Техосмотр 2020: какие изменения ожидаем (часть1)

Записаться на техосмотр

Техосмотр 2020: какие изменения ожидаем (часть1)

Технический центр «Гвардейский» предлагает в Казани свои услуги по такому актуальному и важному направлению, связанному с эксплуатацией автомобиля, как технический осмотр (техосмотр). На территории техцентра работает специально оборудованный для этих целей пункт технического обслуживания (используется сокращенное название ПТО). Все операции выполняются строго официально в соответствии со своей областью аккредитации (категория М1, легковые автомобили). Работаем на основании аттестата №05969, выданного Российским союзом автостраховщиков (далее РСА) 29 августа 2017 года (на основании приказа №1614-ТО). Услуги по техосмотру оказываем на протяжении уже более шести лет (первичная аккредитация 25.07.2013 года, аттестат № 02101).

Все работы выполняются в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона №170-ФЗ от 1 июля 2011 г. В 2020 году с 8 июня в этот государственный нормативный документ вносится целый ряд изменений. Они в существенной мере изменяют порядок и условия проведения техосмотра. Это связано с целым рядом причин, которые озвучивать не будем. Расскажем детально о тех основных изменениях, которые коснутся самой процедуры проведения техосмотра.

Общие положения – изменения в оформлении выдаваемой диагностической карты

Начнем с общих, так сказать, положений. Самое главное изменение состоит в том, что если ранее диагностическая карта обязательно оформлялась исключительно в бумажном виде, то теперь в обязательном порядке оформление происходит и в электронном виде. Причем процедура строго регламентирована. Обращайте внимание на то, что оформление диагностической карты должно проводиться сразу же после прохождения техосмотра (менее чем за четыре часа). Сведения передаются посредством сети глобальной Интернет во всеобщую федеральную базу. Теперь диагностическая карта будет храниться в цифровой, общей системе техосмотра не меньше пяти (5) лет. Подписывается документ электронной подписью, принадлежащей эксперту, выполнявшему диагностирование. Совокупное количество занесенных в базу карт не должно превышать количество диагностических линий в ПТО, обозначенных в реестре общем операторов технического осмотра (используем далее термин ОТО).

Важное условие. Появилось такое ключевое понятие как пропускная способность. Это максимальное количество, в нашем случае легковых, машин, в отношении которых может быть выполнено соответствующее техническое диагностирование за одну единицу времени. Все зависит от области аккредитации, еще критериев производственно-технической базы ОТО (о ней ниже) и режима ее функционирования, а также количества экспертов, оказывающих услуги в одно время.

Исходя из этого. Количество диагностических карт, внесенных в электронную общую базу по отдельно взятому ПТО за единицу одну времени не должно превышать его пропускную способность более чем на 5 (пять) %. Новая норма, использование которой более-менее аргументировано. Ведь некоторые недобросовестные ОТО оформляли диагностические карты формально, без осуществления техосмотра автомобиля, а это повышало резко аварийность на дорогах. Поэтому мы сможем обслужить только определенное количество автомобилей в сутки. Исходя из обозначенного, если потребуется пройти техосмотр, обращайтесь к нам предварительно, чтобы уточнить дату и время его прохождения. Будем стараться этого избежать, но вероятно возникновение очередей.

Если возникли неполадки (отключили электроэнергию, нет интернета), то диагностическую карту в электронной форме лицо, проводившее техническое диагностирование, обязано оформить в течение двадцати четырех (24) часов (одни сутки цена, не более). И обязательно, обращаем на это внимание, в такой ситуации оформляется соответствующий акт. В нем указывается время возникновения неисправности и время ее устранения. В таком случае, при отсутствии возможности оформления электронной диагностической карты и последующей передачи ее в общую базу на протяжении четырех (4) часов, техосмотр не выполняется до устранения причин таких неполадок.

За переданную информацию ОТО в полной мере несет полную ответственность в строгом соответствии с нормами действующего законодательства России. Сведения, занесенные в общую электронную базу, должны быть актуальными и достоверными. Что это за сведения? В новой редакции закона они четко прописаны, из новых:

  • адрес сайта оператора техосмотра в глобальной сети Интернет;
  • номер аккредитации в реестре, с указанием данных об аттестате (дате его выдачи, приостановления, возобновления, переоформления и аннулирования);
  • адрес ПТО, включая передвижные диагностические линии (новое понятие, о них поговорим ниже), с указанием их пропускной способности и на текущий момент действующей области аккредитации (у нас М1);
  • имена, отчества, фамилии экспертов и обозначение того, техосмотр каких из категорий транспортных средств они имеют право выполнять, а еще адрес стационарного ПТО, если эксперт оказывает услуги на так называемой диагностической передвижной линии;
  • достоверные сведения о выполненных ранее техосмотрах.

