В первой части обзора мы отметили, что в Федеральный закон №170-ФЗ от 01.07.2011 года были внесены изменения, которые вступают в силу с 8 июня 2020 года. Рассмотрели подробно как изменилась диагностическая карта и порядок ее оформления. Рассказали и о таких относительно новых понятиях как фотофиксация и передвижная диагностическая линия. В этой части обзора коснемся вопросов касающихся пунктов технического осмотра (далее ПТО). Рассмотрим изменения, которые коснулись их деятельности. Это очень важно, так как предопределяет для владельца автомобиля правильный выбор оператора технического осмотра (в дальнейшем ОТО), проводящего техосмотр. Попутно напомним что технический центр «Гвардейский» предлагает в Казани свои услуги по такому актуальному и важному направлению, связанному с эксплуатацией автомобиля, как диагностирование (техосмотр), выполняемое уполномоченными на подобные действия экспертами. На территории техцентра работает специально оборудованный для этих целей ПТО. Все операции выполняются строго официально в соответствии со своей областью аккредитации (категория М1, легковые автомобили). Работаем на основании аттестата №05969, выданного Российским союзом автостраховщиков (далее РСА) 29 августа 2017 года (на основании приказа №1614-ТО). Услуги по техосмотру оказываем на протяжении уже более шести лет (первичная аккредитация 25.07.2013 года, аттестат №02101).
Начнем рассмотрение изменений со статьи 10 закона №170-ФЗ. Эта статья касается деятельности страховщиков, их профессионального объединения, в нашем случае РСА (Российского союза страховщиков). Основные положения остались прежними, но изменилось несколько ключевых условий деятельности ОТО, о нем уже в первой части нашего обзора говорили.
Прежде всего переоформление аттестатов, подтверждающих аккредитацию, оно будет проводиться РСА на основании заявления, поданного ОТО. Ранее такая норма отсутствовала, хотя понятие переоформления существовало. Почему это так важно для автовладельца? Если оператор техосмотра выполняет переоформление аттестата, то это может быть связано с изменением области аккредитации, в том числе ее реорганизацией, расширением либо сокращением юрлица и иными причинами. Нужно будет следить за тем может ли проводиться техническое диагностирование нужной категории транспортных средств. Отметим что РСА имеет право, согласно новой редакции закона, и отказать в дальнейшем переоформлении действующего аттестата. И еще один очень важный момент. Если ранее аккредитация проводилась по отдельно взятому ПТО, то с момента введения такого понятия как диагностическая передвижная линия ее аккредитация проводится обособленно. То есть один ОТО может иметь ПТО и диагностическую передвижную линию с разными областями аккредитации. Обращайте на это внимание.
Помимо этого теперь информацию владельцу получить немного проще. На РСА возложили ответственность не только за ведение реестра операторов технического осмотра, что было ранее, но и, обратите на это внимание, предоставление сведений из него. То есть начиная с 8 июня 2020 года любой автовладелец имеет право запросить информацию РСА о любом интересующем его ПТО и получить официальный ответ. Таким образом застрахуете себя от риска пройти техосмотр вне рамок действующего законодательства. А такую «нелегальную» диагностическую карту могут, согласно вступающих в действие изменений, попросту аннулировать. Это уже отмечали в первой из частей обзора и акцентируем еще раз внимание на этом моменте.
Проверять правомерность работы ПТО в обязательном порядке имеют право страховщики, их профессиональное объединение. Но это можно сделать и автовладельцу самостоятельно, задав несколько вопросов сотрудникам ПТО, в котором предполагается проводить техническое диагностирование.
Поговорим о изменениях, коснувшихся требований, предъявляемых к ОТО, соблюдение которых является обязательным условием для аккредитации. Начнем с главного. Если ранее ОТО должно было иметь здания и сооружения чтобы пройти аккредитацию, то теперь необходима производственно-техническая база. Уже об этом понятии уже говорили в части первой обзора. Причем требования к этой базе определяются уполномоченным на такие действия федеральным органом. Оттого в ближайшее время следует ожидать появления определенных подзаконных регламентирующих актов, касающихся этой сферы.
