Отказаться от дешевой и пользующейся неплохим спросом «классики» АвтоВАЗ не решался очень долго. Заводчане прекрасно понимали, что разработка современного автомобиля обойдется очень дорого. Соответственно и сохранить те цены, к которым за несколько десятилетий привыкли покупатели отечественной техники, едва ли получится. Но как ни крути, а рынок требовал перемен. Так на смену седанам и хэтчбекам времен СССР пришла Lada Granta, которая в том числе должна была изменить мнение автолюбителей об отечественной технике. К сожалению, по своим потребительским характеристикам Granta до своих иностранных конкурентов так и не дотянула. Зато и стоил отечественный автомобиль заметно дешевле. Теперь, когда Granta широко представлена на вторичном рынке, эту модель можно назвать одной из самых доступных.
Середина двухтысячных для АвтоВАЗа была очень непростым временем. На рынок хлынул поток иномарок, многие из которых могли похвастаться весьма привлекательным ценником. Для того, чтобы остаться на плаву, заводчанам срочно требовался новый автомобиль. Вот только средств на разработку принципиально новой модели у АвтоВАЗа не было. К счастью, к 2008 году производство хэтчбека и седана Kalina было освоено очень хорошо, благодаря чему инженеры получили в свое распоряжение уже готовую «калиновскую» платформу. В 2009 году публика увидела первые эскизы будущей Granta, а сам АвтоВАЗ официально подтвердил, что работы по созданию новой модели начаты. Через два года с конвейера сошли первые серийные Granta. Еще через год официально дебютировала версия с автоматической коробкой передач.
Все остальные годы производства Lada Granta – это время доработок, обновлений и модернизаций. Иначе угнаться за конкурентами было невозможно. В 2013 году в ходе небольшого рестайлинга была доработана механическая коробка переключения передач, на которую в первые годы производства Granta поступало немало претензий. Модернизированная «механика» получила синхронизаторы и новый механизм переключения, что позволило улучшить четкость включения передач. В том же 2013 году под капотом прописался модернизированный 1,6-литровый 16-клапанный мотор, мощность которого возросла с 98 до 106 лошадиных сил. Дальнейших больших и маленьких изменений можно насчитать еще несколько десятков. И это хорошо: благодаря постоянной работе над автомобилем новые Granta на сегодняшний момент совсем не напоминают автомобильный «полуфабрикат», коим они являлись в момент старта своего производства.
Неравномерные зазоры между кузовными деталями в случае в Lada Granta вовсе не означают, что автомобиль был наспех восстановлен после ДТП. В большинстве своем – это следствие низкой культуры производства. Хватает и других претензий. В том числе по коррозионной стойкости. Сильные сколы надолго без внимания лучше не оставлять. В противном случае они быстро покроются рыжим налетом, после чего коррозия начнет прогрессировать. Если есть планы ездить на автомобиле долго, лучше не поскупиться и сразу же после покупки сделать качественную антикоррозионную обработку.
Посредственное качество сборки – вот, что портит впечатление от салона Lada Granta. Учитывая невысокую стоимость автомобиля, смириться с дешевым пластиком совсем не трудно, а вот незакрывающемуся бардачку или отваливающемуся плафону освещения салона никаких оправданий нет. Люфт передних сидений, наспех проложенные уплотнители, неравномерные зазоры между пластиковыми деталями – опять же следствие не самой качественной сборки.
Ситуация по надежности электрики неоднозначная. На Granta в базовой комплектации выходить из строя по большому счету нечему. Автомобили в максимальной комплектации напротив оборудованы ничуть не хуже многих иномарок. Соответственно и проблем по электрической части с ними гораздо больше. Благо, что большинство неприятностей сводятся к нерегулярным глюкам той или иной системы.
Все доступные для Granta силовые агрегаты имеют объем 1,6 литра. Но, несмотря на это, разница между ними весьма существенная. Базовым считается 8-клапанный агрегат мощностью 80 или 90 лошадиных сил. Другой мотор имеет 16 клапанов и в зависимости от года выпуска автомобиля развивает 98 или 106 лошадиных сил. Во всех моторах используется ременной привод ГРМ, замену которого придется производить каждые 50 тысяч километров. Затягивать не стоит, поскольку обрыв ремня неминуемо ведет к капитальному ремонту мотора. Лишь изредка в 8-клапанном силовом агрегате обрыв ремня ГРМ не приводил к повреждению клапанов. В остальном существенных претензий к «вазовским» моторам нет.
