Удаление или замена катализатора

Записаться на ремонт

Удаление или замена катализатора

В автомобилях, двигатель которых соответствует нормам экологического стандарта Евро2 и выше, в обязательном порядке выхлопная система включает катализатор, его еще называют конвертер, каталитический преобразователь или конвертер-нейтрализатор. Специалисты технического центра «Гвардейский» в Казани занимаются обслуживанием этого важного узла, что подразумевает диагностику, а в случае выявления неисправностей замену или удаление катализатора.

Предназначение и принцип работы

Катализатор необходим для снижения концентрации вредных химических соединений в выхлопных газах, а именно таких как:

  • монооксид углерода (CO);
  • оксиды азота (NO₂ и NO);
  • углеводороды и летучие органические соединения.

Принцип работы устройства основан на том, что катализатор вступает в химическую реакцию с компонентами отработавших газов, в результате уменьшая содержание вредных веществ. Используются окислительно-восстановительные процессы. Катализатор бывает двух- или трехкомпонентным, соответственно используются процессы окисления и восстановления.

То есть выполняется поэтапная очистка выхлопных газов. На первом этапе происходит восстановительный процесс, при помощи иридия, родия и платины оксиды азота расщепляются на атомы азота и кислорода. На втором этапе проистекает окислительный процесс преобразования моноксида углерода и углекислого газа с использованием платины и палладия. Иначе говоря, могут применяться два-три каталитических преобразователя (редкоземельных элементов), что позволяет в случае неисправности и последующей замены выбрать деталь с более дешевыми катализаторами.

Восстановительный и окислительный процессы эффективно проходят только под воздействием высоких температур. Поэтому выхлопная система устроена так, чтобы катализатор находился как можно ближе к выпускному коллектору. Если установлен дизельный двигатель, то возникает проблема с работой восстанавливающего катализатора из-за недостаточной температуры отработавших газов. Решений два. Первое основано на применении в качестве катализатора ванадия. Второе заключается в использовании карбамида (мочевины), правда не совсем обычного, эта жидкость называется AdBlue (ЭдБлю). Карбамид замерзает при -11°С, а после того как растает, разрывает элементы, которые включает выхлопная система. AdBlue при такой температуре не замерзает, а превращается в гель, кашицу, толку ноль, но вреда нет. С целью исправления ситуации используют электроподогрев.

Конструкционные особенности

Нашими мастерами катализатор обслуживается с учетом того, какой двигатель установлен, бензиновый или дизельный. Во втором случае дополнительно ставится сажевый фильтр, он тоже требует проверки.

В целом катализатор, который устанавливается на автомобиль где двигатель дизельный, называется SCR катализатором. SCR – избирательная каталитическая нейтрализация. Она включает в себя ЭБУ (электронный блок управления), систему подачи и подогрева мочевины, сажевый фильтр и несколько датчиков. В российских условиях абсолютно бесполезная, но жутко дорогая и сложная в обслуживании система, поэтому ее стараются отключать при помощи программатора, иногда дилерского сканера или путем установки эмулятора AdBlue. В ряде случаев систему избирательной каталитической нейтрализации SCR дополняет или заменяет система рециркуляции отработавших газов EGR.

В целом катализатор состоит из трех основных компонентов, таких как:

  • корпус (изготавливается из легированных марок стали);
  • матрица (блок-носитель);
  • термостойкие прокладки.

Наши автослесари при обслуживании каталитического преобразователя большое внимание уделяют именно блоку-носителю, с ним наибольшие проблемы. Матрицы различаются по форме и материалу изготовления.

По форме выделяют два основных вида. Первый – это бусины, как правило, из огнеупорной керамики, встречаются редко, но есть. Второй – соты-ячейки, каналы, расположенные продольно, наиболее распространенное решение.

Что касается материала изготовления матрицы, то это или огнеупорная керамика, бюджетное решение, но очень хрупкий элемент, или металлические сплавы, конечно надежнее, но дороже и сложнее, поэтому широкого распространения такой вариант не получил.

Поломки

Характерных неисправностей, которые приводят к тому, что требуется замена катализатора или, по требованию автовладельца, удаление катализатора в техническом центре «Гвардейский», несколько. Если брать по конструкционным элементам то:

  • корпус может быть поврежден в результате механической деформации;
  • матрица повреждается в результате механического воздействия (полное или частичное разрушение, особенно если внутренний блок керамический), оплавляется и загрязняется (забиваются соты, продольные каналы);
  • термостойкие прокладки подвержены износу.

Это основные неисправности, существует целый ряд других. Все напрямую зависит от того, какую конфигурацию имеет выхлопная система, какой установлен двигатель и других параметров.

Основные причины неисправностей:

  • механическое воздействие;
  • некачественное топливо с вредными присадками и примесями (классика – этилированный бензин);
  • нарушения в работе выхлопной системы и двигателя;
  • резкий перепад температур;
  • естественный износ (катализатор имеет свой ресурс).

Нарушения в работе катализатора и, как следствие, силового агрегата зачастую связаны с неисправностями систем смазки, запуска двигателя, зажигания, ломаются датчики, тот же лямбда-зонд (кислородный датчик). А еще автоэлектрики нашего техцентра указывают на поломки в электрической части, выход из строя или некорректную работу системы управления двигателем, как одну из причин преждевременной замены катализатора.

Признаки, которые говорят о том, что катализатор требует проверки, это снижение эксплуатационных и технических характеристик мотора. Двигатель заводится плохо и работает также, глохнет, падает мощность, «плавают» обороты, снижается динамика разгона, загорается на приборной панели «Check Engine». Плюс к этому в большинстве случаев:

  • повышается расход топлива;
  • ощущается едкий запах сероводорода;
  • возникает дребезжащий звук под днищем или в моторном отсеке;
  • появляется дрожь и вибрация.

Все это говорит о том, что пора в автосервис. Вероятно понадобится замена катализатора или если это возможно и автовладелец пожелает – удаление катализатора. В противном случае двигатель выйдет из строя гарантированно, особенно при разрушении матрицы.

Диагностика, замена и удаление

Каталитический нейтрализатор проверяется мастерами нашего техцентра с использованием разнообразных методик, среди которых отметим:

  • визуальный осмотр (снимается лямбда-зонд и осуществляется эндоскопия конвертера);
  • компьютерная (основана на считывании кодов ошибок при помощи сканера);
  • инструментальная, базируется на применении специальных приборов, в том числе манометра, газоанализатора и прочих.

Современные легковые автомобили имеют систему самодиагностики, поэтому о поломке может оповестить бортовой компьютер и/или индикатор «Check Engine» на панели приборов. Определение поломок осуществляется также по вторичным симптомам и признакам.

Конвертер – деталь неремонтопригодная, поэтому выполняется замена катализатора, услуга недешевая с учетом стоимости узла.

Эконом-вариант – удаление катализатора, замена его на пламегаситель. Если двигатель дизельный, то еще и систему SCR отключают. Но эти манипуляции сомнительны. Внесение изменений в конструкционную схему, особенно когда все выполнено «умельцами» из гаражного кооператива, может привести к тому, что двигатель или выхлопная система попросту выйдут из строя.

Поэтому если необходима замена катализатора в Казани, обращайтесь в технический центр «Гвардейский» семь дней в неделю с 9:00 до 21:00.

Наши контакты


Действующие акции

Подпишитесь на наши рассылки