Правило, что в любом ПТО должен работать один или более технический эксперт, осталось, но появилось уточнение, согласно которому не менее одного эксперта на каждой диагностической линии. Причем без уточнения что это за линия, передвижная или стационарная. Другими словами. Если линий две, то и экспертов не менее двух. Причем одно важное замечание. На каждой диагностической линии должен быть один эксперт, работающий по основному месту работы, то есть работник ПТО. Но в то же время в новой редакции закона нет указания на то что техническое диагностирование проводит именно сотрудник ОТО. А это значит что на одной диагностической линии могут работать, например, два технических эксперта, один из которых сотрудник ПТО, а второй наемный с соответствующей аккредитацией и квалификацией. Как частный случай, но обращайте на это внимание.
Следующее изменение. Ранее данные о проведенном техническом диагностировании передавались ежедневно. В новой редакции закона четко указано что такие сведения передаются сразу после окончания техосмотра. Более подробно об оформлении электронной диагностической карты мы уже говорили в первой части обзора.
И последниеусловие, на котором остановим внимание, – срок действия выданного аттестата ОТО. Аттестат аккредитации, как и ранее, бессрочный. Но есть и изменения. Так, если аттестат аннулирован, то срок его действия заканчивается на следующий день после принятия решения РСА об аннулировании действующего аттестата. Это можете проверить по реестру. Обращайте внимание и на то, что по истечение одного календарного года со дня проведения аккредитации, но не раньше чем через шесть месяцев, ОТО должен ее подтвердить, а далее такое подтверждение требуется раз в пару лет, начиная с дня проведения предыдущего по счету подтверждения. В противном случае это повод аннулировать аттестат, а следовательно и карту в частном.
Многие аспекты деятельности отдельно взятого оператора техосмотра в новой редакции закона №170-ФЗ взаимосвязаны с таким относительно новым понятием как пропускная способность. Уже говорили что количество техосмотров, проведенных в день, как и количество карт, не может быть выше пропускной способности более чем на 5% (пять процентов). Поэтому лучше записываться предварительно, возможно возникновение очередей. Хотя алгоритм работы у нас достаточно проработан, так как строго придерживаемся норм действующего законодательства, а время на каждую операцию при выполнении технического диагностирования регламентировано. Поэтому и ранее больше чем физически, исходя из технических возможностей, автомобилей в сутки не обслуживали. Это нововведение нас если и затрагивает, то не в значительной мере.
Появление термина пропускная способность более связано с действием ОТО, которые карту оформляли формально. Но поговорим об изменениях. Итак. Пропускную способность отдельно взятой диагностической линии (нескольких линий) непосредственно рассчитывает оператор техосмотра самостоятельно, но с применением определенных, заранее утвержденных методик расчета соответствующим уполномоченным на это федеральным органом. О методиках рассказывать пока не будем. Они в стадии разработки и утверждения. Заявление подается в РСА вместе с соответствующим заявлением об аккредитации. Причем если производственно-техническая база изменится, например, в ПТО появится дополнительная диагностическая линия, то оператор имеет право подать заявление об изменении текущей пропускной способности. Надо за этим следить, чтобы запланировать техосмотр и сократить срок ожидания периода его проведения.
Информацию найти просто. Данные заносятся в реестр профессиональным объединением страховщиков, но перед этим проверяется правильность проведения расчета пропускной способности, предварительно рассчитанной ОТО. РСА может просто отказать в регистрации указанной пропускной способности по целому ряду причин. Сведения заносятся либо вместе с выдачей аттестата аккредитации, либо через десять (10) дней после подачи заявления об изменении текущей пропускной способности. Раз уж заговорили о реестре, рассмотрим изменения, внесенные в статью 13.
Теперь поговорим о том какие изменения коснулись реестра ОТО и какие сведения из него можно почерпнуть. Статья 13 переписана полностью, но основные формулировки в том или ином виде остались. Изменений немного. Прежде всего они касаются передвижных диагностических линий, их ранее не было. Обозначено что в реестре должна отображаться информация об их области аккредитации, мы уже отмечали что она может отличаться от области аккредитации стационарного ПТО, с обозначением пропускной способности, что тоже немаловажно.
Второе важное нововведение касается технических экспертов. Теперь информация о них тоже будет заноситься в реестр, в частности, такие данные как:
Помимо этого будут добавлены в реестр и иные сведения. В частности, идентификационный номер ОТО, дата изменения данных в реестре о нем, копия заявлений решений об аккредитации. Иначе говоря, реестр станет более информационно насыщенным и в нем можно почерпнуть практически всю информацию о ПТО, диагностической, в том числе передвижной, линии и даже техническом эксперте. Причем, как уже говорили, эту информацию РСА обязан предоставлять по запросу на официальном уровне и она является общедоступной. Это очень важно, например, при судебных разбирательствах.
