В середине 90-х годов о корейских автомобилях в России мало кто знал. В начале 2000-х «корейцев» стали замечать, но мало кто из отечественных автолюбителей воспринимал их всерьез. Тогда казалось, что на одну ступеньку с именитыми европейскими и японскими брендами корейские производители не станут никогда. А еще через 10 лет за бюджетными седанами и хэтчбеками Hyundai Solaris выстроились огромные очереди. Всего 15-20 лет… По меркам автомобильной истории – ничто. Но они перевернули с ног на голову не только мировую автомобильную промышленность, но и всю нашу жизнь. И до сих пор Hyundai Solaris остается российским народным автомобилем.
Почему в России Хендай Солярис стал бестселлером? Корейцам удалось объединить множество факторов в единое целое. Во-первых, сыграла свою роль локализация модели. Благодаря организованной на заводе под Санкт-Петербургом сборке, Solaris оказался очень конкурентоспособен в ценовом плане. При этом в Hyundai еще до момента дебюта новинки заявляли, что эта модель создавалась специально для российского рынка, что позволило еще на стадии проектирования учесть влияние специфических условий эксплуатации. Во-вторых, и версия с кузовом седан, и хэтчбек выглядели очень гармонично. Мало того – Хендай Солярис первого поколения даже сейчас не кажется откровенно устаревшим. В третьих, будучи бюджетным автомобилем, Хендай Солярис очень удачно скрывал свою истинную стоимость. При этом ценник на Solaris был немногим выше такового на Renault Logan, в котором экономия абсолютно на всем была заметна невооруженным взглядом. Конечно, есть еще и в четвертых, и в пятых, но суть это уже не меняет. С Solaris компания Hyundai даже не попала в десятку, а сорвала настоящий джек-пот.
В том, что Хендай Солярис разрабатывался исключительно для российского рынка, на самом деле есть доля лукавства. Само название «Solaris» действительно используется только в России, а в Китае, например, практически точно такой же автомобиль продается под именем Verna. Добрался компактный седан и до американского рынка, но там он известен как Hyundai Accent. В ряде европейских стран «наш» Solaris также продается под именем Accent. Естественно, что об эксклюзивности технической составляющей речь также не идет. И силовые агрегаты, и коробки переключения передач, и элементы подвески Солярис широко используются на других моделях корейской компании. Другое дело, что те автомобили, что собирались на заводе под Санкт-Петербургом, действительно получили адаптацию для российского рынка. Не все изменения оказались удачными, но в целом Solaris оказался очень неплох.
На многие недостатки потенциальные покупатели без труда закрывали глаза только потому, что в момент дебюта Hyundai Solaris на российском рынке предложений с подобным набором потребительских качеств по столь привлекательной стоимости попросту не было. О том, что корейцам пришлось экономить и на толщине кузовного металла, и на запасе прочности второстепенных узлов и агрегатов, и на качестве как салонного пластика, так и наружных пластиковых элементов думали очень немногие. И все равно покупали Hyundai Solaris. А как иначе, если, например, Renault Logan первого поколения пусть и стол чуть дешевле, но на фоне Солярис смотрелся откровенно скромно. Чуть позже Solaris на российский рынок вышел Kia Rio. В техническом плане обе модели были абсолютно идентичны, но отличались дизайном. Если Solaris выбирали любители азиатской внешности, то Рио с его простыми формами и лаконичными линиями привлекал в первую очередь приверженцев европейского дизайна.
Ожидать от любого автомобиля B-класса стойкого к внешнему воздействию лакокрасочного покрытия бессмысленно. От бюджетного Хендай Солярис ждать чуда не приходится тем более. Его лакокрасочное покрытие тонкое и в самых уязвимых местах облазит в течение 3-4 лет эксплуатации. На автомобилях с пробегом за 100 тысяч километров наверняка будут иметься участки с облезшей краской в области порогов и на стыке бамперов и крыльев. Чуть позже дефекты лакокрасочного покрытия появляются на дверях и передних крыльях. С другой стороны, в реальности подобная картина не кажется ужасающей. Кузовной металл Solaris склонности к коррозии не имеет, так что даже на поврежденных участках характерный рыжий налет появляется не сразу. Впрочем, это вовсе не означает, что проблемные участки не стоит подкрашивать. На подержанных экземплярах перекрашенные элементы, как правило, имеются и в большинстве своем подкрасы выполнены не очень качественно.
