Неисправности кондиционера автомобиля

Записаться на ремонт

Неисправности кондиционера автомобиля

Элементы системы кондиционирования воздуха в автомобиле в процессе эксплуатации подвержены износу и повышенным нагрузкам. Данные факторы обуславливают необходимость планового и внепланового обслуживания климатической установки, которое в Казани выполняют опытные и квалифицированные мастера технического центра «Гвардейский» с использованием современного оборудования и расходных материалов. В рамках предоставления услуг проводятся:

  • полная диагностика автокондиционера;
  • обслуживание, в том числе антибактериальная обработка;
  • ремонт автомобильного кондиционера при необходимости.

Существует множество причин, которые могут привести к поломке элементов системы кондиционирования, рассмотрим основные из них более подробно.

Неисправности системы кондиционирования

Эксплуатация климатической установки автомобиля, как и других узлов, связана с необходимостью проверки ее состояния и возможностью возникновения неисправностей, среди них основные это:

  • разгерметизация системы;
  • износ и коррозия оборудования;
  • засоры в элементах системы;
  • появление вредной патогенной микрофлоры (бактерий, грибков).

Среди других причин, которые приводят к поломкам системы кондиционирования, выделим некомпетентный сервис на полуподпольных гаражных СТО и желание автовладельца сэкономить. Но скупой всегда платит дважды. И дело не столько в технике, сколько в здоровье водителя и пассажиров.

Отметим также, что помимо эксплуатационных неисправностей, отмеченных выше, существуют еще технологические (плохая сборка, некачественные материалы, ошибки инженеров при проектировании климатической установки, концепция производственной программы автопроизводителя) и внешнее воздействие (механические повреждения, агрессивные факторы окружающей среды). Поэтому необходима диагностика автокондиционера и его обслуживание.

Разгерметизация системы

Система кондиционирования замкнутая и герметичная, в ней циркулирует газ, в большинстве случаев это фреон (дихлорфторметан (R12), тетрафторэтан (R134a) или тетрафторпропан (R-1234yf)). С целью обеспечения подвижности, гибкости и герметичности климатической установки широко используются эластичные прокладки (включая резиновые типа «O-Ring»), сальники компрессора, шланги, в том числе высокого давления, магистрали. Все эти элементы со временем трескаются, теряют эластичность и подвержены деформации. Из-за высоких нагрузок перетираются шланги, трубки и даже иногда конденсаторы (причем собственными вентиляторами), герметичность нарушается в местах завальцовки и других соединений.

Как результат – разгерметизация системы. Все это приводит к:

  • утечке фреона;
  • попаданию воздуха (в целом в системе не более 2% воздуха, большая концентрация может привести к избыточному образованию влаги);
  • проникновению влаги (аккумулятор-осушитель или ресивер-осушитель могут не справиться и возможен гидроудар в компрессоре).

Первый признак разгерметизации – снижение хладопроизводительности. В современных автомобилях зачастую ставятся датчики высокого и низкого давления. В случае нарушения герметичности системы давление падает ниже определенного уровня и блок управления на основании информации датчиков попросту отключает компрессор.

Второй признак – цвет хладагента. Фреон бесцветный газ, если в системе молочно-белая взвесь, значит объем хладагента недостаточен.

Важный момент. В климатической установке есть узлы, тот же компрессор кондиционера, которые требуют постоянной смазки деталей. С этой целью заливается компрессорное (рефрижераторное, холодильное) масло. Так вот при разгерметизации оно вытекает вместе с хладагентом. В месте утечки образуется масляная пленка, это один из способов выявления поломки.

Ремонт автомобильного кондиционера в этом случае заключается либо в восстановлении поврежденного соединения, либо замене детали с нарушенной герметичностью конструкции. Самостоятельно это выполнить можно, но без навыков и инструментов сложно, существует вероятность неправильного монтажа, например, можно попросту попутать штуцеры. И это не самое страшное. После восстановления герметичности необходима заправка кондиционера. Плюс к этому надо правильно выбрать хладагент, компрессорное масло, знать, куда они заливаются и в каком объеме. И еще при таком роде поломок может потребоваться замена ресивера-осушителя или аккумулятора-осушителя (в зависимости от используемой схемы).

