Тормозная система современной легковой машины включает целых три подсистемы – рабочую (основную), стояночную и аварийную (она может быть частью рабочей или обособленной). Технический центр «Гвардейский» в Казани предоставляет услуги по обслуживанию, ремонту и замене тормозной системы, в том числе и стояночной. Необходимые для обслуживания, восстановления или замены запасные части, расходные материалы и жидкости (иногда используется тормозная жидкость) предлагает купить автомагазин, работающий при нашем техцентре. К услугам автовладельцев широкий ассортимент, доступные цены, помощь консультантов и механиков техцентра в выборе требуются для обеспечения полноценной работы ручного тормоза узлов и деталей.
Стояночная тормозная система (точнее подсистема) еще имеет и другие названия, зачастую используются термины «ручник», она же «стояночный тормоз» и «ручной тормоз». Основных задач, которые реализуются с использованием стояночного тормоза, несколько, в целом это обеспечение:
Существует огромное количество дополнительных задач. Тут все напрямую зависит от конструкционных особенностей, которые имеет тормозная система, включая такие параметры как тип привода колес, вид тормозного привода и тормозного механизма. Так, на автомобилях с приводом на колеса задней оси ручник используется с целью вхождения в так называемый управляемый занос. Важная функция – обеспечение полнофункциональной работоспособности тормозной системы при поломке рабочей подсистемы.
Стояночный тормоз – один из самых вариативных механизмов тормозной системы. Существует огромное количество параметров, которые определяют его конструкционные особенности, принцип действия, функциональное предназначение. Ключевые параметры, от которых зависит какой ручник установлен:
Начнем со схемы работы, попутно отметив, что имеется в виду фрикционная тормозная система. Особенности стояночного тормоза рекуперативной тормозной системы рассматривать не будем по причине ее малой распространенности, только на гибридных и электромобилях.
По схеме работы существует две основные разновидности ручного тормоза.
Первая используется на большинстве современных легковых машин, особенно оборудованных механической или роботизированной коробкой передач. В этой схеме ручной тормоз взаимодействует напрямую с тормозным механизмом, как правило, барабанным или дисковым (другие ставятся гораздо реже) фрикционной тормозной системы.
Вторая схема использовалась ранее и сейчас характерна для грузовых автомобилей, внедорожников, пикапов и легковушек, оборудованных автоматической коробкой передач. Конструкция предполагает установку такого узла как трансмиссионный ручник. Ставится он непосредственно в коробку передач, иногда раздаточную коробку и работает не с тормозными механизмами, а с приводными валами, зачастую блокирует работу карданного вала или выходного вала автоматической коробки передач. Такой трансмиссионный стояночный тормоз еще называют центральным.
Способов включения три:
Следует учитывать место установки. Рычаг, как правило, оборудуется храповым механизмом и ставится на центральном тоннеле, между двумя передними сидениями водителя и пассажиров, иногда на рулевой колонке (у американских моделей).
Педаль ручного тормоза ставится на место педали сцепления, что характерно для ряда японских моделей с автоматической коробкой передач.
А вот если ручник электрический (электромеханический), то кнопку могут поставить в любом, даже самом интересном месте.
Специфика конструкции во многом предопределяются, если речь не идет о трансмиссионном ручном тормозе, видами используемых тормозного привода и тормозного механизма.
Тормозной привод ставится различный, отметим основные:
В полной зависимости от этого стояночный тормоз бывает:
Механический привод, по сути, система тросов. Их от одного до трех, как правило, три. Один трос ручника центральный, с ним через уравнитель соединены два вспомогательных, боковых троса. Есть еще наконечники, в том числе регулируемые, рычаг с храповым механизмом и возвратная пружина. Это классическая схема.
В гидравлическом приводе используются гидроцилиндры, они либо напрямую воздействуют на тормозные механизмы (такая схема практически не применяется), либо через систему тросов, тогда речь о гидромеханическом приводе.
Электрический привод в чистом виде используется редко, в большинстве случаев речь идет о таком виде устройств как электромеханический ручной тормоз. По сути, это:
И последний нюанс. Вид тормозного механизма. Он бывает барабанным и дисковым. С барабанным тормозным механизмом все предельно ясно – есть барабан, есть колодки ручника и трос ручника (система тросов или тяги), либо гидроцилиндр, либо ременная передача.
С дисковым механизмом все намного сложнее, многое напрямую зависит от того, какие тормозные суппорта и соответственно рабочие цилиндры с поршнями (их количество) установлены. По данному параметру стояночный тормоз бывает:
Существует масса и других решений.
Из-за огромного выбора конструкционных решений о принципе работы можно написать отдельную статью. Поэтому укажем лишь основной базовый принцип работы схемы с тормозным механизмом. Водитель поднимает или переключает рычаг (варианты нажимает на педаль, нажимает на кнопку). Срабатывает привод (гидромеханический, механический, электромеханический или другой). Привод воздействует на тормозной механизм, колодки ручника прижимаются к барабану или диску и надежно удерживают автомобиль на месте.
Требуются обслуживание, ремонт, замена ручного тормоза в Казани?
Обращайтесь в технический центр «Гвардейский» 7 дней в неделю