При своевременном техобслуживании моторы легко выдерживают до пробега в 130-150 тысяч километров, после чего понемногу начинают терять компрессию. Но и это далеко не приговор. До замены поршневой группы можно легко проехать еще 100 тысяч километров. Итого – 250 тысяч километров до капитального ремонта. Ресурс, вполне сравнимый с таковым у двигателей большинства современных автомобилей. Что касается возможных неприятностей, то при больших пробегах стоит обращать внимание на течи из-под сальников и головки блока цилиндров. Кроме этого стоит учесть, что к пробегу в 100-120 тысяч километров маслосъемные колпачки обычно дубеют, из-за чего двигатель начинает сильнее потреблять масло. Что касается выбора конкретного мотора, то в данном случае в первую очередь стоит ориентироваться на свои потребности. С мощным 106-сильным двигателем Lada Granta едет очень динамично. Зато проверенный 8-клапанный агрегат технически гораздо проще, благодаря чему оказывается дешевле в обслуживании и ремонте.
Куда чаще механическую коробку Lada Granta ругают не за ее надежность, а за неважные эксплуатационные характеристики. Вибрации при переключении передач и характерный звук давно стали отличительной особенностью «вазовской» коробки. Нередко к этому добавляется скрип, дающий о себе знать при нажатии на педаль сцепления. Причин неприятного скрипа может быть несколько. Если скрип доносится непосредственно от самой педали сцепления, то дело наверняка во втулке крепления педали. Если источник неприятных звуков находится в моторном отсеке, то дело наверняка в поводке наконечника. Благо, что после обработки трущихся деталей графитной смазкой поскрипывания исчезают.
На конвейере на Granta изначально устанавливали комплектующие не самого высокого качества. Так что нет ничего удивительного в том, что сцепление при среднестатистической эксплуатации служит всего 50-60 тысяч километров. Скупой платит дважды – этот как раз про отечественный автомобиль. Тем, кто дважды платить не желает, лучше при замене сцепления выбрать более качественные импортные запчасти. Они хоть и обойдутся чуть дороже, но и прослужат заметно дольше. Что касается Granta с автоматической трансмиссией Jatco, то не самая сложная в конструктивном плане трансмиссия проблем практически не доставляет. Впрочем, без неприятных нюансов все-таки не обошлось. Блок управления трансмиссией в сырую погоду склонен к сбоям. Объясняется это тем, что инженеры расположили блок под левым крылом, из-за чего влага из-под колес может периодически попадать на микросхемы. В худшем случае по этой причине автомобиль не заведется вовсе, хотя чаще всего владельцы Granta с «автоматом» сталкиваются лишь с некорректной работой коробки.
Крепкая подвеска – это не про Lada Granta. Зачастую претензии к ней владельцы предъявляют буквально выехав из автосалона. Виной тому традиционно «плавающее» качество сборки. Нередко подвеска Granta поскрипывает с первых же километров. Лишь после того, как владельцы новеньких автомобилей собственноручно протягивали подвеску, неприятные звуки исчезали. Впрочем, дела с неудовлетворительным качеством сборки на АвтоВАЗе за последние годы все-таки сдвинулись с мертвой точки. Те Lada Granta, что сходят с конвейера сейчас, собраны достаточно хорошо. Дала свои положительные плоды и работа с поставщиками комплектующих. Откровенно дешевые и некачественные детали на Granta сейчас не устанавливаются. Если же говорить об экземплярах первых лет выпуска, то большинство расходников низкого качества уже давно заменены предыдущими владельцами.
Чаще всего в ходовой Granta будут требовать замены опорные подшипники стоек. В зависимости от качества дорог, по которым эксплуатируется автомобиль, они выдерживают от 10 до 20 тысяч километров. Схожая картина и с амортизаторами: они служат от 30 до 50 тысяч километров. ШРУСы на Granta в среднем выдерживают порядка 40-50 тысяч километров, сайлент-блоки – 60-70 тысяч километров. Каждые 50-60 тысяч километров будут требовать замены ступичные подшипники. Конечно, ресурс расходников Lada Granta нельзя назвать выдающимся, но едва ли стоит печалиться по этому поводу. Все детали подвески – оригинальные и неоригинальные – стоят довольно дешево. Да и за работу по их замене мастера много не попросят. В крайнем случае, какие-то работы можно сделать своими силами. Подвеска Granta очень проста, так что при наличии необходимого инструмента большого труда это не составит.
Рулевое управление Granta достаточно надежно. Обычно после 40 тысяч километров рулевой рейке требуется небольшая подтяжка, но на этом проблемы заканчиваются. Что касается рулевых наконечников, то при аккуратной эксплуатации они выдерживают до 40 тысяч километров.
Lada Granta первых лет выпуска – не самый лучший выбор даже при весьма ограниченном бюджете. Косвенно об этом говорит и небольшой гарантийный срок от АвтоВАЗа: 50 тысяч километров или три года. Лишь в 2014 году заводчане, излечив Granta от многих «детских» болезней, увеличили свои гарантийные обязательства до 100 тысяч километров или пяти лет эксплуатации. После рестайлинга 2018 года Granta и вовсе превратилась в «почти иномарку». Что касается цен на подержанные Granta, то они стартуют с отметки в 110-120 тысяч рублей. Самые дорогие подержанные экземпляры возрастом один-два года стоят в разы дороже: до 650 тысяч рублей.