Если крылья и двери на Хендай Солярис оцинкованы, благодаря чему и не спешат коррозировать, то крыша оцинковки не имеет. Как следствие – повреждения на уязвимой передней кромке крыши очень быстро ржавеют. В данном случае с обработкой сильных сколов затягивать ни в коем случае нельзя. На версии с кузовом седан слабым местом считается проем крышки багажника. Точки сварки на стыках ниши, находящейся под задним стеклом, начинали ржаветь уже через 2-3 года эксплуатации автомобиля. Есть претензии и к качеству кузовного герметика. Он стал лучше только после 2014 года. Выбирая подержанный Solaris, стоит обратить внимание на размещенную на крышке багажника декоративную накладу для номерного знака. К крышке багажника она крепится стальными болтами, которые с годами начинают коррозировать. Вместе с ними коррозия в местах креплений зарождается и на самой крышке багажника. В гарантийный период подобные незначительные дефекты исправлялись официальными дилерами бесплатно, но сейчас на это рассчитывать уже не приходится.
В нижней части Хендай Солярис проблем обычно больше. Штатные локеры невелики, так что полностью защитить скрытые полости от влаги и грязи они не могут. Не удивительно, что кожух, в котором проложены идущие от заправочной горловины трубки, забивается грязью. В итоге через 5-6 лет эксплуатации на лонжероне образуется коррозия. Грязь можно найти и в нише передних крыльев. Она скапливается между локером и порогом, параллельно забивая дренажные отверстия. В итоге образовывается очень благоприятная для развития коррозии среда. Чтобы избежать дальнейшего очень неприятного развития событий владельцам Солярис можно посоветовать хотя бы раз в сезон откручивать нижнее крепление локера и тщательно промывать скрытые полости. Еще лучше, если последние будут дополнительно обработаны антикоррозионным составом. Очагов коррозии на днище, как правило, нет, но дополнительная антикоррозионная обработка ему точно не повредит. Как ни крути, а на конвейере днище обрабатывалось не очень качественно.
Особенность кузова Hyundai Solaris – боязнь даже самых незначительных ударов. Оставить вмятину на капоте или крыле может даже небольшой камень. Столь же легко вмятины появляются при неаккуратном нажатии. С теми Solaris, что были восстановлены после ДТП история отдельная. Из-за того, что боковая панель и брызговик на Solaris соединяются в том числе и при помощи клея, даже небольшое повреждение панели неминуемо приводит к нарушению швов и потере их герметичности. В итоге в образовавшиеся небольшие щели начинает проникать влага, что в перспективе приводит к повреждению металла. При этом подобные дефекты, как правило, внешне в глаза не бросаются и обнаруживаются только при очень тщательном осмотре.
Слабым местом Хендай Солярис считаются пороги. Слой нанесенного на них лакокрасочного покрытия очень тонок. Из-за постоянного воздействия он постепенно облазит. Благо, что проблема с низкой защитой порогов легко решается покупкой пластиковых накладок или оклейкой порогов недорогой защитной пленкой. С защитой нежных бамперов дела обстоят значительно хуже. Недорогой пластик, из которого изготавливаются бампера Solaris, оказался очень хрупким. С наступлением морозов он трескается особенно охотно. Качество креплений бамперов ничем не лучше. На многих подержанных Solaris некоторые из них уже сломаны, из-за чего бампера начинают провисать.
