Техосмотр 2022 по новым правилам

Записаться на техосмотр

Техосмотр 2022 по новым правилам
Техосмотр по новым правилам

30 декабря 2021 года Президент Российской Федерации подписал закон об отмене обязательного техосмотра. Теперь техосмотр придется проходить по-новому.

Процедура обязательного технического осмотра для некоторых категорий автотранспортных средств отменена. Но техосмотр, хотя и добровольный, лучше проходить, так как существуют еще правила Таможенного Союза (ТС) о прохождении обязательного техосмотра на его территории (имеем в виду Технический регламент ТР ТС 018/2011, утвержденный 9 декабря 2011 года, его статью 72), которые никто не отменял. Да и об отмене изменений в Правила дорожного движения (ПДД), речь о внесении изменений в статью 12.1 (нормы, предопределяющие наличие диагностической карты), которые должны вступить в действие весной 2022 года (с 1 марта), пока тоже ничего не слышно. Если добавить сюда оставшиеся без изменения нормы законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), особенно что касается регрессных выплат по ОСАГО, то картина складывается не совсем радужная, а отмена обязательного прохождения техосмотра по сути лишь формальность. О каких кардинальных изменениях идет речь? Об этом далее.

Кто не должен проходить техосмотр по новым правилам?

Поправки в Федеральный закон вступили в силу, технический осмотр на территории Российской Федерации не нужно проходить тем владельцам автотранспортных средств, которые используют свой автомобиль, мотоцикл либо другое транспортное средство в личных целях.

Если техника используется в коммерческих целях, например, для перевозки грузов и/или пассажиров (речь о грузовых и пассажирских перевозках), то технический осмотр остается обязательной процедурой. Это же утверждение относится и к той ситуации, когда автотранспортное средство задействуется в качестве служебного.

Сразу отметим, что в поправках отмечены случаи, когда даже для владельцев автотранспортных средств, используемых в собственных нуждах, процедура технического осмотра останется обязательной. К таким ситуациям относятся:

  • постановка на госучет автотранспортного средства старше 4-х лет;
  • перерегистрация транспортного средства при смене собственника, если автомобилю более 4-х лет;
  • регистрация изменений, внесенных в конструкцию, или замена базовых агрегатов транспортного средства.

В перечисленных ситуациях требуется оформление диагностической карты, а следовательно и прохождение техосмотра, как процедуры необходимой для получения этого документа.

Пройти технический осмотр и спать спокойно

Сергей Ефремов, один из руководителей РСА (Российского союза автостраховщиков), отметил одну немаловажную деталь. На отечественных автомобильных дорогах согласно действующему законодательству осуществляется контроль, за безопасностью дорожного движения. Занимаются этим инспекторы Государственной службы безопасности дорожного движения (ГИБДД). Они располагают полномочиями остановить автомобиль и выполнить проверку его текущего технического состояния согласно нормам действующего законодательства, определяющим требования, предъявляемые к автомобилю при его эксплуатации.

Если автомобиль окажется неисправным технически, владельцу грозит эвакуация автомобиля, устранение неисправностей и конечно же ШТРАФ (как без него).

На минувшей неделе была предложена еще одна поправка, согласно которой техническое состояние автотранспортного средства на обочине дорог не проверяется в том случае, если добровольный технический осмотр был успешно пройден и имеется диагностическая карта. И это положительный момент.

Однако эксперт обратил внимание и на то, что в том случае если технический осмотр не будет пройден успешно, представитель ГИБДД имеет право провести осмотр автомобиля и даже если потребуется указать на необходимость посещения ПТО (пункта технического осмотра) где может быть проведен всесторонний, тщательный осмотр автотранспортного средства, его технического состояния.

Поэтому Ефремов сказал о том, что оптимальный выход из сложившейся ситуации это пройти технический осмотр и спать, как говорится, спокойно. Кроме этого он ко всему сказанному добавил и то что ранее технический осмотр проводился, так сказать, «для «галочки». У автовладельцев не было понимания зачем проходить техосмотр и считали его пустой формальностью. Да и многие ОТО (операторы технического осмотра) фактически технический осмотр не проводили, а лишь занимались продажей диагностических карт. Конечно, если подобная практика прекратит свое существование, то от этого хорошо будет всем.

Фактически ничего не поменяется

Участники рынка автомобильного страхования в это же время отметили, что во взаимоотношениях владельцев автомобилей и страховых компаний (даже когда техосмотр станет добровольным, полис ОСАГО нужно будет оформлять в любом случае) практически ничего не поменяется.

Михаил Черных, один из руководителей страховой компании «Абсолют Страхование», отметил другую деталь. Отсутствие обязательного технического осмотра не снимает с владельца автомобиля ответственность за его техническое состояние. Автотранспортное средство должно содержаться в исправном техническом состоянии, а за нарушения предусмотрены штрафные санкции. Поэтому изменений существенных не произойдет. Единственное, что произойдет, так это запрос страховой компании на проведение техосмотра при оформлении полиса ОСАГО будет отсутствовать. Хотя ОСАГО от техосмотра отвязали еще летом 2021 года.


Один из директоров страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев указал на то, что при ДТП будет важна причинно-следственная связь между техническими неисправностями и ДТП. В том случае если причиной аварии станет именно неисправность, то страховщик имеет полное право предъявить регрессное требование страхователю. Если проще и другими словами. Когда владелец автомобиля является виновником аварии, то страховая компания выплатит за него нанесенный ущерб, а затем на эту же сумму выставит счет своему клиенту. Фактически виновнику аварии возмещать ущерб придется из своего кармана даже при наличии полиса ОСАГО.

Сергей Ефремов обратил внимание и на то что, как мы и отмечали в начале, в Федеральном законе № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года все положения о регрессных выплатах остались неизменными и в силе. Поэтому пострадавший в ДТП получит частично или полностью (в зависимости от общей стоимости нанесенного ущерба) выплату по полису ОСАГО вне зависимости от текущего состояния автотранспортного средства его и виновника аварии. Эксперт отметил что в соответствии с нормами обозначенного закона страховщик имеет право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, если его машина была неисправна, но только в том случае, когда предоставит доказательства, того что причиной аварии является неудовлетворительное техническое состояние, поломки автомобиля. Доказательством, что автомобиль исправен является диагностическая карта пройденного техосмотра.



Подпишитесь на наши рассылки