Тормозная система автомобиля - составные части

Записаться на ремонт

Тормозная система автомобиля - составные части

Тормозная система устанавливается на автомобиле с момента его появления и даже использовалась на конных экипажах, когда вместо двигателя внутреннего сгорания была одна, а лучше две, даже три и более лошадиные силы. В современном автомобиле тормоза – неотъемлемая часть любой конструкционной схемы.

В целом тормозная система решает три основные задачи и имеет несколько вспомогательных функций, среди них:

  • контролируемое водителем, сейчас уже и электронным блоком управления (речь об полуавтономных и автономных системах торможения) снижение скорости, вплоть до полной остановки автомобиля, этим занимается основная тормозная система;
  • удержание кратковременное или длительное автомобиля в статичном, неподвижном положении при стоянке, особенно если дорожное покрытие имеет тот или иной градус уклона в продольном направлении относительно транспортного средства, за это отвечает стояночная тормозная система (иногда применяют термин ручной тормоз или совсем проще ручник, порой и стояночный тормоз);
  • обеспечение работы систем активной безопасности (некоторые из этих систем можно отнести и к комбинированным, активно-пассивным, наиболее распространенная это ABS (антиблокировочная) сейчас работает зачастую в паре с антипробуксовочной (она имеет разные названия в зависимости от производителя)).

Помимо основной и стояночной в любом автомобиле есть аварийная тормозная система, конструкционно она может существенно отличаться.

Реализуются эти задачи путем использования различных конструкционных схем. Их более дюжины наберется, поэтому остановимся на той, которая используется наиболее часто.

Конструкционные особенности основной схемы тормозной системы автомобиля

За многовековую историю на разных транспортных средствах, в том числе и автомобилях, было испробовано множество конструкционных решений, позволяющих обеспечить контролируемое снижение скорости и удержание средства передвижения на месте. Прижилось только одно решение, основанное на использовании силы трения, которая возникает в процессе взаимодействия деталей тормозного механизма друг с другом (при этом еще и тепловая энергия выделяется). Такая тормозная система называется фрикционной.

Кстати, для общего развития. Помимо систем, базирующихся на использовании силы трения, могут применяться конструкционные схемы, основанные на иных физических принципах. Широкого распространения они не получили из-за сложности реализации, трудности обслуживания, малой эффективности и крайне низкой надежности. Лишь на гибридных автомобилях да электромобилях ставится система так называемого рекуперативного торможения, основанная на использовании электрической энергии, которая, по сути, является кинетической. Об этой схеме поговорим в другой раз.

Особенности фрикционной системы торможения

Итак, фрикционная тормозная система, основная или стояночная (аварийную рассмотрим в ином материале), состоит из двух основных, можно так сказать, подсистем. Первая называется тормозным приводом, вторая – тормозным механизмом. Тормозной привод передает усилия от ноги (руки) водителя или другого устройства (современный автомобиль, это сейчас больше относится пока еще к премиальному сегменту, может подтормаживать вполне самостоятельно) на тормозной механизм. Точнее таких механизмов как минимум четыре, что характерно для легковых машин (две оси, четыре колеса). Тормозные механизмы и замедляют вращение колес или полностью блокируют их вращение, если это ручной тормоз. Принцип, как видите, прост.

Тормозной привод в зависимости от реализуемой конструкционной схемы ставится:

  • механический, сейчас это больше стояночный тормоз, а не основная тормозная система как раньше;
  • электрический (о системе рекуперативного торможения уже вскользь упоминали);
  • пневматический (основан на использовании сжатого воздуха, на легковых автомобилях практически не применяется, просто некуда баллоны со сжатым воздухом ставить, а вот на грузовой и специальной технике присутствует);
  • гидравлический (основной рабочий элемент – тормозная жидкость, которая циркулирует в замкнутых контурах, как правило, их два, но редко можно встретить и довольно специфические решения);
  • комбинированный, сочетание двух из выше перечисленных.

Именно гидравлический тормозной привод наиболее распространенное решение, на котором подробнее остановимся далее.