Владельцам корейского автомобиля приходится опасаться не только за целостность бамперов, но и стекол. Они не только хрупки, но и затираются за 70-80 тысяч километров. Конечно, даже лобовое стекло для Solaris стоит сравнительно недорого, так что замена лобового стекла семейный бюджет не опустошит. Но только не в том случае, если придется менять оснащенное подогревом лобовое стекло. В этом случае затраты вырастут. Из неприятных мелочей стоит отметить быстрый износ дверных ограничителей. Их хватает на 5-6 лет эксплуатации автомобиля. К этому же времени обычно начинают подтекать трубки бензобака. Хромированные элементы на кузове в регионах, где дороги в зимнее время посыпают реагентами, облазят еще раньше. Впрочем, с подобными декоративными недостатками обладатели подержанных Солярис без труда мирятся. Равно как и с хлюпким картонным полом багажника, который под парой тяжелых чемоданов может проломаться. Не зря во многих Solaris место в багажнике вместо никудышной картонки занимает более прочный лист фанеры.
Салон Hyundai Solaris удобен и симпатичен. Но качество материалов можно оценить разве что на тройку. Уже после 70-80 тысяч километров на руле и салонном пластике видны хорошо заметные признаки износа. Некоторые экземпляры Solaris после 180-200 тысяч километров внутри и вовсе выглядят «убитыми». Неприглядная внешняя картина дополняется скрипами и дребезгом пластиковых панелей. Создатели Solaris сэкономили не только на качестве отделочных материалов, но и на климатической установке. Изначально слабый внешний воздухозабор инженеры попытались компенсировать возможностью забора воздуха из салона. Но это не более чем полумера, которая никак не помогает решить проблему с запотеванием стекол. В итоге владельцам приходится или самостоятельно заклеивать соответствующую мембрану, после чего забор воздуха с салона становится невозможным, или делать отвод салонного воздуха более эффективным, прорезая в обшивке багажника дополнительные вентиляционные отверстия. К отметке в 100 тысяч километров стоит ожидать неприятностей от моторчика вентилятора климатической установки. Сперва он начинает шуметь при работе, а через какое-то время и вовсе выходит из строя. Подогрев сидений может отказать еще раньше. К сожалению, расположенная под сиденьями проводка оказалась очень хрупкой и обламывается даже при незначительной нагрузке.
У новых Хендай Солярис проблем по электрической части практически не было. Но поскольку речь идет о покупке подержанного автомобиля, то появление старческих «болезней» исключать ни в коем случае нельзя. Генератор в среднем выдерживает порядка 150 тысяч километров. Ремень генератора потребует замены еще раньше. Больше 80-90 тысяч километров он не выдерживает. Неприятности с контактами в блоке управления стеклоподъемниками начинаются еще раньше. Они обгорают к отметке в 60-70 тысяч километров. К этому же пробегу выгорают отражатели в передней оптике. Ситуация усугубляется тем, что за 4-5 лет эксплуатации стекла фар заметно затираются, из-за чего редкий подержанный Солярис может похвастаться эффективным светом фар. Самостоятельное внедрение в контракцию автомобиля разнообразных электронных устройств – тема отдельного разговора. Практически все обладатели Solaris считают своим долгом установить в автомобиль или дополнительную противоугонную систему, или новую мультимедийную систему, или парктроники. Во многих случаях установка производится гаражными электриками с низкой квалификаций. Следствие неквалифицированного вмешательства – глюки в электрике, которых при качественной установке дополнительных устройств могло бы и не быть.
Два доступных для Hyundai Solaris бензиновых мотора известны, пожалуй, всем. Оба агрегата объемом 1,4 (серия G4FA) и 1,6 (серия G4FC) литра принадлежат к семейству Gamma и имеют практически идентичную конструкцию. Отличия между агрегатами сводятся к разным поршням, коленвалам и небольшой разнице в ходе поршня. Оба агрегата имеют цепной привод ГРМ. Выдающимся ресурсом цепь газораспределительного механизма похвастаться не может, так что придется смириться с тем, что она будет требовать замены каждые 130-150 тысяч километров. Если после 100 тысяч километров мотор начинает работать с нехарактерными вибрациями, то дело наверняка в износившейся цепи. Благо, что обслуживание цепного привода в случае в Solaris обойдется лишь немногим дороже замены ремня ГРМ. Большего ресурса хотелось бы и от модулей зажигания. Сравнительно недолго на корейском автомобиле служит вентилятор радиатора системы охлаждения. Но и в этом случае замена стоит вполне адекватных денег. Что касается незначительных подтеканий масла по задней крышке двигателя, то эта проблема обычно возникает еще в гарантийный период и устраняется официальными дилерами бесплатно.
