Катализатор в автомобиле - как он работает и из чего состоит?

Записаться на ремонт

Катализатор в автомобиле - как он работает и из чего состоит?

Катализатор, т.е. каталитический нейтрализатор, является важнейших элементов, присутствующих в выхлопной системе любого автомобиля или транспортного средства, оснащенного двигателем внутреннего сгорания. Его задача — снизить уровень вредных веществ в выхлопных газах, выбрасываемых транспортным средством. Косвенно каталитический нейтрализатор также влияет на правильную работу двигателя и его эффективность.
На данный момент наличие каталитического нейтрализатора в легковых автомобилях регулируется международным законом, который требует от каждого владельца автомобиля соблюдения определенных норм выбросов выхлопных газов. Как работает каталитический преобразователь? На что следует обратить внимание с точки зрения его функционирования?

Как выглядит и из чего состоит каталитический нейтрализатор?

Каталитические нейтрализаторы снаружи имеют цилиндрическую форму и на первый взгляд выглядят как глушитель. Их конструкция не слишком сложна, они состоят из корпуса из нержавеющей стали и керамической или металлической вставки. Между ними есть защитный коврик. Керамическая вставка заслуживает особого внимания, так как она является "сердцем" катализатора. Она имеет сотовидную структуру, и каждая из "ячеек" покрыта слоем драгоценного металла, обычно платины, палладия или родия. Перед этими драгоценными металлами стоит важная задача. Они должны вступить в химическую реакцию и тем самым нейтрализовать вредные вещества, присутствующие в выхлопе автомобиля.
Катализатор должен также содержать лямбда-зонд. Это датчик, который играет чрезвычайно важную роль в работе системы выпуска двигателей внутреннего сгорания. Его задача — контролировать уровень кислорода, содержащегося в выхлопных газах, а косвенно — обеспечивать подачу нужного количества и качества топливной смеси.

Как работает катализатор?

Существуют некоторые различия в конструкции катализаторов, устанавливаемых на бензиновых и дизельных автомобилях. Самое главное отличие заключается в конструкции химически активного покрытия. Разумеется, это связано с различиями в составе отработанных газов, которые они выбрасывают.
Бензиновые автомобили — они оснащены 3-функциональными катализаторами, которые окисляют вредные вещества, присутствующая в выхлопных газах.
Дизель оснащен катализаторами, которые окисляют углерод и твердые частицы. Они также уменьшают количество оксида азота в выхлопных газах, которые крайне вредны для окружающей среды и организма человека.
Принцип работы катализатора достаточно прост. Выходящие газы проходят через активное покрытие, а содержащиеся в нем элементы связывают и нейтрализуют вредные компоненты. Таким образом, в окружающую среду попадают соединения, не наносящие вреда природной среде. Важно, чтобы катализатор хорошо прогревался. Оптимальная температура, при которой он достигает своего полного потенциала, составляет 400-800 С.
Где расположен катализатор? На старых моделях, обычно под днищем автомобиля, перед выхлопной трубой. В новых моделях ближе к выпускному коллектору. Благодаря такому расположению катализатор нагревается быстрее, что отражается в его эффективности.

Технический центр «Гвардейский» предлагает услуги по удалению и замене катализатора на автомобилях обслуживаемых марок.

Наши контакты

Подпишитесь на наши рассылки