Современные легковые автомобили комплектуются множеством электронных систем и блоков управления (ЭБУ), работа которых основана на использовании информации, передаваемой от датчиков. Они отличаются по конструкции, функциональному назначению и измеряемым параметрам. В частности, широко используются температурные датчики. Их основная задача – измерять температуру определенной рабочей среды (воздуха, выхлопных газов, охлаждающей жидкости, моторного масла, других). В процессе эксплуатации автомобиля датчики температуры могут выходить из строя по самым разным причинам. В результате нарушается работа тех систем, в которых они установлены. Это может привести к серьезным поломкам и очень дорогостоящему ремонту. Подобное утверждение обуславливает необходимость своевременного выявления и устранения неисправностей путем замены датчиков температуры (утверждение верно и для датчиков давления, расхода, уровня, скорости, положения и иных) так как это расходный узел не подлежащий восстановлению.
«Гвардейский», расположенный в Советском районе столицы Татарстана технический центр, оказывает комплексные, всесторонние услуги, в том числе связанные с обслуживанием и заменой датчиков, по таким направлениям как:
Поговорим о температурных датчиках, их конструкции, функциональном назначении более детально. Попутно отметим что по мере потребности в условиях наших ремонтных боксов предлагаем заменить датчик температуры Рено, датчик температуры Мазда, датчик температуры Опель, датчик температуры КИА, датчик температуры Хендай, датчик температуры Лада, датчик температуры Форд, датчик температуры Шевроле, датчик температуры Дэу.
Температурный датчик, тот же датчик температуры Мазда, используется, как уже отмечали, для измерения температуры определенной среды, в зависимости от того где установлен. Несмотря на то что эта среда отличается по своим физическим и химическим свойствам в основном, за редким исключением, все температурные датчики, которые используются в современных легковых автомобилях, конструкционно схожи и работают по одному и тому же базовому принципу.
Речь идет о терморезистивных температурных датчиках. Другие если и ставятся, то очень редко, либо на откровенно «древних» моделях, либо на ряде моделей премиального сегмента ставятся цифровые или комбинированные датчики. На исключениях из правил акцентировать внимание не будем и рассмотрим обычный резистивный температурный датчик. Он состоит из корпуса, термочувствительного элемента, электрического разъема, терморезистора (терморезистивной микросхемы). Если система, в которую устанавливается, например, датчик температуры Опель, с герметичными контурами и это критично, используется уплотнительная прокладка для обеспечения требуемой степени герметичности соединения.
Работа таких температурных датчиков основана на применении термистора. По своей сути это нелинейный резистор, способный измерять величину собственного омического сопротивления. Она изменяется в зависимости от степени нагрева или охлаждения термочувствительного элемента. Причем задействуется две схемы. Самая распространенная – использование резистивных элементов с отрицательным температурным коэффициентом. Это значит что при нагревании термочувствительного элемента, из-за свойств используемого проводникового материала, омическое сопротивление снижается. В качестве примера возьмем охлаждающую жидкость (антифриз). Если его температура в системе охлаждения будет +20°С, то омическое сопротивление составляет приблизительно 3,50 кОм, когда температура антифриза возрастает до +90°С, то омическое сопротивление датчика снижается до 0,24 кОм. Надеемся понятно. Но есть автопроизводители, которые идут против общих тенденций и правил. Например, датчик температуры Рено может быть с положительным температурным коэффициентом из-за использования проводниковых материалов с другими свойствами. Это нужно учитывать когда требуется купить температурный датчик, обратившись в наш магазин запчастей. Не беспокойтесь, поможем выбрать правильно.
Схема работы температурного датчика зависит от способа измерения изменения омического сопротивления. Не будем на этом детальнее останавливаться, отметим лишь что зачастую используется электрический способ измерения. Изменение омического сопротивления влияет на величину напряжения (на датчик температуры подается электрический ток, обычно номинальным напряжением 5 V, но бывают и варианты), а это фиксирует электронный блок управления (сокращенно ЭБУ), который путем задействования определенных алгоритмов отдает нужные команды на исполнительные устройства. Но еще встречаются и датчики с механическим методом измерения. Их принцип работы основан на использовании эффекта температурного расширения, возникающего при увеличении температуры измеряемой рабочей среды.