Интересно, что сами корейцы из Hyundai заявляют, что оба агрегата Солярис без проблем должны прослужить 180 тысяч километров. Но на деле огромная армия обладателей корейского автомобиля давно доказала, что и после этой отметки силовые агрегаты рано списывать в утиль. Конечно, после пробега в 100-120 тысяч километров агрегаты Солярис начинают понемногу подъедать масло, а к пробегу в 200 тысяч километров масляный аппетит только увеличивается, но это вовсе не означает, что пришло время задумываться о капитальном ремонте. Другое дело, если двигателям Solaris придется часто работать в неблагоприятном температурном режиме. Конструктивно поршневая обоих моторов очень не любит перегрева, который приводит к закоксовыванию колец.
Куда больше проблем может доставить катализатор, конструкция которого изначально оказалась неудачной. После пробега в 100-120 тысяч километров катализатор начинает «пылить» и, по большому счету, требует замены. Но поскольку новый оригинальный катализатор обойдется порядка 45-50 тысяч рублей, о замене катализатора большинство обладателей Solaris даже не задумываются. В лучшем случае дело доходит до установки катализатора-вставки, которая обойдется в несколько раз дешевле. Больше 100 тысяч километров вставка не прослужит, а при неграмотной установке, что встречается достаточно часто, эффект от нее и вовсе окажется условным. Большую роль играет и качество самой вставки. Детали сомнительного качества зачастую не выдерживают даже нескольких запусков автомобиля при больших морозах. Не удивительно, что большинство подержанных Solaris продолжают ездить с «пылящими» катализаторами.
Если мельчайшие частицы от разрушившихся сот катализатора доберутся до силового агрегата, износ поршней и колец не заставит себя долго ждать. Без задиров на стенках цилиндров обойтись также не удастся. Поршней ремонтных размеров для агрегатов Gamma в продаже попросту нет, так что ремонт сведется к установке тонкостенных чугунных гильз. Кстати, расхожее мнение о том, что в силовых агрегатах Solaris используется алюсил, не имеет под собой никаких оснований. Оригинальные гильзы залиты в блок цилиндров, из-за чего их края сверху попросту не видны. Соответственно и мнение о том, что агрегаты Solaris не поддаются капитальному ремонту, далеко от истины. Впрочем, опыт десятков тысяч владельцев показывает, что проблему с катализатором необходимо как можно раньше решать кардинальным методом. А именно – удалением катализатора. Подобная процедура официально не предусмотрена, но мало кого из владельцев это волнует. С удаленным катализатором поршневая группа без проблем выдерживает 300 и более тысяч километров.
Но важно понимать, что удаление катализатора ни в коем случае не является панацеей от всех проблем. Задиры в цилиндрах могут появиться и по другим причинам. Например, из-за отсутствия должного прогрева мотора при низких температурах и последующей активной ездой. В идеале агрегаты Solaris с наступлением холодов необходимо прогревать не менее 5-7 минут. Летом время прогрева можно сократить до 1-2 минут, но и после этого первые километры пути лучше преодолевать не спеша. Если же ездить крайне агрессивно, то задиры могут появиться даже при пробеге в 50-60 тысяч километров. Благо, что подобные экземпляры Solaris на вторичном рынке встречаются редко. Остальное проблемы силовых агрегатов Хендай Солярис прогнозируемы и легко устранимы. К пробегу в 150-170 тысяч километров придется обратить внимание на систему охлаждения, которая наверняка начнет подтекать. По мере увеличения пробега ухудшается работа дросселя, а на впуске могут образовываться подсосы воздуха.
То, какая коробка переключения передач будет установлена на Solaris, будет зависеть от года выпуска и объема двигателя конкретного автомобиля. Механическая 5-ступенчатая коробка M5CF1-1 до обновления устанавливалась на все версии автомобиля. После рестайлинга ей стали оснащаться только Solaris с мотором объемом 1,4 литра, а на 1,6-литровую версию стали устанавливать 6-ступенчатую коробку M6CF1. Конструктивно обе механические коробки схожи: имеют тросовый механизм переключения и одинаковые полуоси и стартер. С автоматическими трансмиссиями ситуация схожая. До рестайлинга все модификации Солярис оснащались 4-ступенчатым «автоматом» A4CF1. После обновления на 1,6-литровой версии он был заменен на более современную 6-ступенчатую коробку A6GF1.
