В автомобилях, двигатель которых соответствует нормам экологического стандарта Евро2 и выше, в обязательном порядке выхлопная система включает катализатор, его еще называют конвертер, каталитический преобразователь или конвертер-нейтрализатор. Специалисты технического центра «Гвардейский» в Казани занимаются обслуживанием этого важного узла, что подразумевает диагностику, а в случае выявления неисправностей замену или удаление катализатора.
Катализатор необходим для снижения концентрации вредных химических соединений в выхлопных газах, а именно таких как:
Принцип работы устройства основан на том, что катализатор вступает в химическую реакцию с компонентами отработавших газов, в результате уменьшая содержание вредных веществ. Используются окислительно-восстановительные процессы. Катализатор бывает двух- или трехкомпонентным, соответственно используются процессы окисления и восстановления.
То есть выполняется поэтапная очистка выхлопных газов. На первом этапе происходит восстановительный процесс, при помощи иридия, родия и платины оксиды азота расщепляются на атомы азота и кислорода. На втором этапе проистекает окислительный процесс преобразования моноксида углерода и углекислого газа с использованием платины и палладия. Иначе говоря, могут применяться два-три каталитических преобразователя (редкоземельных элементов), что позволяет в случае неисправности и последующей замены выбрать деталь с более дешевыми катализаторами.
Восстановительный и окислительный процессы эффективно проходят только под воздействием высоких температур. Поэтому выхлопная система устроена так, чтобы катализатор находился как можно ближе к выпускному коллектору. Если установлен дизельный двигатель, то возникает проблема с работой восстанавливающего катализатора из-за недостаточной температуры отработавших газов. Решений два. Первое основано на применении в качестве катализатора ванадия. Второе заключается в использовании карбамида (мочевины), правда не совсем обычного, эта жидкость называется AdBlue (ЭдБлю). Карбамид замерзает при -11°С, а после того как растает, разрывает элементы, которые включает выхлопная система. AdBlue при такой температуре не замерзает, а превращается в гель, кашицу, толку ноль, но вреда нет. С целью исправления ситуации используют электроподогрев.
Нашими мастерами катализатор обслуживается с учетом того, какой двигатель установлен, бензиновый или дизельный. Во втором случае дополнительно ставится сажевый фильтр, он тоже требует проверки.
В целом катализатор, который устанавливается на автомобиль где двигатель дизельный, называется SCR катализатором. SCR – избирательная каталитическая нейтрализация. Она включает в себя ЭБУ (электронный блок управления), систему подачи и подогрева мочевины, сажевый фильтр и несколько датчиков. В российских условиях абсолютно бесполезная, но жутко дорогая и сложная в обслуживании система, поэтому ее стараются отключать при помощи программатора, иногда дилерского сканера или путем установки эмулятора AdBlue. В ряде случаев систему избирательной каталитической нейтрализации SCR дополняет или заменяет система рециркуляции отработавших газов EGR.
В целом катализатор состоит из трех основных компонентов, таких как:
Наши автослесари при обслуживании каталитического преобразователя большое внимание уделяют именно блоку-носителю, с ним наибольшие проблемы. Матрицы различаются по форме и материалу изготовления.
По форме выделяют два основных вида. Первый – это бусины, как правило, из огнеупорной керамики, встречаются редко, но есть. Второй – соты-ячейки, каналы, расположенные продольно, наиболее распространенное решение.
Что касается материала изготовления матрицы, то это или огнеупорная керамика, бюджетное решение, но очень хрупкий элемент, или металлические сплавы, конечно надежнее, но дороже и сложнее, поэтому широкого распространения такой вариант не получил.
Характерных неисправностей, которые приводят к тому, что требуется замена катализатора или, по требованию автовладельца, удаление катализатора в техническом центре «Гвардейский», несколько. Если брать по конструкционным элементам то:
Это основные неисправности, существует целый ряд других. Все напрямую зависит от того, какую конфигурацию имеет выхлопная система, какой установлен двигатель и других параметров.
Основные причины неисправностей:
Нарушения в работе катализатора и, как следствие, силового агрегата зачастую связаны с неисправностями систем смазки, запуска двигателя, зажигания, ломаются датчики, тот же лямбда-зонд (кислородный датчик). А еще автоэлектрики нашего техцентра указывают на поломки в электрической части, выход из строя или некорректную работу системы управления двигателем, как одну из причин преждевременной замены катализатора.
Признаки, которые говорят о том, что катализатор требует проверки, это снижение эксплуатационных и технических характеристик мотора. Двигатель заводится плохо и работает также, глохнет, падает мощность, «плавают» обороты, снижается динамика разгона, загорается на приборной панели «Check Engine». Плюс к этому в большинстве случаев:
Все это говорит о том, что пора в автосервис. Вероятно понадобится замена катализатора или если это возможно и автовладелец пожелает – удаление катализатора. В противном случае двигатель выйдет из строя гарантированно, особенно при разрушении матрицы.
Каталитический нейтрализатор проверяется мастерами нашего техцентра с использованием разнообразных методик, среди которых отметим:
Современные легковые автомобили имеют систему самодиагностики, поэтому о поломке может оповестить бортовой компьютер и/или индикатор «Check Engine» на панели приборов. Определение поломок осуществляется также по вторичным симптомам и признакам.
Конвертер – деталь неремонтопригодная, поэтому выполняется замена катализатора, услуга недешевая с учетом стоимости узла.
Эконом-вариант – удаление катализатора, замена его на пламегаситель. Если двигатель дизельный, то еще и систему SCR отключают. Но эти манипуляции сомнительны. Внесение изменений в конструкционную схему, особенно когда все выполнено «умельцами» из гаражного кооператива, может привести к тому, что двигатель или выхлопная система попросту выйдут из строя.
Поэтому если необходима замена катализатора в Казани, обращайтесь в технический центр «Гвардейский» семь дней в неделю