Большинство современных легковых автомобилей оборудуются двигателями внутреннего сгорания (используется термин ДВС), не будем об электроавтомобилях говорить. Ключевой параметр работы такого силового агрегата – температурный режим. Чтобы мотор работал исправно и полнофункционально требуется поддерживать его рабочую температуру. Датчик температуры двигателя как раз и призван контролировать температуру. Изменение этого критерия определяет те команды, которые передает ЭБУ на разные исполнительные устройства. Помимо этого информация выводится на приборную панель и позволяет водителю принимать решение самостоятельно, чтобы не допустить перегрев двигателя, что может привести к его капитальному ремонту.
Кроме этого датчик температуры двигателя дает возможность ЭСУД (полное наименование электронная система управления двигателем) решать и иные задачи:
Учитывая стоимость капитального ремонта двигателя и стоимость «копеечного» датчика температуры двигателя, сами понимаете что это категории не сопоставимые и осознаете как важно чтобы датчик был исправен и работал правильно. Поэтому в случае чего сразу обращайтесь к нам. Проведем диагностику и если определим что неисправен именно датчик температуры двигателя поменяем его, а купить эту деталь предлагаем обратившись в наш магазин запчастей.
Важный момент – используем термин «датчик температуры двигателя» как общий термин. В зависимости от места установки и характеристик измеряемой среды этот датчик, во-первых, имеет разные наименования, во-вторых, отличается функциональное предназначение (список дополнительных функций), в-третьих, может быть не один, а использоваться группа датчиков, расположенных в различных системах, взаимосвязанных с двигателем. Речь о таких измерительных устройствах как:
Все эти датчики можно подвести под общий термин – датчик температуры двигателя. О каждом расскажем немного детальнее.
Ключевой датчик температуры КИА, как и любой другой модели, это датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Устанавливается на всех абсолютно моделях с ДВС и жидкостно-воздушной системой его охлаждения. То есть если есть ДВС, в системе охлаждения задействуется антифриз, то ДТОЖ должен быть обязательно. Он измеряет температуру как раз охлаждающей жидкости. Реализует как датчик температуры двигателя все те задачи что указали выше. Помимо этого еще может отвечать за вентилятор охлаждения (дополнительное воздушное охлаждение) и решать широкий спектр других задач. И учитывайте что ДТОЖ может ставиться не один, а в составе организованной группы датчиков, что сказывается на особенностях их замены и обслуживания.
Второй датчик температуры двигателя, который называется датчик температуры моторного масла, ставится не всегда, например, есть такой датчик температуры Хендай, на ряде моделей и других автопроизводителей. Задачи назвали выше. Реализуются они путем измерения температуры моторного масла, находящегося в герметичных контурах и каналах системы смазки. Помимо этого этот датчик позволяет решать и еще одну важную задачу – контролировать температуру смазки. Речь о таком ключевом параметре как вязкость, она зависит от температуры масла и влияет на эффективность смазки пар трения в двигателе, что в конечном счете сказывается на его ресурсе. Особенно если масло не успевает прогреться и его вязкость значительная. Еще при избыточной температуре масло способно выгорать (речь о температуре вспышки), а при температуре свыше +260°С воспламеняться, что тоже не очень хорошо. Учитывайте и тот факт что система смазки активно помогает системе охлаждения поддерживать тепловой баланс двигателя (моторное масло наряду с антифризом отводит избыточное тепло от деталей, которые нагреваются при сжигании ТВС). Оттого так важен датчик температуры моторного масла, если установлен, и так важно его менять. Один ключевой момент. Иногда используется комбинированное решение когда датчик давления моторного масла измеряет не только давление смазки, но и ее температуру.