И, конечно, указывается юридическое название (как сокращенное, так и полное) ОТО, проводящего техосмотр. Всю эту информацию передают в общую электронную базу страховщики, их профессиональное объединение.

ОТО, как и ранее, дает информацию о транспортном средстве, проходившем техосмотр. Важное изменение, помимо того что обозначаются марка, модель автомобиля, его год производства, номер (так называемый VIN-код), номер кузова, возникнет потребность указывать и номер шасси (рамы). Кроме этого, исходя из того что теперь техосмотр может проводиться не только в стационарных, но и передвижных ПТО, требуется указывать их адрес.

В то же время больше не нужно передавать информацию о фамилии, имени и отчестве человека, представившего автомобиль к осмотру. Важное изменение коснулось действий самого эксперта. Обращаем внимание на такую юридическую тонкость. Если ранее указывалось ФИО эксперта, который принял окончательное решение об оформлении и последующей выдаче карты, то теперь ФИО эксперта, который провел сам техосмотр. Повышается персональная ответственность специалиста.

Появилось два новых пункта. Первый. Если в выполнении техосмотра по очень веской причине отказано, то такие сведения заносятся в базу. Второй важный пункт – в базу в обязательном порядке должно заноситься фотографическое изображение автомобиля, в отношении которого осуществлялось диагностирование. Вот об этом и поговорим далее.

Фотографическое изображение автомобиля

Еще одна норма измененного закона касается необходимости внесения в электронный реестр фотографий автомобиля, проходящего техосмотр. Направлено действие этой нормы на предотвращение фиктивного проведения диагностирования. Причем это не просто фотографии, указываются координаты места расположения автомобиля, дата, еще и точное время начала, а затем и окончания требуемых работ.

Вводится такое понятие как средство фотофиксации, как технического средства, применяемого для фотофиксации при осуществлении диагностирования. Требования к таким средствам определяются в соответствии с действующей в измененной редакции рассматриваемого закона статьей восемь уполномоченным на такие действия федеральным органом.

Сейчас существует лишь проект приказа Минтранса России. Пока он не утвержден, возможны изменения. Но базовые положения соответствуют нормам, обозначенным в законе №170-ФЗ, и определяют требования к самой фотофиксации. В частности, указано, что нужно три фотографии в формате JPG, до (вид сзади), во время (VIN-код) и после (вид спереди) проведения диагностирования.

Подробнее останавливаться не будем. Вероятны изменения, о них поговорим, когда из проекта этот документ превратится в полноценный нормативный, регламентирующий акт, имеющий полную юридическую силу.

Диагностическая карта

Существенные изменения внесены в статью 19 закона. Начнем с юридических тонкостей. Если ранее диагностическая карта лишь подтверждала соответствие автомобиля требованиям безопасности эксплуатации, то сейчас сфера действия ее расширилась. Теперь диагностическая карта прямо обозначает и то, что транспортное средство может принимать участие непосредственно в дорожном движении. Тем самым повышается степень ответственности экспертов, выполняющих диагностирование.

Причем если автомобиль не допущен к участию в общем дорожном движении, то в диагностическую карту в обязательном порядке вносится весь перечень выявленных повреждений, обуславливающих невозможность соблюдения требований безопасности дорожного движения. То есть теперь все должно быть четко, ясно и прозрачно, а не в общих, размытых, с разным трактованием, неаргументированных формулировках.

Исходя из того, что теперь карта оформляется обязательно и в электронном, цифровом виде, вводится такое понятие как электронная подпись эксперта, заверяющего рассматриваемый нами документ.

Важно. Обязательного оформления карты на так называемом бумажном носителе теперь не будет. Если необходим бумажный экземпляр, то он выдается по требованию. То есть, когда потребуется, наш технический эксперт, проводивший техосмотр, оформит и обязательно заверит своей подписью, поставим свою печать, как то предписывает закон. Причем абсолютно бесплатно. Обращайте внимание на это когда будете проходить техосмотр в ином ПТО, чтобы у Вас не потребовали оплату. Но если карта на бумажном носителе была повреждена либо потеряна, то дубликат оформляется уже за деньги, платно. Сумма оплаты – одна десятая предельного размера платы за техосмотр.

И еще один момент. Когда данные в цифровой и оформленной на бумаге карте имеют отличия, то в приоритете та, которая оформлена в цифровом виде.