Что касается изменений, коснувшихся обязанностей ОТО, то многое связано с необходимостью оформления в цифровом виде диагностической карты. Это первое изменение – вносить в автоматизированную, общую, информационную систему техосмотра сведения о выполненном техническом диагностировании, причем вне зависимости от его результатов. Об этом в первой части нашего обзора рассказали детальнее.
Второе важное изменение. Так как диагностическая карта теперь оформляется только в цифровом виде, а в бумажном по требованию, то с 8 июня 2020 года оператор техосмотра не обязан обеспечивать учет, хранение и уничтожение диагностических карт. Они хранятся в электронной базе, выдаются на бумаге по требованию бесплатно, а если понадобится дубликат, то придется платить. Но у ОТО их уже не будет.
И последнее нововведение. Теперь в случае изменения данных об операторе, которые должны вноситься в реестр, обязан уведомить страховщиков, их профессиональное объединение (в нашем случае РСА), в течение трех рабочих дней. Этим обеспечивается актуальность данных об ОТО, ПТО и экспертах в реестре. То есть максимум пять дней, если изменения произошли в пятницу, за исключением такого частного случая как праздничные дни. Обращайте на этот момент внимание, когда потребуются данные об операторе, эксперте, ПТО или диагностической передвижной линии.
Сроки и периодичность проведения техосмотра (статья 15), как и условия оплаты за эти услуги (статья 16), остались неизменными. А вот в порядок осуществления техосмотра внесли некоторые изменения. Расскажем о них детальнее.
Сначала о тех документах, которые должен предоставлять собственник транспортного средства. Если раньше требовали ПТС (паспорт технического средства) либо свидетельство о его регистрации, то теперь ввели понятие иной документ, идентифицирующий легковой автомобиль, другое транспортное средство. Как можно понять из закона, разговор о электрическом наземном транспорте, но эта норма требует уточнения в дальнейшем.
Теперь насчет отказа от выполнения диагностирования (техосмотра) и оформления последующего диагностической карты. Два момента. Первый. Если транспортное средство не соответствует тем сведениям, которые указаны в документах, идентифицирующих его, оператор техосмотра обязан это отразить в общей информационной базе. Трижды надо теперь подумать, прежде чем предоставлять «липовые» ПТС либо свидетельство о регистрации. База общедоступна и на контроле целого ряда органов.
Второй. Появилась третья причина, по которой ОТО может отказать в выполнении техосмотра. Это отказ от оплаты услуг за выполненное диагностирование. Ранее такой нормы не было. С лета будет работать правило: нет денег – нет диагностической карты. Такая своего рода страховка для операторов от очень умных и юридически подкованных непорядочных собственников автомобилей и иных транспортных средств.
Следующий момент. Проводить техосмотр могут теперь только эксперты, уполномоченные непосредственно оператором и данные о которых, о чем говорили выше, внесены в реестр. Техосмотры, которые будут проводиться на диагностических, имеются в виду передвижные, линиях, их правила будут установлены Правительством России.
И пару слов об изменениях, которые касаются повторного техосмотра. Если выявлены недочеты, которые нужно устранить, собственник транспортного средства обязан уложиться в 20 (двадцать) календарных дней. В такой ситуации будут проверяться только показатели, отраженные в карте и не соответствующие требованиям. В противном случае, если за 20 дней не успеете, то техосмотр проводится повторно в полном (с нуля) объеме. Ранее такого положения не было. А это вопрос стоимости услуг соответственно и времени, конечно.
Внесены изменения и в главу 4 закона №170-ФЗ, но мы их рассматривать не будем, так как они касаются проверки деятельности операторов техосмотра и профессионального объединения страховщиков, автовладельцев затрагивают в незначительной мере. Отметим лишь что результаты такой проверки отражаются в реестре. А он общедоступен.
Потребуется пройти техосмотр в Казани – обращайтесь к нам в технический центр «Гвардейский». Работаем строго в рамках действующего законодательства. Обязательно поможем, проведем техническое диагностирование и оформим диагностическую карту в соответствии со всеми правилами.