Замена кислородного датчика

Записаться на ремонт

Замена кислородного датчика

Выхлопная система автомобиля оборудуется множеством датчиков. Они необходимы с одной стороны для обеспечения оптимального режима работы силового агрегата и сопутствующих систем, включая систему подачи топлива и формирования оптимального состава топливно-воздушной смеси (ТВС), с другой – контроля уровня вредных соединений в отработавших газах, речь идет об оксидах азота, монооксиде углерода, углеводородах и летучих органических соединениях. Один из ключевых датчиков – лямбда зонд. В Казани его обслуживанием, а также обслуживанием других элементов, которые включает выхлопная система, в том числе таких, как резонатор, глушитель, приемная труба, катализатический нейтрализатор и выпускной коллектор, занимаются специалисты технического центра «Гвардейский».

Актуальность предоставления услуги

Автомобиль, у которого двигатель имеет электронную систему управления, отслеживающую основные параметры работы силового агрегата, предполагает установку ЭБУ (блока электронного управления) и целого ряда датчиков. В случае если уровень токсичности отработавших газов соответствует нормам экологического стандарта Евро 2, лямбда зонд ставится один, перед каталитическим нейтрализатором. Если модель более современная и уровень токсичности выхлопных газов соответствует нормам Евро 4, то кислородный датчик устанавливается парой, то есть их два, один до, другой после катализатора. Это устройство необходимо для формирования оптимального состава ТВС, иначе говоря определения в ней пропорционального соотношения объема воздуха и топлива. Помимо соблюдения действующих норм, это позволяет оптимизировать работу мотора. Поэтому без исправного датчика кислорода двигатель будет работать неэффективно, снижается его моторесурс, выходят из строя элементы систем, обеспечивающих работоспособность силового агрегата, в том числе выхлопной системы (речь, прежде всего, о катализаторе). В Казани сразу обращайтесь к мастерам нашего технического центра. Лямбда зонд – узел небольшой, но очень важный.

Основные функции и принцип работы

Кислородный датчик, встречаются такие варианты названия как датчик кислорода, λ-зонд, датчик концентрации кислорода и лямбда зонд, – узел для расчета в выхлопных газах объема остаточного кислорода. Такой процесс еще принято называть лямбда-регулированием. Место его установки – выхлопная система, но по своей сути это часть системы управления двигателем. Лямбда-регулирование, как отмечалось выше, необходимо для:

  • обеспечения наилучшего соотношения воздуха и топлива (бензина, солярки) в ТВС в зависимости от текущих эксплуатационных условий, при таких параметрах двигатель будет работать наиболее эффективно;
  • создания близких к идеальным условий работы катализатора, с целью продления его ресурса и повышения эффективности использования.

То есть в случае, когда кислородный датчик один, то он необходим для определения оптимального состава ТВС. Второй датчик устанавливается с целью оценки эффективности работы катализатора, того, в каком составе отработавшие газы будут передаваться в резонатор и дальше в основной глушитель. От этого напрямую зависит их ресурс эксплуатации.

Принцип работы во многом предопределен конструкционными особенностями. Раньше кислородный датчик был резистивным. Его принцип работы основан на определении удельного сопротивления вещества (оксида олова или благородных металлов) в датчике под влиянием снижения или увеличения концентрации кислорода в выхлопе. То есть увеличение объема кислорода ведет к уменьшению резистивного сопротивления. Лямбда зонд такой конструкции нашим автослесарям сейчас встречается все реже. Этот кислородный датчик более подробно рассматривать не будем.

На новых автомобилях ставится электромеханический кислородный датчик с пороговыми элементами, его еще называют гальванический. Рабочий принцип основан на использовании разности потенциалов. Наиболее распространенных решений два. Работа одних λ-зондов кислорода базируется на использовании диоксида циркония (ZrO₂), других – двуокиси титана (TiO₂).

При обслуживании гальванических пороговых датчиков кислорода наши мастера учитывают ряд важных характеристик, таких как:

  • количество контактов, в пределах от одного до четырех;
  • тип крепления, особенно важно при установке и демонтаже устройства, основных вариантов два – резьбовое или фланцевое;
  • ширина измерений, лямбда зонд бывает широко- и узкополосным;
  • наличие или отсутствие электронагревательных элементов.

В целом конструкционная схема устройств для определения объема кислорода в отработавших газах может существенно отличаться. Основных элементов три:

  • корпус;
  • электролит в твердом состоянии (двуокись титана (TiO₂) или диоксид циркония (ZrO₂));
  • провода, для подключения к электронному блоку управления.

Дополнительно могут ставиться прочие элементы, включая нагревательные.

Поломки

Замена датчика кислорода связана с характерными неисправностями устройства, среди которых стоит отметить такие как:

  • поломки в электрической части;
  • температурная деформация;
  • механические повреждения;
  • топливо плохого качества, например, с повышенной концентрацией свинца (этилированный бензин), содержанием вредных примесей, добавок и мелкодисперсионных частиц (в случае выхода из строя такого элемента как топливный фильтр);
  • нарушения в работе систем и подсистем, без которых двигатель не сможет работать (запуска, зажигания, подачи топлива, смазки, охлаждения, характерные неисправности – попадание на кислородный датчик антифриза (другой охлаждающей жидкости) и моторного масла).

Основные признаки поломок, которые свидетельствуют о том, что нужно купить лямбда зонд и поменять:

  • повышенный расход топлива;
  • нарушение работы мотора;
  • выход из строя катализатора;
  • загорается на приборной панели индикатор «Check Engine»;
  • повышение содержания токсичных химических соединений в отработавших газах.

Эти признаки и целый ряд других говорят о том, что выхлопная система неисправна и с целью выявления, локализации и устранения поломок необходима диагностика.

Диагностика и замена

Кислородный датчик мастера технического центра «Гвардейский» проверяют с использованием визуального осмотра, инструментальной и компьютерной диагностики. Если устройство неисправно, то в большинстве случаев проводится замена датчика кислорода, это расходный материал. Конечно, можно использовать ультразвуковую чистку на стенде, ортофосфорную кислоту, моющий эмульсионный раствор, но не всегда это возможно и, как правило, по деньгам не всегда обосновано, да и ресурс будет небольшим.

Необходима замена датчика кислорода?

Приняли решение купить лямбда зонд?

В Казани обращайтесь к мастерам технического центра «Гвардейский» 7 дней в неделю с 9:00 до 21:00.

Наши специалисты подберут кислородный датчик в соответствии с теми особенностями, которые имеют выхлопная система и двигатели, проведут качественную и оперативную замену.

Наши контакты


Действующие акции

Подпишитесь на наши рассылки