Запаса прочности 5-ступенчатой «механики» хватает только для скромного 1,4-литрового силового агрегата. Да и то только при условии спокойной езды. С более мощным мотором объемом 1,6 литра механическая коробка начинает работать с посторонними шумами уже при пробеге в 100-120 тысяч километров. Если игнорировать неприятные звуки, то очень быстро частицы от начинающих разрушаться подшипников и валов окажутся под осью сателлитов дифференциала, а также около шестерни главной передачи. Полное или частичное разрушение коробки в этом случае – исключительно вопрос времени. Естественно, что при серьезных дефектах обойтись без полной переборки коробки уже не удастся. Капитальный ремонт коробки может потребоваться и в случае работы в режиме масляного голодания. Ситуация нередкая, поскольку сальники в «механике» Solaris склонны к подтеканию.
Если начавшиеся проблемы с механической коробкой заметить вовремя и действовать без промедления, вполне можно обойтись «малой кровью». А именно – заменой колец синхронизаторов, подшипников и уплотнений. После сравнительно недорогого ремонта механическая 5-ступенчатая коробка прослужит еще около 100 тысяч километров. Если же «механику» придется менять целиком, то лучше заменить 5-ступенчатую коробку на гораздо более крепкую 6-ступенчатую. Причем ее можно установить в том числе и на автомобиль с двигателем объемом 1,4 литра. В силу конструктивной совместимости обеих коробок в техническом плане замена ничего сложного из себя не представляет и давно освоена специализирующимися на подобных видах работ механиками. В 6-ступенчатой коробке не побеждена разве что склонность сальников к подтеканиям. Так что уровень масла стоит периодически проверять и в ней.
Автоматические коробки Hyundai Solaris считаются надежными. Проверенный временем 4-ступенчатый «автомат» A4CF1 даже без замены масла способен прослужить порядка 200 тысяч километров. Плата за консервативную конструкцию и надежность – неспешные переключения передач, невыдающаяся динамика и высокий расход топлива. К перегревам 4-ступенчатый «автомат» не склонен. А вот от проблем с электрической составляющей не застрахован. Так что, покупая Хендай Солярис с пробегом около 180-200 тысяч километров, от тщательной диагностики автоматической трансмиссии лучше не отказываться. Если до продажи автомобиль был в заботливых руках владельца, который старался ездить аккуратно и не экономил на замене масла, автоматическая коробка без серьезных проблем способна прослужить не менее 300 тысяч километров. В целом же в идеальных условиях планетарная передача способна выдержать 350-400 тысяч километров. Если же коробка потребует ремонта при пробеге в 200-250 тысяч километров, то он, как правило, оказывается недорогим и сводится к чистке гидроблока, замене соленоидов, сальников и колец.
На фоне беспроблемной 4-ступенчатой трансмиссии 6-ступенчатый «автомат» кажется более привередливым. Замена масла для него это уже не желательное, а обязательное условие. Интервал замены – каждые 40 тысяч километров. Еще лучше, если конструкция коробки будет дополнена внешним фильтром. В этом случае «автомат» без труда выдержит 200 тысяч километров. Те владельцы, кто не готов тратиться на столь частое обслуживание коробки, к пробегу в 150-170 тысяч километров столкнутся с износом накладок блокировки гидротрансформатора. Чем активнее стиль езды, тем износ будет выше. Продукты износа в свою очередь загрязняют гидроблок и ускоряют выход из строя соленоидов. В итоге за лучшую динамику и уменьшившийся расход топлива обладателям Solaris с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией приходится платить уменьшением ресурса коробки и ее требовательностью к обслуживанию. Впрочем, «детские» болезни трансмиссии корейцы без внимания не оставили. Трансмиссия несколько раз модернизировалась, благодаря чему на более поздних Solaris проблем при должном обслуживании практически не доставляет.