Третий датчик температуры двигателя – ДТВ, ставится в систему впуска, не всегда, он, как и в случае с датчиком температуры моторного масла, может не использоваться. Например, есть такой датчик температуры Дэу Матиз и на многих других моделях. Зачастую используется спарка ДАД (датчик абсолютного давления (он же (MAP)) + ДТВ). Порой эта пара заменяет ДМРВ (полное наименование датчик массового расхода воздуха), но встречаются очень интересные решения когда ДТВ работает в паре с ДМРВ. Задача у датчика температуры воздуха – измерить температуру атмосферного воздуха, подаваемого в двигатель (разговор о взаимодействии таких параметров как объем, давление и температура воздуха). В основном это нужно для формирования оптимального состава ТВС, но есть и дополнительные задачи, все зависит о того с кем этот датчик работает в паре.
Четвертый датчик температуры двигателя – ДТОГ (датчик температуры отработанных газов). Ставится в выхлопную систему, не всегда, сейчас все реже, считается устаревшей технологией, в большинстве своем на версиях с турбированными моторами и спортивных модификациях. Сейчас его заменяет кислородный датчик (лямбда-зонд), хотя могут работать и в паре. Наверное уже поняли что ДТОГ измеряет температуру отработавших газов в выхлопной системе (у стехиометрической, «обедненной» и «обогащенной» ТВС температура сгорания разная). Задача та же – обеспечить формирование оптимального состава ТВС. Помимо этого ДТОГ позволяет предотвратить поломки двигателя. Например, если температура отработавших газов достигнет отметки +870°С, то это может стать причиной разрушения ЦПГ (полное наименование цилиндропоршневая группа) в зависимости от конструкционных особенностей двигателя и материалов изготовления блока цилиндров, поршней.
Если потребуется заменить датчик температуры двигателя, тот же датчик температуры Форд или на моделях других указанных выше автопроизводителей – обращайтесь в наш техцентр.
Температурные датчики в основном, как уже поняли, контролируют функционирование двигателя путем измерения температуры охлаждающей жидкости, воздуха, подаваемого во впускной коллектор, моторного масла и отработавших газов. Но есть датчики, которые имеют опосредованное отношение к двигателю.
Сперва расскажем о ДТВС (он же датчик температуры воздуха в салоне). Конструкционно может отличаться, от этого зависит и функциональность. Возьмем такой датчик температуры Лада (десятого семейства) и на его примере расскажем для чего нужен. Его задача – измерение температуры воздуха в салоне. Это нужно для регулировки температурного режима внутри автомобиля. На обозначенных тольяттинских моделях реализуется задача таким путем. Датчик ставится в плафон на потолке, на него вентилятор подает воздух. Измеряя температуру передает информацию на блок отопителя (САУО – система автоматического управления отопителем). На основании полученной информации такое исполнительное устройство как заслонка открывается или закрывается. По сути однозонный климат-контроль, самая примитивная схема. На моделях других автопроизводителей ДТВС включаются порой не только в систему отопления и кондиционирования, но и климат-контроля. Порой таких датчиков ставится не один, а группа с целью определения оптимального температурного режима для двух или нескольких зон. Так как система отопления связана с системой охлаждения, то опосредовано влияет на работу двигателя, особенно когда он еще не набрал рабочую температуру. Оттого за ДТВС нужно следить и заменять вовремя.
И последний вид температурных датчиков, который рассмотрим – датчик, измеряющий температуру воздуха за бортом. Обычно выполняет сервисные функции, может быть связан с системой климат-контроля (если установлена), системами отопления, вентиляции и кондиционирования. Иногда его информацию использует ЭСУД и ряд других систем (например, активной и пассивной безопасности, предупреждая о вероятности обледенения дорожного полотна и иных параметрах). Данные могут выводиться на приборную панель или экран бортового компьютера для информирования водителя и пассажиров.
В целом это основные температурные датчики, которые ставятся на современные легковые автомобили, порой встречаются и другие.
Если потребуется поменять тот же датчик температуры Шевроле или температурный датчик на другой модели обозначенных выше производителей – обращайтесь к нам в «Гвардейский». Предлагаем комплексные услуги по таким ключевым направлениям – техосмотр, техобслуживание и ремонт легковых автомобилей, их страхование и продажа запчастей. Ждем все семь дней в неделю. Работаем без выходных.