Особенности конструкции гидравлического тормозного привода

Гидравлический тормозной привод включает в себя несколько основных компонентов. Если начинать от начала цепочки до конца, то схема следующая. Сначала педаль тормоза (ножное управление тормозным приводом – классика, но бывает и ручное управление, особенно на автомобилях для людей с ограниченными возможностями, то есть ставится ручка (рычаг) тормоза). После педали тормоза зачастую устанавливается усилитель, он бывает:

  • вакуумным (наиболее распространенная схема);
  • гидравлическим (вторая по распространенности схема, порой функционирует в паре с ГУР (гидравлическим усилителем руля) и использует для работы его насос);
  • пневматическим или электрическим (на легковых автомобилях встречаются редко, но есть).

Через усилитель или напрямую усилие от педали передается на главный тормозной цилиндр (используется сокращенное название ГТЦ). А вот он распределяет усилие по контурам (классическая схема – два контура, по диагонали, левое колесо спереди, правое сзади, и правое колесо спереди, левое сзади). Контуры состоят из таких элементов как гибкий тормозной шланг (по расположению тормозной шланг передний и задний тормозной шланг), как правило, резиновый или полимерный, и жесткие металлические патрубки (трубки). Именно в них и циркулирует тормозная жидкость. Она под определенным давлением поступает в передний и задний тормозной цилиндр, его называют рабочим. Таких цилиндров как минимум четыре, а бывает и больше, особенно на спортивных модификациях, забегая наперед в зависимости от особенностей конструкции суппорта. Именно поршни в этих цилиндрах и взаимодействуют с компонентами тормозного механизма.

Общая конструкционная схема тормозного механизма

Не будем об экзотике, тормозные механизмы фрикционной тормозной системы за более чем 100 лет ставились разные, сейчас осталось только два решения. Первое – дисковые тормозные механизмы, второе – барабанные тормозные механизмы. В любой из двух обозначенных схем используются тормозные колодки.

Их различают по месту установки, соответственно тормозные колодки задние, обеспечивают торможение задних колес, и передние тормозные колодки (отвечают, соответственно, за передние колеса).

В дисковых тормозных механизмах второй элемент это тормозные диски. Они могут ставиться как на колеса переднего моста (передние тормозные диски), так и на колеса заднего моста (соответственно задние тормозные диски). В барабанных тормозных механизмах основной элемент – задний тормозной барабан (на переднюю ось сейчас барабанные тормоза если и ставятся, то очень по большим праздникам, хотя ранее такая схема применялась).

В процессе эксплуатации любая тормозная система требует обслуживания, а порой и ремонта. Без исправных тормозов эксплуатация автомобиля запрещена. Это угроза жизни водителя, пассажиров и других участников дорожного движения, которые могут оказаться не в то время и не в том месте. А еще это причина штрафов за ненадлежащее техническое состояние.

Где проходить обслуживание и ремонт тормозной системы

В Казани обслуживанием и ремонтом тормозной системы легковых автомобилей занимаются специалисты технического центра «Гвардейский». Все услуги предоставляются по трем основным направлениям:

  • комплексное техническое обслуживание;
  • легальный, в строгом соответствии с действующим законодательством технический осмотр;
  • полноценный, оперативный, качественный и доступный ремонт тормозов, восстановление их работоспособности.

Комплексное техническое обслуживание тормозной системы у нас проводится в строгом соответствии с регламентом ТО отдельно взятого автомобиля, то есть планово, через определенный пробег или период эксплуатации. В рамках техобслуживания выполняются такие виды работ как:

  • диагностика (комплексная проверка технического состояния, в том числе путем визуальной, инструментальной проверки и с применением тормозного стенда);
  • плановая замена комплектующих;
  • сопутствующие сервисные операции (прокачка тормозной системы, очистка тормозных механизмов от загрязнений, регулировка ручника, иные).

Насчет плановой замены комплектующих. По сроку проводится замена тормозной жидкости (какая тормозная жидкость заливается зависит от допусков автопроизводителя). По мере износа порой требуется заменить тормозные диски. Таким же образом проводится и замена тормозных колодок, реже замена тормозных барабанов, замена тормозных шлангов. Причем колодки и диски меняются парно. И одно правило. Вне зависимости от состояния диски заменяются при каждой второй замене колодок (желательно).

Отметим один факт. Когда нужна замена тормозных колодок, то они меняются в любом случае, то есть нужно купить тормозные колодки. Когда требуется заменить тормозные диски, то возможна их проточка (либо без демонтажа, при помощи проточного станка, так и с демонтажом). Главное чтобы толщина была не меньше минимально допустимой.