Подвеска у Хендай Солярис проста. В теории к ней не должно было бы быть никаких вопросов, но вышло наоборот. Инженеры Hyundai неверно подобрали характеристики пружин и амортизаторов, из-за чего на высоких скоростях Solaris неприятно раскачивался. В ряде случаев подобное поведение и вовсе оказывалось небезопасным. После шквала критики со стороны автомобильных журналистов и обычных автолюбителей в настройки подвески были внесены изменения, но до конца победить неприятную раскачку так и не удалось. Что касается надежности элементов подвески, то ее можно оценить на крепкую четверку. Эффективность амортизаторов снижается к пробегу в 60-70 тысяч километров, но несмотря на это их замена потребуется только после 130-150 тысяч километров. От 100 до 150 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации в передней подвеске служат сайлентблоки и шаровые опоры. Сайлентблоки в задней балке выдерживают меньше: от 80 до 120 тысяч километров. С этим вполне можно мириться, поскольку даже оригинальные «расходники» для подвески Солярис стоят недорого. Китайские аналоги обойдутся еще дешевле.
Высокой надежностью может похвастаться и рулевое управление, в котором использован гидравлический усилитель руля. После 100-120 тысяч километров рулевая рейка может начать постукивать, но торопиться с ее заменой необходимости нет. Рулевые наконечники и тяги боятся сильных ударов. Но даже несмотря на это люфты в них появляются только к пробегу в 180-200 тысяч километров. При этом о криминале речь не идет, так что большинство обладателей Solaris с их заменой не торопятся.
Тормозная система Хендай Солярис проблем не доставляет. В рамках профилактических работ после пробега в 100-120 тысяч километров стоит оценить состояние пыльников цилиндров. Если с ними все в порядке, то до пробега в 200-250 тысяч километров об их существовании можно забыть. Дискутировать по поводу ресурса тормозных колодок и дисков в случае с большинством подержанных Solaris бесполезно. Оригинальные «расходники» не заменены разве что у самых свежих экземпляров, а с учетом того, сколько насколько велик разброс качества у многочисленных заменителей, ресурс новых дисков и колодок может отличаться в разы.
Конструкция Hyundai Solaris, которая создавалась с учетом необходимости максимального удешевления конечного продукта, оказалась на редкость жизнеспособной. В гарантийный период с точки зрения надежности Солярис и вовсе может показаться идеальным автомобилем. После 6-7 лет эксплуатации проблем становится больше. В первую очередь свой ресурс вырабатывает самая простая 5-ступенчатая механическая коробка передач, а немного погодя владельцам приходится решать, как поступить с катализатором. В остальном – мелкие проблемы, от которых не избавлен ни один другой автомобиль. При этом Solaris даже с пробегом в 250-300 тысяч километров остается недорогим в обслуживании и ремонте. Главное – не приобрести автомобиль из-под такси, в котором в буквальном смысле не осталось ничего живого.
Бывшие таксомоторы на вторичном рынке продаются очень недорого: от 240-250 тысяч рублей. Пробеги у подобной техники соответствующие: от 300 тысяч километров. О том, сколько на самом деле проехали бывшие такси, можно только догадываться. Ни исключено, что красующуюся на одометре цифру нужно увеличивать в 2-3 раза. Увеличение бюджета до 300-350 тысяч километров кардинально ситуацию не меняет. Доля бывших такси в этом ценовом диапазоне по-прежнему очень велика. Причем за эти деньги продаются как дорестайлинговые, так и обновленные экземпляры. В итоге для того, чтобы купить Solaris в хорошем состоянии, придется приготовить не менее 400-450 тысяч рублей. Потолок цен на первое поколение Solaris находится на отметке в 800-850 рублей. В этом случае покупатель может смело рассчитывать на экземпляр с мощным 1,6-литровым мотором, автоматической трансмиссией и пробегом до 100 тысяч километров. Другое дело, что за эти деньги можно вполне прицениться к седану второго поколения. Благо, что в техническом плане от своего предшественника он практически не отличается.
Технический центр "Гвардейский" предлагает: