Hyundai Sonata - удобный и симпатичный среднеразмерный седан, доказывающий, что Hyundai может строить автомобили, с которыми легко жить. С начала производства в 1985 году модель претерпела много изменений и с годами становилась всё лучше. Hyundai усиленно трудился, экспериментируя со стилизацией, улучшая производительность и добавляя всё больше сложных технологий.
Немного истории
На внутреннем корейском рынке модель первого поколения (Y1) продавалась в качестве исполнительного седана. Производитель использовал броские фразы вроде «Роскошный автомобиль для VIP», однако по факту Sonata была основана на старом Stellar без какой-либо реорганизации, замеченной публикой. В 1987 году Hyundai добавил вариант с двухтонной цветовой схемой отделки и бортовым компьютером, но продажи всё равно пошли вниз и выпуск автомобиля был прекращён в декабре того же года.
Сонату предлагали только на паре внешних рынков - в Канаду и Новую Зеландию шёл экспорт под именем Stellar II. Производитель нацеливался на завоевание Штатов, но автомобиль, представленный в Южной Корее 4 ноября 1985 года, не отвечал принятым там стандартам выбросов и не был допущен к продаже.
Неуклюжие Сонаты первого поколения мало что сделали, чтобы изменить представление общественности об автомобилях Hyundai - слабых, неряшливо построенных, обременённых примитивными трансмиссиями и ничего не предлагающих, кроме низкой цены. То же касалось и второго поколения (Y2, 1988-1993), задуманного для расширения присутствия Hyundai в Северной Америке. Оно появилось в Южной Корее в начале лета 1988 года, в сентябре - в Канаде, 14 ноября достигло берегов Соединенных Штатов, а в марте 1989-го доехало до Австралии. Семейный седан получил «подтяжку лица» в 1991 году и окончательно заменил Stellar. Внешний вид машины разработал Джорджетто Джуджаро из ItalDesign, а строилась она в корейском Ульсане и канадской провинции Квебек.
В Европе Sonata появилась в июне 1989 года и стала третьей моделью, продающейся там после выхода на этот рынок бренда Hyundai. Она нацеливалась на конкуренцию с крупным Ford Granada Scorpio, но низкая цена позволила ей соперничать с меньшими автомобилями вроде Ford Sierra. В техобеспечении модели принял участие Mitsubishi - Hyundai использовал немало его инженерных разработок, в том числе платформу от Galant Е и 2,4-литровые двигатели. Силовые агрегаты производились по лицензии в Корее и имели выштампованные на них коды Hyundai, но в остальном были почти идентичны 82-киловаттным четырёхцилиндровым блокам Sirius, используемым Mitsubishi на американском рынке. 3,0-литровый V6 на базе Mitsubishi 6G72 пришёл в 1990 году. Другие рынки получили 1,8 и 2,0-литровые двигатели, перенесённые из первого поколения, но оснащённые MPI вместо карбюраторных аналогов, используемых в Y1. Американская модель получила 2.0L DOHC G4CP для модели 1992 года, заменивший оригинальный 2,4-литровый SOHC G4CS.
Третье поколение (Y3) мир увидел в 1993-м. Базовым двигателем был 2,0-литровый I4 (77-киловаттный Сириус), но кое-где предлагался и 3,0-литровый 107-киловаттный V6. Это поколение продолжалось до распада квебекского производства осенью 1993 года. После этого все Сонаты строились в Корее до запуска завода в Пекине (декабрь 2002-го). С 1995 по 1998 год на внутреннем корейском рынке продавалась необычная Соната, отличающаяся рестайлингом передней и задней фасций - её называли Hyundai Marcia.
В 1996 году все модели Y3 получили обновлённый дизайн, но мало что изменилось в техническом плане. Разве что мощность 4-цилиндрового двигателя возросла до 92 кВт (123 л.с.). В 1997 году машина снова прошла рестайлинг, но тоже без особых изменений к лучшему.
В общем, мы бы советовали избегать первых трёх поколений, а если уж вам непременно нужна подержаная Соната, смотрите на версии, произведённые после 2006 года - они были весьма конкурентоспособными в своём сегменте.
Четвертое поколение (EF)
Новая версия прибыла в 1998-м, радуя интересным дизайном, повышенной производительностью и заметными улучшениями в плане шумоизоляции и качества езды по сравнению с неудачными предшественниками. На её платформе базировалась Kia Optima (известная также как Magentis) - модели помимо этого разделили двери и некоторые другие внешние/внутренние элементы. Первое поколение компактного кроссовера Santa Fe, кстати, тоже сидело на этой платформе.
Дешёвые версии питались от 2,0- (123 л.с.) или 2,4-литрового (138 л.с.) агрегата с четырьмя цилиндрами, а версии подороже получали 2,5-литровый V6 (159 л.с.). Эти цифры могут отличаться от того, что вы найдете в другом месте, ибо Hyundai искажал результаты до 2002 года, давая Сонате больше лошадей, чем на самом деле.
После фейслифтинга в преддверии 2002 модельного года серия стала называться EF-B. Она слегка подправила внешность, сместила задний номерной знак от нижнего бампера к крышке багажника, получила новый алюминиевый 2,7-литровый Дельта V6 серии G6BA (128 кВт) и модернизированный четырёхцилиндровый Сириус II (111 кВт/213 Нм). Кроме того, эти автомобили обзавелись более качественным интерьером с мягкими пластмассами.
Рестайлинговая версия Сонаты-4 также производилась в России - там сборкой занимался ТагАЗ, радуя россиян изящными недорогими «иномарками» с 2002 до 2011 год. Впрочем, радовались лишь те, кто пересел в них из отечественных авто - привыкшие к хорошим «немцам» и «японцам» были недовольны низким качеством машин с тонкой обшивкой, дешёвым твёрдым пластиком в салоне, плохо подогнанными панелями, быстро облазящей краской и отсутствием более-менее приличного оборудования. О качестве автомобиля красноречиво свидетельствовала гарантия: в то время как американские Сонаты сопровождались беспрецедентным 10-летним сроком, российские модели ограничивались двумя.
Пятое поколение (NF) появилось в Корее в 2004 году, шестое - в 2009-м, однако некоторые страны надолго «застряли» на четвёртом. Штаты, например, продавали его до 2006-го, Россия до 2011-го. В Китае оно вообще строится до сих пор (с августа 2009 года под названием Moinca). Правда, машина доступна только на местном рынке. Там она комплектуется исключительно двухлитровым двигателем в сопровождении тех же коробок, что использовались в международных версиях - пятиступенчатой МКП или четырехступенчатого автомата.
Интерьер
Самые большие изменения произошли в 2009 году, когда мощность двигателей была увеличена, а внутренняя часть украсилась новой приборной доской и более качественными материалами. Было также несколько дополнений в списке функций, в том числе вспомогательный аудиоразъём и опциональный сенсорный экран с навигацией. До этого салон был неплохим на вид, но не первоклассным, и имел странное расположение элементов управления аудиосистемой и климатом: первые были установлены слишком высоко, вторые низко. В остальном всё было хорошо. Общий дизайн был приятен глазу. Производитель утверждает, что старался обеспечить наибольший комфорт для водителя и пассажиров, но единственные реальные плюсы - немаркая обивка кресел, куча укромных местечек для хранения разных мелочей и хороший всесторонний обзор. Всё покрывает скрипучий жёсткий пластик, сиденья плосковаты, места для пятерых взрослых людей недостаточно, головы высоких пассажиров упираются в потолок, а рабочие панели вокруг водителя усеяны множеством кнопок, которые сложно использовать на ходу. Капитанское кресло регулируется слабо, руль - только по углу наклона, так что подобрать удобное положение удаётся не сразу и не всем.
Впрочем, есть и положительные моменты. К примеру, пространства в ногах на заднем ряду хватит и для детей, и для взрослых, салонные материалы прочны и не требуют особого ухода, багажник вместительный и удобный при загрузке, задние сиденья (в некоторых версиях) можно сложить в конфигурации 60/40, расширяя грузовое пространство, а в кабине впечатляюще тихо (кроме тех случаев, когда машина резко ускоряется).
Дорожные впечатления
Hyundai Sonata 4 - довольно большой и тяжелый автомобиль. Это чувствуется при вождении: переднеприводная машина кажется немного громоздкой и неуклюжей на острых поворотах, но и на низкой, и на высокой скорости ездит достаточно хорошо. Четвёртое поколение отдало приоритет комфорту вместо чёткой обработки. Автомобиль аккуратно сглаживает неровности на асфальте, хорошо держит дорогу и напоминает роскошный лимузин плавным движением по шоссе, но значительные крены кузова и малоинформативный руль мешают получать удовольствие от вождения. Рулевое управление расплывчатое, торможение требует сноровки, а КПП иногда вяло реагирует, но всё это не настолько ярко выражено, чтобы превращать езду в нервотрёпку. Круизы по автомагистралям, во всяком случае, проходят гладко.
Под капотом работали 2,0- или 2,4-литровые четырехцилиндровики в зависимости от рынка. Покупатели могли перейти на более мощный V6 за дополнительные деньги или получить его в стандартной комплектации, если выбирали топовые версии. Российский ТагАЗ предлагал два двигателя объёмом 2,0 и 2,7 литра, генерирующих 135 и 170 л.с. соответственно. Первый разгонял машину до 100 км/ч за 10 секунд плюс-минус 5 десятых в зависимости от коробки передач и прочего оснащения, второй - за 9,1-9,7 сек. Пиковая скорость тоже отличалась, в первом случае доходя до 190-200 км/ч, во втором до 210-216.
Достойная эффективность и экономичность четырёхцилиндровых двигателей делала их конкурентоспособными и привлекательными не только для частных клиентов, но и таксомоторных компаний. V6 был не столь сильным, как аналоги в конкурирующих седанах, но радовал гладкой поставкой энергии и похвальной экономией топлива. Производительность, как видим, не сильно повышалась, но шестицилиндровик чувствовал себя совершенно особенным. Он представлял собой полностью алюминиевый 2,7-литровый блок и в то время считался инновационным. Все Сонаты поставлялись с механической коробкой передач в базовом виде или могли быть заказаны с четырёхступенчатой полуавтоматической КПП SHIFTRONIC (стандартной в топ-спецификации), которая включала в себя функцию ручного управления.
После модернизации Sonata смогла предложить достойную обратную связь от ставшего более чётким рулевого управления, а крены кузова свела к минимуму. Свист ветра, рокот двигателя и дорожный шум был минимизирован, а тормоза останавливали машину намного увереннее. В плане качества езды, плавности хода и управляемости критики и владельцы стали характеризовать Сонату как стабильное, гладкое и отзывчивое транспортное средство. А после добавления стандартных ABS, ESC, кучи воздушных подушек, ремней с преднатяжителями, ISOFIX-креплений и прочих элементов ещё и как безопасный, прекрасно подходящий для семейных путешествий с детьми автомобиль.
Цены и конкуренты
Стоимость новых моделей в Европе держалась на уровне € 12-14 000, а «тагазовская» версия предлагалась ещё дешевле - за 550-700 тысяч рублей. Совершенствуясь на протяжении всего жизненного цикла (как мы уже отмечали, более или менее длинного в различных регионах мира), к пенсии четвёртое поколение Sonata стало, по словам обозревателей, «продуманным семейным седаном» и «жизнеспособной альтернативой более дорогим и популярным автомобилям». Подразумевались, конечно, Honda Accord, Kia Optima, Volkswagen Passat и Toyota Camry.