Технический осмотр у нас проводится в специально оборудованном ПТО (пункте технического осмотра) на основании действующей лицензии, выданной РСА (Российским союзом автостраховщиков), мастерами которые имеют на то соответствующие квалификацию и допуски. В рамках техосмотра проверяется и состояние тормозной системы.

У нас созданы все условия для ремонта тормозов, в том числе нашими автослесарями восстанавливается работоспособность как основной тормозной системы, так и ремонтируется стояночный тормоз. Проводятся такие виды работ как замена суппорта (в случае его поломки), замена ручного тормоза (его поврежденных деталей в зависимости от конструкционных особенностей), замена тормозного цилиндра (речь о ГТЦ). Иногда требуется поменять уплотнительные элементы, востребована замена тормозных шлангов и патрубков, других деталей. В целом все компоненты тормозной системы неремонтопригодные, лишь тормозные барабаны и диски можно проточить если это допустимо, да еще можно перебрать ГТЦ, рабочие цилиндры и усилитель иногда, остальное меняется или желательно менять, причем некоторые детали, те же диски, барабаны и колодки, парно.

Возникает потребность купить все необходимое не только для ремонта, но и для плановой замены. Обращаясь в наш автосервис, автовладелец избавляет себя от решения этого вопроса. При техцентре «Гвардейский» работает автомагазин, где предлагается приобрести все что потребуется.

В частности, у нас можно купить тормозные диски, подобрав необходимые среди оригинальных и неоригинальных комплектующих, в том числе в ассортименте задние тормозные диски и передние тормозные диски. Предлагаем купить тормозные колодки, есть в продаже как передние тормозные колодки, так и тормозные колодки задние. Представлены и цилиндры, у нас можно главный тормозной цилиндр, задний тормозной цилиндр, передний тормозной цилиндр купить, когда потребуется замена тормозного цилиндра. Доступны и барабаны. Причем на тормозной барабан цена одна из самых выгодных на рынке. Еще у нас можно купить суппорт тормозной и другие детали тормозной системы, требующие замены по факту критического износа или поломки.

Рассмотрим далее основные компоненты тормозной системы, чтобы было проще ориентироваться в выборе необходимых комплектующих. В любом случае все вопросы можете задать как нашим мастерам, так и продавцам. Их уровень квалификации и богатый опыт практической работы позволяют выбрать оптимальное решение для тормозной системы каждого отдельно взятого автомобиля.

Элементы тормозного механизма

Начнем с компонентов тормозного механизма и рассмотрим основные из них, не углубляясь в детали. Они просто могут иметь конструкционные отличия (в зависимости от особенностей тормозов того или иного автомобиля).

Тормозные колодки

Итак, каким бы ни был тормозной фрикционный механизм, тормозные колодки всегда присутствуют. Они прижимаются к диску или барабану поршнями рабочих цилиндров (иногда другим способом, если это ручной тормоз), тем самым и возникает сила трения, необходимая для контролируемого снижения скорости автомобиля или удержания его на одном месте. Уже отмечали что по месту установки отличаются тормозные колодки задние (ставятся на задние колеса) и передние тормозные колодки (ставятся на переднюю ось). Когда выполняется замена тормозных колодок важно их не перепутать, кстати, в дисковых и барабанных тормозных механизмах они тоже отличаются. Прежде чем купить тормозные колодки обращайте внимание на то, как закреплены фрикционные накладки, есть или нет датчик износа, из какого материала изготовлены. Замена проводится парная, деталь неремонтопригодная.

Дисковые тормозные механизмы

Тормозные диски это то, к чему прижимаются тормозные колодки, для этой цели используется суппорт тормозной (о нем чуть ниже). Как и у тормозных колодок, один из важных критериев выбора – место установки. То есть на передней оси ставятся передние тормозные диски, а на задней оси соответственно задние тормозные диски. Можно как заменить тормозные диски, выполняется парная замена, так в отдельных случаях и проточить. Все необходимое оборудование и квалифицированные мастера, которые смогут выполнить эту операцию оперативно и качественно, у нас есть, причем как непосредственно на автомобиле без демонтажа, так и с демонтажом. Прежде чем купить тормозные диски учитывайте что они различаются не только по месту установки, но и таким параметрам как:

  • материал изготовления (чугун, алюминий, сплавы, карбон, керамика, от этого и цена отличается);
  • конструкционные особенности (вентилируемые и невентилируемые, ассиметричные и симметричные, с перфорацией и без, литые или реже разъемные);
  • размерам (общему диаметру и толщине, прежде всего);
  • форме ротора (круглая – классический вариант, но бывает и в форме, например, ромашки).