Вот для этого потребуется специальное оборудование, которое есть только на крупных СТО и в специализированных технических центрах, а также опытные и квалифицированные мастера. Например, если производится заправка кондиционера без предварительного вакуумирования, то в системе могут оказаться избыточные воздух и влага. Поэтому если потребуется заправка кондиционера в Казани, обращайтесь в технический центр «Гвардейский».

Совет от наших специалистов. Чтобы обеспечить герметичность соединений и эластичных элементов, необходимо поддерживать их в чистоте и обеспечить постоянную эксплуатацию, даже в зимний период (зимой нужно просто включать кондиционер на 5-10 минут).

Износ и коррозия оборудования

Износ оборудования связан с эксплуатационными, технологическими параметрами, коррозия обусловлена влиянием агрессивных факторов окружающей среды (температурные перепады, повышенная влажность, химические соединения).

К причинам, вызывающим коррозию, относится и грязь, под ее слоем происходят химические процессы, которые разъедают металл, в результате магистрали и трубка кондиционера, компрессор выходят из строя, конденсатор, забитый грязью, перестает эффективно охлаждать хладагент, что приводит к повышению давления. Поэтому необходимо климатическую установку периодически мыть. Лучше воспользоваться профессиональной автомобильной мойкой и поддерживать моторный отсек автомобиля в чистоте.

Что касается износа, то следует более подробно остановиться на основных узлах системы кондиционирования автомобиля.

Управляющие устройства

Начнем с управляющих устройств. В климатической установке установлено множество датчиков, прежде всего под угрозой металлические контакты. Их деформация или окисление приводят к отключению устройств, в результате автокондиционер перестает работать. Вентилятор кондиционера порой имеет сходную проблему. Характерные неисправности – выход из строя датчиков (включения вентиляторов, высокого и низкого давления, температуры), реле, блоков управления, обмерзание дросселя или терморегулирующего вентиля из-за избыточного объема влаги и воздуха в системе, программные сбои в блоке управления. Все это приводит к отключению или неравномерной работе климатической системы. В таком случае требуется диагностика автокондиционера, проверка уровней воздуха и влаги, которые содержит фреон, с помощью специального оборудования, при необходимости замена датчиков.

Компрессор кондиционера и электромагнитная муфта

Сердце любой климатической установки – компрессор кондиционера. Признаки его износа – посторонние шумы, скрип, снижение холодопроизводительности, наличие потеков масла, отказы в работе. Характерные неисправности это нарушение герметичности сальников (проводится их замена). Шум говорит о том, что могут быть проблемы с приводом, ремень кондиционера изнашивается, выходит из строя подшипник шкива.

В современных системах кондиционирования для запуска компрессора используется электромагнитная муфта. Если компрессор кондиционера не запускается, проблема может быть именно в неисправной муфте.

В основном повышенный износ компрессора связан с недостаточным уровнем хладагента и масла в системе или неправильным их выбором, фреон на основе фторхлоруглеводородных и фторуглеводородных соединений, минеральное и синтетическое масло отличаются между собой значительно. Причем неправильно подобранное масло приводит к тому, что компрессор заклинивает, требуется дорогостоящая замена узла. Поэтому лучше вовремя проводить в техническом центре диагностику, менять расходные материалы и детали, такие как ремень кондиционера, проверять уровень масла, фреона и оценивать содержание в хладагенте воздуха и влаги.

Конденсатор

Конденсатор, он же радиатор кондиционера или дефлегматор, как отмечалось выше, подвержен загрязнениям из-за своего расположения и, как следствие, образованию коррозии, что приводит к нарушению герметичности трубок и системы в целом. Загрязнение конденсатора, реже повреждение других элементов системы, приводит к повышению в ней давления, которое также может увеличиваться из-за избыточного объема закачанного хладагента или отказа работы дополнительного вентилятора. В результате выдавливание прокладок и уплотнителей, сброс фреона, разрыв дефлегматора, может заклинить компрессор. Поэтому конденсатор нужно мыть и продувать. Радиатор кондиционера либо заменяется, либо ремонтируется (паяется аргонно-дуговой сваркой). Все зависит от его формы и материала изготовления.

