел привода, тогда регулировка выполняется автоматически. И еще один важный узел в такой схеме так называемый уравнитель. Устройство, позволяющее выравнивать тормозные усилия, передаваемые на левое и правое колесо соответственно. Последний момент, механический стояночный тормоз может работать как с дисковыми, так и с барабанными тормозными механизмами.
Второй тип привода электромеханический, так работает ручник Мазда на ряде моделей, часто используется и другими автопроизводителями. Совершенно иная конструкционная схема. Она основана на использовании, как правило, задних дисковых (за очень редким исключением) тормозных механизмов.
Суть в том что на суппортах ставится электромеханический привод. Речь о передаче тормозного усилия не идет. Есть кнопка в салоне с изображением английской буквы P (Parking). Она передает сигнал на исполнительное устройство. Включается электродвигатель и посредством, как правило, ременной (встречаются и иные варианты) передачи передает заданный крутящий момент на планетарный редуктор, а тот при помощи прижимного винта взаимодействует с дисковым механизмом. По такой же схеме работает электронный ручник КИА и ручник Хендай на ряде моделей.
И еще отметим что в такой схеме подразумевается использование множества датчиков, их может быть с дюжину или больше (сцепления (если установлена МКПП), уклона, положения педали акселератора, вращения колес, оборотов мотора, прочие). Информация с датчиков передается в электронные блоки управления, обеспечивающие работу не только тормозной системы, но и ряда взаимосвязанных путем использования различных по своему функциональному назначению электронных помощников.
Третий тип привода – гидравлический. Пожалуй, самая простая схема. Рабочая система тормозов современного легкового автомобиля, как правило, за редким исключением, двухконтурная, с гидравлическим типом привода. Это и используют при установке гидравлического привода ручника. С задействованием тормозных магистралей (трубок и шлангов) гидроцилиндр стояночного тормоза подключается к главному тормозному цилиндру (сокращенно ГТЦ), в этой цепочке порой ставится и регулятор, как промежуточное звено. А от гидроцилиндра ручника с использованием одного (тогда ставится тройник) или двух контуров (на каждое колесо) через тормозные магистрали тормозная жидкость поступает, как правило, в дисковые тормозные механизмы, обеспечивая тем самым работу поршней в рабочих цилиндрах. Принцип работы простой. С помощью рычага на центральном тоннеле приводится в действие гидроцилиндр. Он нагнетает давление тормозной жидкости в контурах (контуре) и та воздействует на поршни рабочих цилиндров в тормозном суппорте дисковых тормозов.
Теперь кратко о второй ключевой особенности. Тот же ручник Рено может работать в паре как с дисковыми, так и с барабанными задними тормозными механизмами. Отметим сразу. Обещали, говоря образно, «не лезть в дебри». Поэтому о схемах, в которых гидравлический или электронный ручник работает с барабанными механизмами, рассказывать не будем (очень большая редкость по причине сложности используемых конструкционных решений).
Итак, стояночный тормоз функционирует совместно с механизмами тормозов рабочей тормозной системы. Поэтому базовая функция – создать условия, при которых в ходе включения ручника в дисковых механизмах колодки непосредственно прижимаются к дискам, а в барабанных механизмах колодки механического ручника а прижимаются непосредственно к барабану.
Вторая схема достаточно простая, трос ручника взаимодействует с рычагом, а рычаг приводит в действие колодки ручника. С дисковыми механизмами тормозов сложнее. Применяются три основные схемы. Если в суппорте рабочий цилиндр один, то привод бывает либо винтовым, либо так называемым кулачковым. В первом случае трос ручника взаимодействует с рычагом, а тот в свою очередь с винтом (его называют прижимным), который и прижимает надежно колодку прямо к диску (схема аналогичная почти той, по которой работает электронный ручник, только без редуктора, а еще ременной передачи и электромоторов). Во втором случае схема та же, но рычаг работает в паре с кулачком, тот воздействует на толкатель, а он в свою очередь на поршень рабочего цилиндра.
Если суппорт с несколькими рабочими цилиндрами, использовать кулачковый или винтовой привод совместно с тросом и рычагом сложно. Поэтому пошли простым путем. К заднему тормозному диску приварили тормозной барабан ручника. Получился вот такой интересный комбинированный вариант где трос ручника прижимает непосредственно колодки ручника к поверхности барабана, которая и есть по сути поверхностью тормозного диска. Изящное инженерное решение.
Эти особенности наши мастера и учитывают при своей работе, когда обслуживается и ремонтируется, например, тот же ручник Рено.
В нашем техцентре регулировка ручного тормоза выполняется исходя из его конструкционных особенностей. Очень важный момент. Регулировка ручника осуществляется по одному или двум направлениям.
Если разговор об электромеханическом или гидроприводе, то речь идет о необходимости регулировки зазора между тормозными колодкой и диском. С этой задачей с учетом особенностей дисковых механизмов тормозов наши мастера справиться в состоянии.
Если тот же ручник Форд с механическим приводом, то нужно не только подтянуть ручник. Многие об этом забывают, но требуется одновременно и отрегулировать зазор колодки ручника и тормозного барабана или тормозного диска и колодки. Две операции выполняются последовательно нашими мастерами в комплексе. Только таким образом, а не только меняя степень натяжения тросов, должна выполняться регулировка ручника. И еще обращается внимание нет ли автоматического регулировочного узла привода или других дополнительных устройств, которые влияют на специфику проведения работ.
По мере потребности оказываем и дополнительные услуги. Например, когда обслуживается механический ручник Шевроле или ручник Дэу, модели любого другого автопроизводителя с барабанными механизмами тормозов (или барабанами, размещенными на тормозных дисках) предлагаем такой вид услуг как замена ручника в целом, замена колодок ручника, замена троса ручника и ряд других. Специфика работ определяется особенностями конструкции стояночного тормоза отдельно взятого автомобиля.
Остались вопросы? Нужна дополнительная информация, профессиональная консультация? Требуется регулировка ручного тормоза? Будем очень рады видеть с 9:00 утра до 21:00 вечера все семь дней в неделю (работаем без выходных) по адресу Гвардейская, 53, корпус 2 (это Советский район города). Обращайтесь!