Существуют и другие параметры выбора. За дополнительной информацией обращайтесь к нашим мастерам.

Тормозные суппорта

В дисковых тормозных механизмах, говоря образно, всегда «соображают на троих» – колодки, диски, о которых уже рассказали, и суппорт тормозной. Именно он и прижимает колодки к диску. По месту установки выделим две категории. Первая – задний суппорт тормозной и вторая соответственно суппорт тормозной передний.

Прежде чем купить суппорт тормозной обращайте внимание на то что эти узлы отличаются по таким параметрам как:

  • принцип работы (основных видов узлов два – с плавающей скобой и фиксированные);
  • материал изготовления (как правило, чугун или сталь, реже алюминий);
  • количество поршней (минимум однопоршневой суппорт и дальше больше, можно встретить и десятипоршневые суппорты, это на спортивных модификациях).

Суппорт тормозной фиксированный бывает моноблочным или двухсоставным, с радиальным или боковым типом крепления.

В целом возможны как замена суппорта, так и его ремонт, например, восстановление корпуса (при незначительных повреждениях) или переборка рабочего цилиндра (поломки, связанные с поршнями, уплотнительными манжетами, пыльниками и ослаблением крепления). Зачастую востребованы сервисные операции, проводимые нашими мастерами в рамках обслуживания суппортов, например, очистка их от ржавчины и грязи.

Барабанные тормозные механизмы

На некоторых автомобилях, особенно бюджетного сегмента, задние тормозные механизмы барабанные. Другими словами, устанавливается задний тормозной барабан, к которому тем или иным способом (если это гидропривод, то задний тормозной цилиндр, если механический привод, то тросик, например, трос ручного тормоза) прижимаются тормозные колодки. Замена тормозных барабанов операция парная. Иногда возможна проточка узла, главное чтобы диаметр был не меньше минимального. Помимо ремонта у нас проводится и обслуживание барабанов, например, регулировка зазора между их поверхностью и колодками, это очень важно.

На тормозной барабан цена зависит от ряда параметров, среди которых:

  • материал изготовления (алюминий, чугун, встречаются и другие варианты);
  • конструкционные особенности (два основных вида – составные и литые);
  • способ установки (фланцы или общий, интегрированный со ступицей колеса узел).

В процессе покупки необходимо обращать внимание еще на габариты, особенно диаметр и общую массу барабана.

Тормозной привод

У основной тормозной системы легкового автомобиля наиболее часто используется схема с гидравлическим приводом, вот о его компонентах и расскажем детальнее. Начнем с цилиндров.

Разновидности тормозных цилиндров

В гидравлическом приводе основной элемент это главный тормозной цилиндр. Именно он преобразует усилие, передаваемое от педали, в заданное давление тормозной жидкости. А уже затем это давление передается на передний и задний тормозной цилиндр, они называются рабочими. В этих цилиндрах установлены поршни, которые и воздействуют на колодки тормозных механизмов, прижимая их к барабану или диску. ГТЦ один, как правило, иногда не один, но такая схема встречается редко. Задний тормозной цилиндр один слева и один справа, как минимум, порой их больше. О переднем рабочем тормозном цилиндре можно сказать то же самое. Если это дисковые тормозные механизмы, то многое зависит от конструкции устанавливаемого суппорта. Учитывайте это когда потребуется передний тормозной цилиндр купить.

Выбор ГТЦ во многом определяется количеством контуров, в классическом понимании схемы их два, но бывает и один, и три. В зависимости от характера повреждений и места установки цилиндры либо ремонтируются, либо заменяются, например, в дисковых тормозах рабочие порой вместе с суппортом.

Тормозная жидкость

В гидравлическом приводе ключевое значение помимо цилиндров имеет тормозная жидкость, циркулирующая по замкнутым контурам. Есть специальный расширительный бачок, через который она заливается в систему. Обращайте внимание на то, что если привод сцепления в автомобилях с механической КПП гидравлический, то он может иметь общий бачок и с контурами гидравлического привода тормозов, тормозная жидкость используется общая.