Ввели и такое понятие как дата оформления карты, если осуществляется повторный техосмотр (диагностирование) при несоответствии отдельно взятого транспортного средства, того же автомобиля, обязательным требованиям, предъявляемым к безопасности. Таковой датой считается день осуществления повторного технического диагностирования. Четко указывается, что все выявленные неисправности нужно устранить за двадцать (20) дней после проведения техосмотра, не более.

Пункты 7, а еще 8 и 9 статьи 19, в них идет речь о выдаче дубликата и сумме оплаты за такую услугу, утратили силу, так как вся эта информация теперь содержится в том либо ином виде в пункте 4.1 рассматриваемой статьи. Обо всем уже рассказали чуть выше.

Диагностическая карта действует от момента выполнения текущего диагностирования, занесения ее в общую электронную (цифровую) базу и до проведения последующего диагностирования, через определенный временной интервал. Его параметры определяет закон №170-ФЗ и в этом плане ничего практически не изменилось.

И последнее важное изменение. Действие карты может быть аннулировано соответствующим надзорным государственным органом, если будет установлено что автомобиль, на который она оформлена, фактически техническое диагностирование не проходил, а документ выдан формально. То есть возможность купить диагностическую карту без прохождения осмотра еще остается, но возникает прецедент, когда эти деньги могут быть потрачены впустую и документ будет недействительным.

Поэтому техосмотр лучше проходить, а в Казани предлагаем воспользоваться услугами технических экспертов, работающих в техническом центре «Гвардейский».

Новые и измененные понятия

Об изменениях в самой диагностической карте, процедуре ее оформления и необходимости фотофиксации поговорили. Настало время рассмотреть новые и измененные понятия, определенные обновленной редакцией закона №170-ФЗ.

Начнем с того что аккредитация ОТО может быть не только получена, приостановлена, аннулирована, но и переоформлена путем расширения или сокращения установленной области аккредитации. Оттого, выбирая ПТО с лета 2020 года, обращайте внимание на область его аккредитации, все может поменяться, причем кардинально. И еще одно. В новой редакции закона прописано определение подтверждения соответствия требованиям аккредитации для ОТО и это важно, потому что касается действия закона N 40-ФЗ и работы страховщиков, их профессионального объединения.

Следующее важное изменение. Теперь техосмотр можно будет проходить не только в стационарных ПТО, но и, этот термин уже упоминали в обзоре, на диагностических передвижных линиях.

В новой, актуальной редакции рассматриваемого закона дано определение этого понятия. Диагностическая линия – общность оборудования, а еще и средств, применяемых для технического полноценного диагностирования, в частности, и легковых машин. Эти средства и оборудование в себя включают определенное программное обеспечение и средства так называемой фотофиксации. То есть все то что требуется для проведения фотосъемки и последующего оформления карты в цифровом виде с целью ее дальнейшей передачи в общую электронную базу данных. Об этом уже подробно рассказали выше. А передвижной диагностической линией именуется совокупность этих же и средств, а еще и оборудования, применяемых для проведения техосмотра вне ПТО. Заканчивая тему диагностических линий. В пункте, устанавливающем понятие производственно-технической базы оператора технического осмотра (в том числе зданий, а еще помещений, разнообразных сооружений), указано, что диагностических линий должно быть не менее одной. Причем ПТО сейчас и является производственно-технической базой, размещенной по одному юридическому адресу.

Следующий важный и очень тонкий юридический момент, на который требуется обратить внимание. Ранее техосмотр проводился работником ОТО, сейчас в юридической формулировке это лицо, проводящее диагностирование. То есть эксперт, образно говоря, может работать на «вольных хлебах» и не являться сотрудником ОТО, а лишь привлеченным на договорной основе специалистом. Обращайте внимание на этот факт, это очень важно. Особенно если придется возникшие вопросы решать в судебном порядке, чтобы было понятно спрашивать с ОТО или с технического эксперта, оказывающего лишь услуги и не являющегося работником ОТО.

Изменились и условия подтверждения соответствия обязательным требованиям безопасности автомобилей и иных транспортных средств. Причем сам термин «транспортные средства», что немного странно, из закона вообще убрали. Хотя в предыдущей редакции такое определение было.

О средствах фотофиксации и пропускной способности уже говорили выше. На этом первую часть статьи заканчиваем, а во второй рассмотрим остальные важные изменения, произошедшие в сфере прохождения технического диагностирования. Заходите на сайт нашего техцентра, читайте, будет интересно. А потребуется пройти техосмотр в Казани – обращайтесь. Обязательно поможем.

Подпишитесь на наши рассылки