Испаритель

Испаритель надежно спрятан и не подвержен воздействию внешних факторов, но на нем нередко поселяется патогенная вредная микрофлора, об этом ниже, и еще может появиться вода в салоне, это говорит о том, что дренажная трубка кондиционера засорилась. Также отметим такой момент, испаритель, как и конденсатор, по сути тот же радиатор кондиционера, поэтому и проблемы сходны – засорение сот, коррозия и, как следствие, разгерметизация системы. Хотя эти процессы менее скоротечные, чем у дефлегматора.

Ресивер-осушитель или аккумулятор-осушитель

Осушитель очень важная деталь климатической установки, она позволяет убрать загрязнения и избыточную влагу из системы, иначе компрессор очень быстро выйдет из строя. Основные проблемы с ресивером или аккумулятором это забившийся разнообразным мусором фильтр или выработка ресурса адсорбента. Решается проблема либо заменой узла, либо его чисткой и заменой адсорбента. Все зависит от конструкционных особенностей этого конструкционного элемента.

ТРВ и дроссель

Если кондиционер неравномерно работает, появляется лед на испарителе, компрессор очень часто выключается, то могут быть неисправны терморегулирующий вентиль или дроссель (в зависимости от схемы). Причин несколько – завоздушивание, избыточная влага, загрязнения, механические повреждения. ТРВ может быть неправильно отрегулирован. В этом случае в зависимости от степени деформации выполняется либо замена узла, либо чистка. Если это возможно.

Вентилятор

С целью дополнительного охлаждения конденсатора в климатической установке предусмотрен вентилятор кондиционера (не на всех моделях), их может быть несколько. Плюс ко всему для подачи охлажденного воздуха в салон нередко используется свой вентилятор. При выходе из строя вентилятора конденсатора снижается эффективность охлаждения хладагента, увеличивается давление в системе. Причины поломок связаны либо с электрической (нарушение электрических цепей), либо с механической частью (износ подшипников), нужна диагностика системы. В случае необходимости вентилятор кондиционера подлежит замене.

Поломки других элементов

Помимо основных элементов климатическая установка состоит из целого ряда вспомогательных. Например, для очистки воздуха, подаваемого от испарителя, используется салонный фильтр тонкой очистки. Со временем он засоряется. Поэтому техническим регламентом обслуживания автомобилей практически всех производителей определен период эксплуатации, после которого салонный фильтр меняется в обязательном порядке.

Также из строя могут выходить различные исполнительные механизмы, включая воздушные заслонки (зачастую ломается ось заслонки), порой оборудованные сервоприводами, и другие, что требует диагностики системы в целом.

Механические повреждения

Одна из причин повреждения системы кондиционирования – аварии и столкновения. Этого вполне достаточно, чтобы, например, произошел загиб магистралей. Деформированная, выкрученная трубка кондиционера – причина возникновения зон напряжения и сопутствующих деформационных нагрузок. Зачастую загнуты фитинги, радиатор кондиционера напоминает пропеллер и это далеко не все последствия. Прямой путь к разгерметизации системы. Поэтому при даже незначительном столкновении или аварии нужен не просто осмотр, а комплексная диагностика, ведь повреждения бывают и в других системах.

Засоры

Грязь в системе, отколовшиеся элементы узлов образовывают засоры в магистралях, порой полностью препятствуя циркуляции хладагента. Как результат автокондиционер не работает, а хуже всего смазка не поступает в компрессор. Причины бывают различные, в большинстве случаев попросту недосмотрели за фильтром. Решение проблемы с одной стороны простое, с другой сложное. Нужна промывка системы. Ее без демонтажа одного или нескольких узлов не выполнить. Требуются знания, опыт, специальное оборудование. Поэтому лучше всего обратиться в технический центр. Плюс ко всему еще необходима правильная заправка кондиционера после выполнения промывки, с предварительной чисткой и вакуумированием.