Какая тормозная жидкость нужна – определяет автопроизводитель (информация в руководстве по эксплуатации автомобиля). Учитывать надо рабочие параметры жидкости, ее класс, характеристики используемых присадок и основы (бывает силиконовой, минеральной или гликолевой). Замена тормозной жидкости, как уже отмечали, бывает плановой (по регламенту ТО, после определенного пробега или срока эксплуатации) и внеплановой (по факту ремонта тормозов и/или сцепления с гидравлическим приводом (если контур общий)). Наши мастера выполняют не только замену тормозной жидкости и последующую прокачку тормозов, но и долив по мере необходимости.

Другие компоненты тормозного гидропривода

Все компоненты гидропривода, указанные выше, то есть ГТЦ и рабочие цилиндры, объединяются в замкнутый контур (контуры) при помощи шлангов и патрубков. Они порой изнашиваются, вероятны и механические повреждения, что приводит к утечке тормозной жидкости. А это обуславливает необходимость такого вида работ как замена тормозных шлангов. Они отличаются по нескольким параметрам, среди которых:

  • место установки (тормозной шланг передний и соответственно задний тормозной шланг);
  • материал изготовления (резиновые и полимерные шланги, стальные или медные патрубки);
  • габариты (длина, диаметр);
  • конструкционные особенности (форма, конфигурация, тип используемых наконечников).

Среди других компонентов гидравлического тормозного привода уже отмечали педаль тормоза, усилитель (зачастую гидравлический или вакуумный, хотя его может и не быть). Порой устанавливаются и другие компоненты основной тормозной системы. Тут все зависит от ее конструкционных особенностей не только на отдельно взятом автомобиле, но и даже его модификации, особенно если она спортивная или внедорожная (у каждой свои нюансы).

Стояночная тормозная система

Чтобы в полной мере осветить конструкцию тормозной системы помимо компонентов основной тормозной системы кратко расскажем о таком узле, как стояночный тормоз. Именно ручной тормоз, как уже отмечали выше, отвечает за удержание автомобиля на одном месте за счет взаимодействия, как правило, с задними тормозными механизмами, прижимая колодки к дискам или барабанам. То есть с основными тормозами тормозные механизмы общие, а вот привод, как правило, разный.

Классическое решение – механический привод, когда усилие передается на тормозной механизм через рычаг и далее трос ручного тормоза. На моделях подороже сейчас встречается электромеханический привод. Его отличие в том что ручник включается не рычагом, а кнопкой через редуктор. Такую же схему работы имеет и ручной тормоз с чистым электроприводом, редко можно встретить и гидравлический привод, другие конструкционные схемы. Нашими мастерами выполняются как замена ручного тормоза, его поврежденных или сильно изношенных компонентов, так и целый ряд сервисных операций, особенно если используется трос ручного тормоза. В частности, речь о таком виде операций как регулировка ручника, степени натяжения его троса.

И в завершение отметим тот факт, что тормозная система очень тесно взаимосвязана с целым рядом других систем и является их неотъемлемой частью, можно сказать исполнительным элементом. А это значит что в конструкции тормозного привода и механизмов могут присутствовать другие детали, требующие ремонта и обслуживания. Зачастую это датчики. В первую очередь разговор об антиблокировочной системе (сейчас уже трудно найти новый автомобиль, особенно европейский, где этой системы нет). Среди других систем, связанных с тормозной системой и требующих обслуживания и ремонта, могут быть:

  • антипробуксовочная;
  • экстренного торможения, в том числе и автоматического;
  • курсовой устойчивости;
  • торможения после столкновения;
  • многие другие (чем дороже автомобиль, тем больше в нем систем активной безопасности, их сейчас уже больше двух десятков наберется).

С тормозной системой могут взаимодействовать и системы, не связанные с безопасностью эксплуатации автомобиля.

Потребуется ремонт, обслуживание, технический осмотр тормозной системы, купить для нее запчасти в Казани – обращайтесь в наш технический центр «Гвардейский», обязательно поможем!

Наши контакты
ул. Гвардейская, д 53К


Действующие акции

Обслуживаемые марки

Подпишитесь на наши рассылки