Патогенная микрофлора

Появление неприятного запаха говорит о наличии вредных микроорганизмов в климатической установке, условия для развития бактерий, грибков, плесени идеальные – влажно, тепло, темно. Если с этой проблемой не справиться, то возможны очень серьезные заболевания, например, вызываемый легионеллами легионеллез (легионеллезная пневмония, очень тяжелое респираторное заболевание). Поэтому если появился неприятный запах, нужна антибактериальная обработка, ее также проводят планово, в профилактических целях при помощи специальных чистящих составов, которые распыляются на воздуховоды и испаритель (он может быть не один), также обрабатывается трубка кондиционера, поддон и другие элементы. В случае необходимости производится демонтаж узлов и замена фильтра.

Некомпетентный сервис

Злейший враг автокондиционера – «мастер», который даже не догадывается как, например, правильно выполняется заправка кондиционера, какой фреон и масло подходят для той или иной системы, куда что заливается, не имеет необходимых навыков, оборудования и инструментов для диагностики, обслуживания и ремонта. Один плюс – дешево и быстро. А дальше по канонам жанра замена компрессора как минимум.

Климатическая установка – сложная система. Она не прощает ошибок дилетантов и доморощенных Кулибиных в виду конструкционных особенностей каждой марки и модели автомобиля, разнообразия используемого фреона и компрессорного масла, других причин. Учитывайте также, что помимо некомпетентности существует еще и вредительство, например, слить хладагент зимой, а летом милости просим, заправим как надо, но только за деньги – один из самых распространенных приемов.

Поэтому для качественного обслуживания климатической системы нужно выбирать только проверенный автосервис, у которого есть необходимое для диагностики, обслуживания и ремонта оборудование, приборы, инструменты и главное грамотные, опытные, порядочные специалисты.

Технический центр «Гвардейский» предлагает в Казани услуги по обслуживанию системы кондиционирования автомобиля на высоком профессиональном уровне, с использованием современной материально-технической базы, гарантией высокого качества выполняемых работ.

Наши контакты

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОКОНДИЦИОНЕРА
№ п/п Наименование
1 АНТИБАКТЕРИАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА РАДИАТОРА КОНДИЦИОНЕРА
2 ВЕНТИЛЯТОР КОНДИЦИОНЕРА: ЗАМЕНА
3 ДИАГНОСТИКА ТЕЧИ ФРЕОНА
4 ДАТЧИК КОНДИЦИОНЕРА: ЗАМЕНА
6 ЗАПРАВКА КОНДИЦИОНЕРА
8 КЛАПАН РЕДУКЦИОННЫЙ КОМПРЕССОРА: ЗАМЕНА
9 КОЛЬЦО КОМПРЕССОРА КОНДИЦИОНЕРА
11 КОЛЬЦО УПЛОТ-ОЕ ТРУБОК ИСПАРИТЕЛЯ:ЗАМЕНА
12 КОМПРЕССОР КОНДИЦИОНЕРА: ЗАМЕНА
13 ПОДШИПНИК КОМПРЕССОРА КОНДИЦИОНЕРА: ЗАМЕНА
14 МУФТА КОМПРЕССОРА: ЗАМЕНА
15 ОСУШИТЕЛЬ КОНДИЦИОНЕРА: ЗАМЕНА
16 ПРОТЯЖКА ТРУБОК КОНДИЦИОНЕРА
17 РАДИАТОР КОНДИЦИОНЕРА (НАРУЖНИЙ): ЗАМЕНА
18 РАДИАТОР КОНДИЦИОНЕРА (САЛОННЫЙ): ЗАМЕНА
19 РЕГУЛИРОВКА РЕМНЯ КОНДИЦИОНЕРА
25 ТЕСТ ВАКУУМИРОВАНИЯ
26 ТРУБКА КОНДИЦИОНЕРА  ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ( НАГНЕТАЮЩАЯ): ЗАМЕНА
27 ТРУБКА КОНДИЦИОНЕРА ДВОЙНАЯ (ШТАНЫ):  ЗАМЕНА
28 ТРУБКА КОНДИЦИОНЕРА( РАДИАТОРА ) НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ: ЗАМЕНА
29 ТРУБКИ КОНДИЦИОНЕРА (ШТАНЫ): ЗАМЕНА

Действующие акции

Подпишитесь на наши рассылки